Развитие речи (2 часа )
Тема урока: Подготовка к сочинению на морально-этическую
тему «Красота души человека»
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения на морально-этическую
тему, требующую сложного рассуждения; учить определять стиль и
структуру
высказывания; расширять словарный запас учащихся о
нравственных качествах личности; продолжать формировать
устную
и письменную речь учащихся; развивать коммуникативные навыки
учащихся воспитывать позитивные нравственные качества: доброту,
душевность.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова, клип песни «Почему?», притча «Всё
оставляет след», стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе
лениться», афоризмы и крылатые выражения о душе, портреты
(Я. Мудрого, Дж. Свифта, матери Терезы, В. Зайцева и иллюстрации
к книге «Судьба человека», раздаточный материал.
Методы и приемы: метод «Микрофон», эвристический; объяснительно-
иллюстративный (схема), метод дифференцированного
обучения (работа в группах), метод самостоятельной работы,
исследовательский, творческий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа с учащимися:
- Что такое ситуация общения ?
- Что такое мораль?
- Что означает писать на морально-этическую тему1?
- Какие темы можно рассматривать в сочинение на морально-
этическую тему?
Ш. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Я предлагаю вам прослушать песню «Почему?» Слушая её, запишите, какие вопросы задаёт ребёнок, и подумайте, почему он их задаёт.
(Просмотр клипа.)
- Ребята, какие вопросы задаёт ребёнок? Почему они возникают? Можете ли
вы ответить на эти вопросы? (Вопросы: Почему убивают животных? Почему высыхают реки? Почему горят леса? Почему идут войны? Почему так много в мире голодных? и другие. Ученики объясняют причины всего этого.)
(Метод «Микрофон»)
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Бог создал на земле человека в последнюю очередь. Он вдохнул в него разум и тем самым возвеличил над всем живым миром. Человек стал
венцом творения небесных сил. Ему были дарованы чувства любви, ненависти, боли, счастья. Ему была дана душа.
Сегодня на уроке мы должны понять, в чём красота души человека, почему человек должен заботиться не только о материальном благополучии, внешней красоте, но и о духовном здоровье. И, отвечая на поставленные вопросы, подобрать материал к сочинению на морально-этическую тему «Красота души человека».
V. Восприятие учебного материала.
1. Учитель. В мирской жизни часто низменные
страсти заглушают
голос души, и человек становится рабом своего тела.
Сейчас, когда в нашем обществе происходят существенные изменения, каждый человек больше заботиться о материальном благополучии, а извечные ценности становятся абстракцией. Люди забывают о душе, о духовности.
А что же такое душа? Итак, слово нашим исследователям.
2.Сообщения исследователей.
Философы, ДУША - термин, которым религия, идеалистическая философия определяли психику, внутренний мир человека. Согласно с идеалистическими, религиозными концепциями ДУША рассматривается как нематериальная, потусторонняя бессмертная сила, которая временно пребывает в теле, и словно есть основою, источником психических явлений. Философское учение дуализм считает ДУШУ противоположной телу самостоятельной субстанцией. Достижения науки, экспериментальное изучение психических явлений дали возможность выяснить основные закономерности психической деятельности человека, показали неразрывную связь человеческой психики и окружающего мира, её обусловленность трудовой деятельностью, раскрыли взаимодействие филологических и психических процессов.
Филологи, Используя толковый словарь С.И.Ожегова, мы определили, что слово ДУША - многозначное. Значение его таковы: - это внутренний психический мир человека, его сознание; - это то или иное свойство характера; - это сам человек.
Для раскрытия темы, мы считаем, нам необходимы первых два значения.
В этимологическом словаре объясняется происхождение слова ДУША. Общеславянское, современное слово ДУША развилось из праславянского ёихуа после изменения ху>ш. От существительного ДУША в значении «внутренний мир человека» с помощью осложнённого суффикса -евн-образовано прилагательное душевный - «относящийся к психической деятельности человека», переносное значение «искренний, сердечный».
Вопрос: что схожего в филологическом и философском толкованиях?
Учитель (делает вывод). Значит, душа - внутренний мир человека. Её нельзя увидеть, к ней нельзя прикоснуться. Но без души человек - это пустой человек.
3. Практическое упражнение (работа в группах).
Учитель. Люди живут давно. И народная мудрость богата пословицами и поговорками, фразеологизмами. Следующий этап работы лексический.
Задание I группе: Записать как можно больше фразеологизмов со словом ДУША. Объяснить их смысл одним или двумя словами.
Задание II группе: Найти вторую половинку пословицы. Объяснить значение 2-3 из них.
1. Не хлебом единым... ... не разглядишь сразу.
2. Глазами и кос,... ... душа - сажа.
3. В чужой душе - не вода в ковше: …на добрые дела.
4. Глаза - бирюза,... ... да душой прям.
5. Чёрную душу и... ... уши без сердца глухи.
6. Душа -... ... зеркало души.
7. Глаза без души слепы,... ... и мылом не отмоешь.
8. Жизнь дана... ... её не разделишь.
9 . Душа не яблоко -... ... всему мера.
10 Глаза -... …жив человек.
Задание III группе: Определить по словарю значение слова душевный Подобрать синонимы к этому слову и слова с таким же корнем.
(Ответ: Синонимы: душевный - гуманный, милосердный, сочувствующий, сопереживающий, сердечный.
Душевный, равнодушие, бездушный, малодушие, душещипательный, душевность, душераздирающий.)
4. Выступление представителей групп.
5.Слушание притчи «Всё оставляет след» (видео).
-Какие из высказываний (высказывания на доске) созвучны притче или
раскрывают её смысл?
(Выбор: Душу нельзя убить, а ушибить можно. Ф.Гладков.
Человек не может отдыхать в жизни. В.Кожевников.
Жизнь без нравственного усилия - это сон. А.Толстой.)
- Что их объединяет?
6. Чтение подготовленным учащимся стихотворения
Заболоцкого «Душа обязана трудиться».
- В чём видит смысл фразы поэт?
- Как вы понимаете слова поэта «Не позволяй душе лениться»?
7. Работа над схемой «Проявление красоты души человека».
Учитель. Каждый человек должен иметь в своей душе что-то святое,
чистое, прекрасное; должен стремиться к идеалу, совершенству души. Красота души ... В чём она заключается, если душу нельзя увидеть?
Проявление красоты души
- раскройте, какие положительные качества проявляет человек в каждом отдельном случае.
8. Языковая работа.
а) По данному началу закончить предложение.
Человек тем и отличается от других живых существ, что …
Посмотрите вокруг себя: …
Мало накормить, одеть …
Тело человека – …
Красивая душа – …
б) Составить «Памятку» (как позаботиться о красоте души) В работе используется раздаточный материал — карточки.
• Не ищи блага для тела, ищи для души. Не взлетай к солнцу телом, поднимайся к нему душой. Не ищи вершину на земле, ищи её в разуме своём, покоряй её духом и тогда ты достигнешь солнца солнц.
• Не будет войны там, где умеют ценить искусство человеческой души, мастерство ума и талант сердца. Не будет её и там, где царит духовность.
• Пусть лучше болит сердце, чем голова. Сердце болит от чувств, а голова - от тяжелых, черных дум. Лучше уйти из жизни от болезни сердца, чем от болезни мозга.
• Жить для себя - значит потерять себя в этом мире. Хочешь найти себя - познай мир в самом себе и вокруг себя. Хочешь сберечь себя - сбереги богатства, существующие в мире. И тогда воцарится гармония и в человеке, и в мире, и во всей Вселенной.
• Нет ничего более непостижимого, чем человеческая душа, потому что временами случается так, что причудливо соединяются в ней великодушные порывы и хищные и подлые поступки.
Примерная памятка
1. Не ищи блага для тела, ищи для души.
2. Цените искусство человеческой души.
3. Живи и действуй сердцем.
4. Сохраняй всё вокруг себя.
5. Береги богатства, существующие в мире.
6. Проявляй только великодушные порывы своей души.
7. Постоянно себя воспитывай.
8. Живи согласно Божьим заповедям.
9. Учитель. Каждому в жизни выпадает счастье встретиться с человеком с красивой душой. Кто они эти люди? С такими людьми нас познакомит следующая творческая группа - группа литераторов.
Сообщение литераторов (с использованием портретов, иллюстраций,
фотографий).
Краткий рассказ о
а) Ярославе Мудром;
б) Джонатане Свифте;
в) Петре Гринёве (герое повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»);
г) Андрее Соколове (герое рассказа М.Шолохова «Судьба человека»);
Мы можем отдать жизнь за тех, кого мы любим.
(Ученики самостоятельно выбирают личностей –героев произведений, писателей, известных всему миру людей своими деяниями, тех, кто живёт
рядом – и объясняют, в чём состоит красота их души.)
VI. Выбор стиля и жанра сочинения.
Учитель. Мы с вами выяснили, что человек, кроме тела, имеет ещё и душу, о красоте и чистоте которой должен заботиться сам. Ведь как сказал А.Меркулов: «Самый дорогой алмаз - чистой воды, самый дорогой человек – чистой души».
Вопросы к учащимся:
- Итак, какой стиль речи и жанр вы изберёте для написания сочинения? (Стиль - публицистический, жанр - эссе).
- Значит, характер рассматриваемой темы требует использования публицистического стиля и жанра эссе. Назовите основные черты этого стиля. (Призывность, открытая оценочность речи, эмоциональность, подчёркнутое стремление воздействовать на читателя).
2. Прослушивание образца сочинения.
Сегодня перед нашим обществом особенно остро встали вопросы о том, как возвратить людям духовную сущность, которую они потеряли, что необходимо сделать, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Счастье никогда не бывает безоблачным, но все его считают самым прекрасным состоянием души.
А что же такое душа? Есть ли она вообще? Ведь её нельзя увидеть, к ней нельзя прикоснуться. Какой же он, человек с красивой душой? Чем он отличается от других обычных людей помощь? Внешне, наверное, ничем. Но такой человек всегда готов прийти на другому, поддержать в трудную минуту и главное, что делает он это не из собственной корысти, а от чистого сердца. Значит, человек с красивой душой отличается от других людей своими
поступками, своим отношением к труду, культуре, истории, природе, то есть ко всему, что нас окружает.
Красивая душа - это душа, омытая святым желанием любить, строить что-то новое, прекрасное, но не для себя, а для других. И эта красота делает человека добрее, мудрее, она , даёт ей прекрасные сокровища: уважение людей, совесть, радость за успехи своих друзей, любовь, мудрость.
И счастлив тот, кто хотя бы раз в жизни встретился с таким человеком, с человеком чистой, красивой души.
Хотя к душе нельзя прикоснуться, её очень легко можно ранить, разрушить. И я хочу сказать, что каждый человек должен иметь в своей душе что-то святое, чистое, прекрасное. Без этого он уже не человек, потому что переступит через элементарные законы человечности, доброты, чести. И хочу, чтобы каждый помнил слова Б.Фонтенеля: «Красота ума вызывает удивление, красота души - уважение».
Значит, заботьтесь о чистоте своих душ и берегите эту чистоту.
Учитель. В чём недостаток этой работы? (Нет связи с литературой (ведь можно было опереться на литературные произведения) и с жизнью, ведь люди с красивой душой живут среди нас). Закончить наш урок я хочу стихотворением.
Призванье человека на земле -
Творить добро во имя дней прекрасных,
Чтоб жил он в этом мире не напрасно
И был с Высоким Духом наравне.
Его удел - Великое творить,
Мир создавать и порождать Величье,
Чтобы его и общее обличье
Могло на равных с Богом говорить;
Чтобы свеченъе над его главой
Приблизилось к свеченъю звёзд небесных,
И оторвалось от забот телесных,
И стало новой жизненной главой.
И отдавая свет своей души
Земле, её свеченъе очищая,
Своей частицей Космос освещая,
Он вынесет планету из глуши.
И на ладонях чистых и святых
Он понесёт её по всей Вселенной...
Да будет эта мысль благословенной
В сердцах людей, не в словесах пустых.
Да освятится ум великий наш,
Очистится от скверны и проказы.
Чтоб ни дела, ни помыслы, ни фразы,
Ни похоти, ни страсти и ни блажь
Не властвовали больше над душою,
Чтоб лёгкою в свершенье дел была,
Чтоб не ползла в грязи - сквозь свет плыла
И освещала этот Мир собою.
- Итак, творческих вам успехов.
VII. Домашнее задание: написать сочинение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (высказывания на доске)
Жизнь без нравственного усилия - это сын.
(А. Толстой)
Душа, как бриллиант, цениться по чистоте.
(Ирландская народная мудрость)
Красота ума вызывает удивление, красота души - уважение.
(Б. Фонтенель)
Самый дорогой алмаз - чистой воды, Самый дорогой человек - чистой души.
(А. Меркулов)
Человек не сможет отдыхать в жизни.
(В. Кожевников)
Равнодушие - это паралич души.
(А. Чехов)
Чисты душа моя и честь. А человек – не в этом ли он есть?
(М. Джалиль)
Душу нельзя убить, а ушибить можно.
(Ф. Гладков)
Будь добродетелен душой, велик и знатен – простотою...
(А. Кольцов)
Родиться на свет – самая простая штука, но прожить на свете –
это уже мудрено.
(Д. Писарев)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.