Цели: продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова, расширять представление учеников о басне, учить детей находить скрытый смысл, заключенный в басне; развивать мышление, речь учащихся ; продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении ; развивать навыки чтения, творческие способности детей.
Планируемый результат :
Уметь отличать басни от других произведений, находить мораль.
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. «МАРТЫШКА И ОЧКИ»
У р о к 21
(басня)
Ц е л и : продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова,
расширять представление учеников о басне, учить детей находить скрытый
смысл, заключенный в басне; развивать мышление, речь учащихся.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся под руководством учителя рассматривают рисунки в
учебнике к «Сказке о царе Салтане...» и зачитывают отрывки из сказки,
которые соответствуют изображенному на рисунках.
После этой работы учитель просит детей прочитать сравнения,
которые использовал А. С. Пушкин для описания царевны Лебеди.
– Как вы думаете, для чего А. С. Пушкин использовал для описания
царевны Лебеди сравнения? Может быть, достаточно было написать, что она
была необыкновенно красивой и умной? Обоснуйте свое мнение.
III. Изучение нового материала.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза...
– Вы, конечно, узнали, ребята, откуда эти строки?
– А помните ли вы, кто их автор?
– Какие еще басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?
– Вспомните, что такое басня.
– А вот как объясняет значение слова «басня» толковый словарь.
Басня – короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в
скрытой форме изображающий людей и их поступки.
– Иван Андреевич Крылов в своих баснях изображал людей в виде
различных животных, а порой и всяческих вещей. Припомните действующих
лиц басен И. А. Крылова.
– Басня, которую мы прочитаем сегодня, называется «Мартышка и Очки».Учитель выразительно читает басню.
– Что вызвало у вас смех?
– Какой вам показалась Мартышка?
– Как вы понимаете выражение «А проку на волос нет в них»?
– Найдите в басне выражения, похожие на пословицы. Прочитайте их.
– Какова главная мысль басни, чему она учит? Поучение, высказанное в
басне, – это ее главная мысль. Поучение в басне называется моралью.
Далее следует упражнение в чтении басни.
IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какое впечатление осталось у вас от урока?
& Домашнее задание: выучить наизусть басню И. А. Крылова «Мартышка
и Очки» (с. 134–135, часть 1я), посмотреть в словаре и выписать в тетрадь по
чтению значение слова «невежда».