Урок элективного курса по литературе в 11 классе 18.05.2017
Тема: Баллада и поэма как жанр лироэпического произведения
Баллада (от народнолатинского «ballare» «плясать») общее обозначение
нескольких, различных по существу, жанров лирической поэзии, лишь до известной степени
представляющих определенные стадии исторического развития одной и той же
художественной формы. Лироэпическое произведение с драматически напряженным
сюжетом, в основе которого чаще всего лежит какой то случай. Большинство баллад
связаны с историческими событиями или сказаниями.
Слово «баллада» (balada, также в уменьшительной форме — baladeta)
применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами
XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам слово употреблялось
описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какойлибо особенной формальной
структуры и закрепленной семантики жанра в провансальской «балладе» не было.
Особенности баллады как жанра:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка)
эмоции автора и чувства героев
сочетание реального с фантастическим
романтический (необычный) пейзаж
мотив тайны
сюжет может заменяться диалогом
лаконичность
сочетание лирического и эпического начал
В русской литературе появление баллады связано с традицией сентиментализма и
романтизма конца XVIII — начала XIX в. Первой русской балладой считается «Громвал»
Г. П. Каменева, но особую популярность она приобретает благодаря В. А. Жуковскому —
«балладнику», по шутливому прозвищу Батюшкова, сделавшему достоянием русского
читателя лучшие баллады Гёте, Уланда, Саути, Шиллера, ВальтерСкотта, Бюргера
(перевод «Lenore» — «Людмила», 1808, вольное подражание «Светлана», 1813). Балладная
традиция не замирает в продолжение всего XIX в.: Пушкин («Песнь о вещем Олеге»,
«Утопленник», «Бесы»), Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), но после
утверждения в русской литературе народнического реализма сохраняется
преимущественно у поборников «чистого искусства» (Ал. К. Толстой), в новейшее время
— у символистов (Брюсов). С другой стороны, начинает ясно ощущаться изживание
тематики баллады: против нее резко выступает уже Белинский (замечания о балладах
Жуковского в «Статьях о Пушкине»); ее пародирует Кузьма Прутков и позднее Вл.
Соловьев.
В современной русской литературе можно отметить возрождение жанра баллады
путем обновления его тематики: баллады Н. Тихонова, С. Есенина черпают свои сюжеты из
событий недавнего прошлого — героической традиции гражданской войны.
Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой
век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой
романтической поэзии. Первая русская баллада, и притом — оригинальная и по
содержанию, и по форме — «Громвал» Г. П. Каменева (1772—1803). Но главнейшим
представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский (1783—
1852), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в
шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой
чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана
из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было
время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам какоето сладостно страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали.
Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл
лучшие баллады Шиллера, Гёте, Уланда, Цедлица, Соути, Мура, В. Скотта. Оригинальная
его баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики
и словесники того времени называли его «певцом Светланы».
Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами,
как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Ему принадлежат также баллады «Бесы» и
«Утопленник», Лермонтову — «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому —
«Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад находим в стихотворениях
графа А. К. Толстого (преимущественно — на древнерусские темы) и А. А. Фета.
Поэма (poeo греч. создаю творю) очень известный литературный жанр. Слово
«поэма» имеет множество значений, как прямых, так и переносных. В древности поэмами
называли крупные эпические произведения, которые сегодня считаются эпопеями (уже
названные выше поэмы Гомера). В литературе XIXXX веков поэма это большое
стихотворное произведение с развернутым сюжетом, за что ее иногда называют
стихотворной повестью. В поэме есть персонажи, сюжет, однако их предназначение
несколько иное, чем в прозаической повести: в поэме они помогают лирическому
самовыражению автора. Наверное, поэтому так любили этот жанр поэтыромантики
(«Руслан и Людмила» раннего Пушкина, «Мцыри» и «Демон» М. Лермонтова, «Облако в
штанах» В. Маяковского).
Особенности искусственной героической поэмы следующие:
1) в основу поэмы полагается важное событие, имеющее народное или государственное
значение,
2) широко вводится описательный элемент,
3) в изображение человека вводится трогательное,
4) в событие вносится чудесное: сны, оракулы, непосредственное участие высших существ,
олицетворения отвлеченных понятий,
5) высказываются личные верования и убеждения поэта,
6) вводятся намеки на современность.
В русской литературе, как авторов поэм этого рода, можно назвать Пушкина,
Лермонтова, Майкова, Толстого А. К. и ряд других менее видных поэтов. Сближаясь все
более и более с иными видами эпического творчества, в поэзии Некрасова поэма
становится уже чисто реалистическим произведением (поэмы «Саша», «Кому на Руси жить
хорошо», «Крестьянские дети» и др.), скорее похожим на повесть в стихах, чем на
ложноклассическую или романтическую поэму. При этом и внешняя форма поэмы
своеобразно изменяется. Гекзаметр классической и ложноклассической поэмы свободно
заменяется другими метрами. Метры Данте и Ариосто в этом случае поддерживали
решимость поэтов нового времени освободиться от тисков классической формы. В поэму
вводится строфа и появляется ряд поэм, написанных октавами, сонетами, рондо,
триолетами (Пушкин, В. Иванов, Игорь Северянин, Ив. Рукавишников). Реалистическую
поэму пробует дать Фофанов (Портниха), но неудачно. С большой охотой мыслят в
термине «поэма» свои опыты стихотворной повести символисты (Брюсов, Коневский,
Бальмонт).В последнее время поэма нашла себе новый источник оживления в социальных
темах времени. Образцом этого рода поэмы можно назвать «Двенадцать» — А. Блока,
поэмы Маяковского, Сергея Городецкого. Очевидно, героическая эпоха революционной
борьбы находит в поэме элементы, формы, наиболее ярко ее отображающие. Таким
образом поэма, зародившись в Греции, пережила целый ряд изменений, но чрез все века
пронесла свой основной признак эпического произведения, характеризующего моменты
яркого подъема и самоопределения народности или личности.
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.