Урок литературы в 11 классе 23.03. 2017
Тема: Драматургия второй половины ХХ века. Пьесы А.Вампилова. Нравственная
проблематика в пьесе А. Вампилова «Старший сын».
Цели:
1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;
2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;
3) составить план характеристики главных героев.
Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма,
их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).
Ход урока.
I. Постановка целей и задач урока.
II.
Вступительное слово учителя.
Александр Вампилов – человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург,
сыгравший значительную роль в современном театре.
III.
Сообщение учащихся о жизненном пути А. Вампилова. (презентация)
IV.
Слово учителя о творчестве А. Вампилова.
Главной страстью А. Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35
лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь
небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет,
говорил: « В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр
Вампилов … кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с
этими менами российская литература…».
Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.
Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде
А. Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости «человек должен ходить по
земле гордо и легко», следовательно, произведениям присущ оптимизм.
Конфликт имеет двуплановость:
1) молодость – с одной стороны;
2) мудрость отцов – с другой стороны. Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи
обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.
Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому
автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим
человеческим интересам.
Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке
противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему,
добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное
настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.
Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын» и аналитическая
V.
характеристика героев пьесы.
Беседа с учащимися:
Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы « Старший
сын»?
В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение,
конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных).
Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных?
Подтвердите свой ответ строками из текста.
На чьей стороне симпатии автора?
Аналитическая беседа о каждом герое.
Сарафанов.
К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?
Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из
текста).
Как принимает известие о существовании старшего сына?
Бусыгин.
Кто этот молодой человек?
Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?
Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя
проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью). Что общего и в чем разница с Сильвой? ( Просмотр отдельных фильма). (У этих героев
судьбы одинаковые, а духовный мир разный).
Нина и Вася.
Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?
Как они принимают «старшего брата»?
Кудимов, Макарская, Сильва.
Что можно сказать об этих людях?
Что их объединяет?
Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?
Понимание темы, идеи конфликта.
Первое название «Предместье» указывает на место, где происходит действие. Почему
автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).
Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты,
ответственности).
Какова двуплановость пьесы?
Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе
М. Горького «На дне». Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у этого вранья
оправдание? Всегда ли нужна правда?
Какова тема, идея произведения?
Как вы думаете, почему так называется пьеса?
Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?
Как, по – вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?
VI.
Слово учителя.
Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За
внешней бравдой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих
способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса
поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди
становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга сына – на его
плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести,
нравственной основы «отца», следовательно, он возродил семью.
VII.
Домашнее задание. Стр. 246260 (читать,конспект)
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.