\конспекты по русскому языку 11 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала вампилов.doc
Урок литературы в 11 классе 23.03. 2017 Тема: Драматургия второй половины ХХ века. Пьесы А.Вампилова.  Нравственная  проблематика в пьесе А. Вампилова «Старший сын». Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга; 2) разобраться в нравственной проблематике пьесы; 3) составить план характеристики главных героев. Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма,  их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).  Ход урока. I.    Постановка целей и задач урока. II.       Вступительное слово учителя. ­ Александр Вампилов – человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург,  сыгравший значительную роль в современном театре. III.     Сообщение учащихся о жизненном пути А. Вампилова. (презентация) IV.     Слово учителя о творчестве А. Вампилова. ­ Главной страстью А. Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35  лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь  небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет,  говорил: « В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр  Вампилов … ­ кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с  этими менами российская литература…». Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа. Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде  А. Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости «человек должен ходить по  земле гордо и легко», следовательно, произведениям присущ оптимизм. Конфликт имеет двуплановость: 1) молодость – с одной стороны; 2) мудрость отцов – с другой стороны.Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи  обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности. Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому  автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим  человеческим интересам. Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке  противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему,  добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное  настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.  Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын» и аналитическая  V.    характеристика героев пьесы. Беседа с учащимися: ­ Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы « Старший  сын»? ­ В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение,  конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных). ­ Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных? Подтвердите свой ответ строками из текста. ­ На чьей стороне симпатии автора? Аналитическая беседа о каждом герое. Сарафанов. ­ К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему? ­ Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из  текста). ­ Как принимает известие о существовании старшего сына? Бусыгин. ­ Кто этот молодой человек? ­ Как относится к своей лжи о том, что он является сыном? ­ Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя  проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью).­ Что общего и в чем разница с Сильвой? ( Просмотр отдельных фильма). (У этих героев  судьбы одинаковые, а духовный мир разный). Нина и Вася. ­ Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему? ­ Как они принимают «старшего брата»? Кудимов, Макарская, Сильва. ­ Что можно сказать об этих людях? ­ Что их объединяет? ­ Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они? Понимание темы, идеи конфликта. ­ Первое название «Предместье» указывает на место, где происходит действие. Почему  автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе). ­ Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты,  ответственности). ­ Какова двуплановость пьесы? ­ Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе  М. Горького «На дне». Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у этого вранья  оправдание? Всегда ли нужна правда? ­ Какова тема, идея произведения? ­ Как вы думаете, почему так называется пьеса? ­ Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни? ­ Как, по – вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем? VI.     Слово учителя. ­ Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За  внешней бравдой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих  способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса  поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди  становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга сына – на его  плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести,  нравственной основы «отца», следовательно, он возродил семью. VII.     Домашнее задание.Стр. 246­260 (читать,конспект)