Урок элективного курса по литературе в 11 классе 20.04.2017
Тема: Гражданская лирика
Цель: уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос,
объяснить состояние души лирического героя, чувство родной земли в гражданской
лирике; определить роль изобразительно – выразительных средств в раскрытии идеи
произведения; воспитывать любовь к Родине.
Форма урока: урок с использованием ИКТ.
Оборудование: презентация, портреты художников, репродукции картин русских
художниковпередвижников, музыкальные записи
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
ии
эи
ии
, лир ческая по зия — род литературы, воспроизводящий субъективное личное
Л рика
чувство (отношение к чемулибо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова,
лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость
эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его
эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность.
(Запись темы урока)
III. Основное содержание урока.
1. Слово учителя.
Гражданская лирика
Гражданская лирика – это жанр, в котором поэты описывают свои переживания,
рассуждения, мысли, на такие темы, как патриотизм, Родина и ее судьба, государство и
гражданский долг.
Авторы, для которых тема гражданской поэзии явилась основной в творчестве, отражали
общественные настроения и чувства народа, собственный взгляд на конкретные события в
родной стране.
В гражданской лирике не так уж важен художественный размах, сколько важен смысл
стиха, общественное дело или событие, которое привело к его написанию. Именно поэтому
многие гражданские поэты становились защитниками народа, выражая в своих стихах его
дух и стремления.
Жанр гражданской поэзии популярен и сейчас – на нашем сайте можно найти прекрасные
стихи на эту тему.
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом, Целый город с какимто испугом
Подъезжает к заветным дверям...
Н.А. Некрасов
2. Работа с текстами стихотворений.
«Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова. В нем создатель высказывает все свои мысли о том,
каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности
поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение. Основной линией этой
поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика
Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто
проходить мимо них. Он обязан помочь както, защитить угнетаемый народ. Некрасов
ориентировался для себя на следующих личностей: Шевченко; Добролюбова; Белинского.
Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика
Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе,
который они внесли в такой вид искусства, как литература.
IV. Итог.
1. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы увидели взаимосвязь литературы и народа.
2. Комментирование оценок.
3. Анализ стихотворения из гражданской лирики поэтов 20 века
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.