Урок литературы в 11 классе 11.04.2017
Тема: Деревенская проза 5080 годов. Произведения С.Залыгина, Б. Можаева, С.
Солоухина, Ю. Казакова, Ф.Абрамова, В. Белова, Повести В. Распутина «Последний срок»,
«Прощание с Матерой». Нравственнофилософская проблематика пьес А. Вампилова,
прозы В. Астафьева, В. Куприна, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю.Домбровского.
Цель:
Образовательные:
раскрыть понятие «деревенская проза»; продолжить развитие навыков анализа текста
(умения определять проблематику и художественные особенности произведений
«деревенской прозы»).
Развивающие:
развивать навыки анализа художественного текста;
отработка навыков нахождения художественных приемов, используемых автором
(подготовка к ЕГЭ по русскому языку);
развивать такие душевные качества, как сопереживание, сострадание, чуткость,
внимательность;
развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать любовь к своей малой родине и земле
интерес к предмету и творчеству писателя.
Форма урока: комбинированный
Основные методы: частичнопоисковый.
Оборудование: презентации, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Работа по теме урока
Вступительное слово.
Появившийся в 60е годы термин «деревенская» проза до сих пор широко
употребителен. Все потому, что произведения о деревне, созданные в 60—70х годах Ф. Абрамовым, В. Астафьевым, В. Беловым, Е. Носовым, В. Распутиным, В. Шукшиным и
другими писателями, занимают едва ли не самое заметное место в русской литературе
этого периода. Их объединяет не только тема, но — единство взгляда на жизнь: её опоры,
смысл, характер развития.
Интерес к народной жизни у тех, кого часто называют «деревенщиками»,
соединялся с идеей преемственности, исторической памяти с верностью традициям,
лежащим в основе нравственности. Писатели «деревенщики» считали необходимым
выступить в защиту питаемой этими традициями духовности от разрушающего воздействия
современной цивилизации.
В «деревенской» прозе не просто изображается жизнь села, но решаются важнейшие
проблемы человеческого бытия, среди которых немаловажное место занимают проблемы
взаимоотношений человека и природы, личного и коллективного сознания. Чрезвычайно
остро ставится в этой прозе вопрос, относившийся в ту пору к числу важнейших, — о
перестройке жизни человека, вызванной массовым переселением из деревни в город.
Наконец, принадлежащих к этому направлению писателей отличает внимание,
бережное отношение к богатствам русского языка, сохранившегося в «глубинке» и
противостоящего сегодняшним попыткам его искажения, сужения его выразительных
возможностей.
Просмотр презентации «Деревенская проза»
Выступление групп с докладами
1 группа: «Общая характеристика «Деревенской прозы»
Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60х годов. Это одно из наиболее
плодотворных направлений в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими
самобытными произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля росы» Владимира
Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин
двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы
Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира
Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья
крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе
«Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина Меня касается все, что
делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях,
которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».
«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил Ф. Абрамов. Ему вторил В.
Распутин: «Я вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней — моя
обязанность». Отвечая на вопрос, почему он пишет в основном о деревенских людях, В.
Шукшин сказал: «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню Я был здесь смел, я был
здесь сколько возможно самостоятелен». С. Залыгин в «Интервью у самого себя» писал: «Я
чувствую корни своей нации именно там — в деревне, в пашне, в хлебе самом насущном.
Видимо, наше поколение — последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний
уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его
решительной переделке в течение короткого срока — кто же скажет?»
Не только память сердца питала тему «малой родины», «милой родины», но и боль
за ее настоящее, тревога за ее будущее. Исследуя причины острого и проблемного
разговора о деревне, который вела литература в 60—70е годы, Ф. Абрамов писал:
«Деревня — это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура.
Вместе с тем научнотехническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно. Техника изменила не только тип хозяйствования, но и самый тип
крестьянина Вместе со старинным укладом уходит в небытие нравственный тип.
Традиционная Россия переворачивает последние страницы своей тысячелетней
истории. Интерес ко всем этим явлениям в литературе закономерен Сходят на нет
традиционные ремесла, исчезают местные особенности крестьянского жилища, которые
складывались веками Серьезные потери несет язык. Деревня всегда говорила на более
богатом языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается»
Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову
воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их
книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то,
что их ломало.
«Привычное дело» — так названа одна из повестей В. Белова. Этими словами можно
определить внутреннюю тему многих произведений о деревне: жизнь как труд, жизнь в
труде — привычное дело. Писатели рисуют традиционные ритмы крестьянских работ,
семейные заботы и тревоги, будни и праздники. В книгах много лирических пейзажей. Так,
в романе Б. Можаева «Мужики и бабы» обращает на себя внимание описание «уникальных
в мире, сказочных заливных приокских лугов», с их «вольным разнотравьем»: «Любил
Андрей Иванович луга. Это где еще на свете имеется такой же вот божий дар? Чтоб не
пахать и не сеять, а время подойдет — выехать всем миром, как на праздник, в эти мягкие
гривы да друг перед дружкой, играючи косой, одному за неделю намахать духовитого сена
на всю зиму скотине Двадцать пять! Тридцать возов! Если и ниспослана русскому мужику
благодать божья, то вот она, здесь, перед ним расстилается, во все стороны — глазом не
охватишь».
В главном герое романа Б. Можаева открывается самое сокровенное, то, что
писатель связывал с понятием «зов земли». Через поэзию крестьянского труда он
показывает естественный ход здоровой жизни, постигает гармонию внутреннего мира
человека, живущего в ладу с природой, радующегося ее красоте.
Вот еще одна подобная зарисовка — из романа Ф. Абрамова «Две зимы и три лета»:
«Мысленно беседуя с детьми, угадывая по следам, как они шли, где останавливались, Анна
и не заметила, как вышла к Синельге. И вот он, ее праздник, ее день, вот она, выстраданная
радость: пряслинская бригада на пожне! Михаил, Лиза, Петр, Григорий
К Михаилу она привыкла — с четырнадцати лет за мужика косит и равных ему
косарей теперь во всем Пекашине нет. И Лизка тоже ведет прокос — позавидуешь. Не в
нее, не в мать, в бабку Матрену, говорят, ухваткой. Но малыето, малые! Оба с косками,
оба бьют косками по траве, у обоих трава ложится под косками Господи, да разве думала
она когданибудь, что увидит эдакое чудо!»
Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя его духовный
опыт, В. Белов подчеркивает в книге «Лад»: «Работать красиво не только легче, но и
приятнее. Талант и труд неразрывны». И еще: «Для души, для памяти нужно было
построить дом с резьбою, либо храм на горе, либо сплести такое кружево, от которого дух
захватит и загорятся глаза у далекой праправнучки.
Потому что не хлебом единым жив человек».
Эту истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева,
Можаева и Абрамова.
В их произведениях нужно отметить и картины жестокого разорения деревни,
сначала во время коллективизации («Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева),
потом в годы войны («Братья и сестры» Ф. Абрамова), в годы послевоенного лихолетья
(«Две зимы и три лета» Ф. Абрамова, «Матренин двор» А. Солженицына, «Привычное
дело» В. Белова). Писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев,
несправедливость, чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести
к вымиранию русской деревни. «Тут ни убавить, ни прибавить. Так это было на земле», —
скажет об этом А. Твардовский. Красноречива «информация к размышлению»,
содержащаяся в «Приложении» к «Независимой газете» (1998, 7): «В Тимонихе, родной
деревне писателя Василия Белова, умер последний мужик Фауст Степанович Цветков.
Ни одного мужика, ни одной лошади. Три старухи».
А чуть раньше «Новый мир» (1996, 6) опубликовал горькое, тяжелое размышление
Бориса Екимова «На распутье» со страшными прогнозами: «Нищие колхозы проедают уже
завтрашний и послезавтрашний день, обрекая на еще большую нищету тех, кто будет жить
на этой земле после них Деградация крестьянина страшнее деградации почвы. А она —
налицо».
Подобные явления позволили говорить о «России, которую мы потеряли». Вот и
«деревенская» проза, начавшаяся с поэтизации детства и природы, кончилась сознанием
великой утраты. Не случаен же мотив «прощания», «последнего поклона», отраженный и в
названиях произведений («Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина,
«Последний поклон» В. Астафьева, «Последняя страда», «Последний старик деревни» Ф.
Абрамова), и в главных сюжетных ситуациях произведений, и предчувствиях героев. Ф.
Абрамов нередко говорил, что Россия прощается с деревней как с матерью.
2 группа: Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой» с
демонстрацией презентации
Повесть «Последний срок» (1970 г.) писатель называет «главной из своих книг». Он
приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть,
след человека на Земле, материнская любовь.
Тема материнской любви во все века находила отражение в произведениях
искусства. Ей посвятил свои шедевры великий итальянский художник эпохи Возрождения
Рафаэль Санти. Известно несколько картин, написанных его кистью, но только в
«Сикстинской мадонне» (1513 г.) художник нашел самое совершенное воплощение темы
материнства.
Повесть начинается с фразы: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати
возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе
было под восемьдесят», и заканчивается коротким предложением: «Ночью старуха
умерла». Бесхитростная ситуация! Сюжет повести прост, в ней очень мало событий, но
произведение отличает философская насыщенность и тонкий психологизм.
Писатель вглядывается в поведение, сознание и психику своих героев, обнажая их
нравственную сущность, предоставляя читателю возможность наблюдать невидимые
вооруженному глазу «молекулярные» изменения, происходящие в человеческой душе.
Последний срок отпустила себе бабка Анна, дожидаясь младшей дочери Таньчоры:
«Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего
больше и надеяться». Последний срок отпущен ей самой для решительного понимания
себя, подведения жизненных итогов. Последний срок определен и для ее детей, чтобы они
опомнились, задумались о равнодушном отношении к человеку, давшему им жизнь, о том,
какую боль причиняют матери своей черствостью и эгоизмом
Драма угасания человека в повести переплетается с драмой угасания человечности.
Перебранки между сестрами, разгоряченные водкой голоса братьев – вот тот
аккомпанемент, что сопровождает закатные часы главной героини. Анна в «Последнем
сроке» ярчайший пример художественного исследования писателем человеческой души. Содержание «Последнего срока» связано с истоками жизни В.Г. Распутина, с его
многолетними наблюдениями над судьбами людей, христианским проникновением в
глубину человеческого бытия. Его старуха Анна воплощает в себе характерные черты и
эпизоды жизни бабушки Валентина Григорьевича.
Повесть В.Г. Распутина написана почти 30 лет назад, но и сегодня она заставляет
нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести
умерла, но мыто с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами,
Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело?
Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас
там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие,
попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль,
и на сердце станет теплее.
Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина образец того, как новые веяния
идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает»
человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70х годов прошлого века,
затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.
Вторая половина 20го века стала насыщенным на перемены временем в истории
страны. А достижения научнотехнической отрасли, способствовавшие переходу на более
высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один
из таких примеров – строительство мощной электростанции, Братской ГЭС, недалеко от
родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы,
какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей
стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический
баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.
Эти события не могли не затронуть душу писателя, чьи детство и юность прошли в
глубинке, в прямой связи со сложившимися традициями и устоями. Поэтому повесть
Распутина «Прощание с Матерой» это еще и горькие размышления по поводу того, что
пришлось пережить автору самому.
Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как
зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент
деревню облетает новость о скором ее затоплении. В центре повести – трагические судьбы
ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших
закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают
ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). И вот все рушится для них. Ни
рассказы о благоустроенной квартире в новом поселке на берегу Ангары, ни пламенные
речи молодых (Андрея – внука Дарьи), что это нужно стране, не могут убедить их в
целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку
чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием.
Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время
пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить:
ведь для нее «вся правда в памяти». За всем этим величественно наблюдает никому не
видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с
Матерой.
«Прощание с Матерой»: проблемы Незатейливый сюжет. Однако проходят
десятилетия, а произведение Распутина попрежнему не теряет актуальности: ведь автор
поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее
важные из них: Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни? Как
сохранить взаимопонимание между поколениями? В чем преимущества «деревенского»
уклада жизни перед «городским»? Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)? Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа? А также экологические
проблемы: чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не
станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?
Вопросы, изначально довольно сложные и не подразумевающие однозначного ответа,
затрагивает Распутин. «Прощание с Матерой» это его видение проблем, а также попытка
привлечь к ним внимание всех живущих на Земле.
Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит
как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась,
необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной землиматушки.
И обязанность каждого – быть на этой земле не гостями или временными жителями, а
хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.
3. Закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа
Работа с учебником стр. 300 – письменно ответить на вопрос №4
Ответить на вопрос: Запишите особенности «деревенской прозы»
4. Итог. Рефлексия
«Ящик вопросов»
Предлагает поделиться впечатлениями (самооценка)
Пишут на стикерах ответ на вопрос:
Что осталось непонятным?
Комплимент себе
Комплимент другу.
5. Домашняя работа
Стр. 291299 (конспект статьи)
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.