Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. № п/п 158 Дата: 10.04.2017
Тема урока: Сочинениерассуждение (с презентацией)
Цели для ученика:
1. Отрабатывать навыки написания сочинениярассуждения ;
2. Знать признаки типа речи сочинениярассуждения, структуру
сочинения данного типа.
2. Подбирать аргументы к тезису.
3. Применять шаблон для написания сочинения.;
4. развивать внимательность, самостоятельность, умение высказывать
свою мысль.
Тип урока: развитие речи
Учитель: Наумова Е.А.
Цели для учителя:
Образовательные:
развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и
стилем речи.;
Развивать умение работать с шаблоном и подбирать аргумент,
умение писать сочинениерассуждение.
Развивающие:
развитие устной и письменной связной речи;
развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и
исследовательские умения;
развивать внимательное отношение к тексту.
Воспитательные:
формировать коммуникативные навыки у учся;
вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать любовь к родному краю.
Форма урока: фронтальная, в парах, в группах.
Опорные понятия, термины: рассуждение, тезисы, аргументы.
Новые понятия: Формы контроля: фронтальная, в парах, в группах.
Ресурсы:
основные:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.
Ч.1 / [ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.
Нарушевич]. –3е изд. – М. : Просвещение,2014. – 159с.
дополнительные: презентация.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и
т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебнопознавательной
деятельности.
Формулирование проблемы, планирование
деятельности
Открытие нового знания
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в
объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов,
неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения
знаниями. Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Планируемый
результат
уметь осуществлять
самоконтроль
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
Организационный
этап
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Выявление отсутствующих.
Актуализация
знаний
«Лингвистический диктант»:
устно
Текст, признаки текста,
композиция текста, идея, тема,
типы текста.
Обучающиеся проверяют
правильность расположения
учебников и школьных
принадлежностей.
Обучающиеся высказывают
свои предположения о
необходимости правильной
организации своего «рабочего
места»
Учащиеся устно выполняют
задания. Отвечает один, а
второй оценивает его ответ.
Постановка
учебной задачи
Слово учителя.
В жизни нередко возникают
спорные ситуации, когда
каждый считает правильным
своё мнение; нередко по
разному оценивают поступки
регулятивные:
овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли ;
владеть диалогической
формой речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка.
Предметные:
различать жаргонизмы
Метапредметные
(УУД):
познавательные:
ориентироваться в своей
Уметь
применять
полученные знания на
практике.
Уметь точно и
правильно выражать
свои мысли, слушать
и понимать речь
других,
владеть
диалогической
формой речи.
Уметь
находить
жаргонизмы в тексте,
уметь ориентировать
в системе знаний,
уметь
точно и
правильно выражать человека, иногда при этом
высказываются прямо
противоположные суждения. В
этих случаях важно суметь
доказать свою правоту
(разумеется, если ты уверен, что
прав). Сегодня мы будем учиться
рассуждать, доказывать свою
мысль. Одно дело – думать иначе,
чем остальные, другое – убедить в
своей правоте, отстоять своё
мнение. Оказывается, и этому
можно и нужно учиться.
Проанализировав
вышесказанное, давайте
определим цели нашего урока.
О чем мы будем с вами сегодня
говорить?
Решение учебной
задачи
Повторение пройденного о типах
речи.
Мы знаем три типа речи. Какие?
(Описание, повествование,
рассуждение)
Как различаются типы речи?
(Слайд 3)
(Описание — это текст, в котором
названы признаки предмета
системе знаний
(определять границы
знания/незнания);
регулятивные:
высказывать свое
предположение;
коммуникативные:
точно и полно выражать
свои мысли
Личностные:
устанавливать связь
между целью учебной
деятельности и ее мотивом
(зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
определять и
формулировать цель
деятельности на уроке;
под руководством
учителя планировать свою
деятельность на уроке;
определять
последовательность
действий на уроке.
Предметные:
знать что такое слова
разговорной лексики;
владеть способами
определения правильности
выбора
уметь применять
самоинструкцию
знать значение новых
Определяют цель урока.
(Отрабатывать навыки
написания сочинения
рассуждения ;Знать признаки
типа речи сочинения
рассуждения, структуру
сочинения данного типа;
Подбирать аргументы к
тезису. Применять шаблон
для написания сочинения.;
развивать внимательность,
самостоятельность, умение
высказывать свою мысль).
Беседа о типах речи
Обучающиеся отвечают на
вопросы, объясняя свои ответ и
аргументируя его.
свои мысли.
Применять
полученные знания. Первичное
закрепление
(объекта речи). Описание
отвечает на вопрос КАКОЙ?
Повествование это тип речи, при
помощи которого описываются
события в их временной
последовательности.
Повествование отвечает на вопрос
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Рассуждение это тип речи, при
помощи которого излагается,
разъясняется, отрицается
или подтверждается какаялибо
мысль. Рассуждение отвечает на
вопрос ПОЧЕМУ?)
Работа с тренировочными
текстами.
Прочитайте тексты и определите
их тип речи.
Текст № 1
На солнце нельзя было смотреть.
Лохматыми, ослепительными
потоками оно лилось с
вышины. По синемусинему небу
плыли облака, словно кучи
нерастаявшего снега. По краям они
золотились, разбрасывая по небу
искорки. (А. Толстой)
Текст № 2
Никита распахнул дверь и сел на
крыльцо. К самым ногам
подкатился ручеек, коснулся ног и
побежал дальше по своим делам.
Никита осторожно опустил в его
слов и их написание
Учащиеся определяют типы
текста устно
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять анализ
учебного задания,
верно выражать свои
мысли, формировать
четко и правильно
свой ответ.
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
отличать верно
выполненное задание от
неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ
учебного материала;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли. воды корабликщепку и долго
смотрел ему вслед. А потом резко
встал, улыбнулся солнышку,
ручейку. Боль отступила, и в
душе запело стозвоном : “Весна
пришла!” (А. Толстой)
Текст № 3
Самое лучшее время года весна.
Тает снег, солнышко греет
ласково, приветливо.
Просыпается земля, пробуждается
природа. Все цветет и ликует!
Весну нельзя не любить!
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами будем
готовиться писать сочинение –
рассуждение, а вот о чём вы будете
рассуждать, вам предстоит
догадаться самим. Но для начала
вспомним ещё раз, из скольких
частей состоит сочинение
рассуждение.
Правильно, из трёх: тезис,
доказательство, вывод.
Динамическая
пауза
Работа над
пройденным
материалом.
Обучающиеся совместно с
учителем вспоминают
характеристика текста
рассуждения
.
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять анализ
учебного задания,
верно выражать свои
мысли, формировать
четко и правильно
свой ответ.
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
отличать верно
выполненное задание от
неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Проведём небольшую
словарную работу слайд 2.
Тезис – положение, кратко
излагающее какуюнибудь идею, а
также одну из основных мыслей
лекции, доклада, сочинения, или,
другими словами, это основная
мысль текста, которую нужно
доказать.
Доказательство – подтверждение
какогонибудь положения фактами
или доводами, или,
другими словами, это примеры,
доказывающие основную мысль
текста.
Вывод – итог рассуждения.
Обычно вывод совпадает с той
мыслью, которая была высказана в
начале текста. Иногда вывод
отсутствует, потому что он
очевиден и его может сделать сам
читатель.
Составление схемы построения
текстарассуждения
1. Вступление.
2. Тезис, то есть основная мысль,
утверждение, которое будет
доказываться.
3. Аргументы, то есть
доказательства, доводы, мотивы,
обоснования.
4. Вывод, то есть итог, к которому
пришёл автор рассуждения
Записывают схему сочинения Отработка навыка по умению
находить составные части
рассуждения в тексте Слайд 3
Мама самое священное слово на
земле! Человек рождается и
умирает с этим словом.
Хлебороб благодарно произносит:
"Спасибо, кормилицамать".
Солдат, смертельно раненный,
шепчет: "За Родинумать!" Все
самые дорогие святыни названы и
озарены именем матери.
Найдите тезис, доказательство,
вывод.
Рефлексия.
Оценка
Слайд 4 «Микрофон».
1.Я изучил (а) на уроке…
2.Мне понятен/не понятен
новый материал, так как…
3. Я не совсем разобрался
(лась) с …
4. У меня остались вопросы …
5.Я оцениваю свою работу …..
Работа с текстом. Записать и
обозначить составные части
рассуждения
Учащиеся по очереди
отвечают на любой вопрос
дополняя его и аргументируя
свой ответ.
Личностные:
устанавливать связь между
целью деятельности и ее
результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
совместно с учителем и
одноклассниками
давать
оценку деятельности на
уроке;
выделять и осознавать то,
что уже усвоено и что нужно
еще усвоить;
Домашнее задание Упр. 510 (1)
коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.