Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. № п/п 126 Дата: 20.02.2017
Тема урока: Местоимение как часть речи (с презентацией)
Цели для ученика:
1. Углубить знания о местоимении как части речи;
2. совершенствовать навыки морфологического разбора;
3. уметь использовать в речи местоимения;
4. повторить орфограммы, связанные с правописанием
местоимений;
5. совершенствовать устную и письменную речь;
6. воспитывать толерантность к чужому мнению и личную
ответственность за выполнение коллективной работы.
Учитель: Наумова Е.А.
Цели для учителя:
Образовательные:
обобщить и углубить знания о местоимении как части речи (уметь
определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
формирование умения использовать в речи местоимения;
совершенствовать навыки морфологического разбора;
повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений;
Развивающие:
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки
учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению
анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых
умений, необходимых для участия в диалоге;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению
русского языка;
развивать устную и письменную речь;
развивать внимательность на занятиях, при выполнении заданий;
развивать внимательное отношение к тексту как необходимому
условию выявления значения слова.
Воспитательные:
формировать коммуникативные навыки у учся;
воспитывать внимательность и уважение к чужому мнению и
самостоятельность;
вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;
воспитывать любовь к родному языку. Тип урока: урок актуализации знаний
Форма урока: словеснодедуктивный, частичнопоисковый,
практическииндивидуальный, объяснительноиндивидуальный.
Основные понятия:
Части речи, прилагательное, кластер Грамматическое значение
местоимения. Морфологические признаки местоимения.
Формы контроля:
индивидуальная, групповая, фронтальная
Ресурсы:
основные:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.
Ч.1 / [ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.
Нарушевич]. –3е изд. – М. : Просвещение,2014. – 159с.
дополнительные: презентация «Имя сущесствительное»
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и
т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебнопознавательной
деятельности.
Формулирование проблемы, планирование
деятельности
Открытие нового знания
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в
объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление
пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения
знаниями.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Планируемый результат
Организационный
этап
Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
Актуализация
знаний
1.Минутка орфографии стр.
58
Прежде, чем приступить к теме
урока, давайте вспомним, как
называется раздел лингвистики,
в котором изучается слово как
часть речи?
А какие части речи вы уже
изучили?
Вспомните, на какие две группы
Обучающиеся проверяют
правильность расположения
учебников и школьных
принадлежностей.
Обучающиеся высказывают
свои предположения о
необходимости правильной
организации своего
«рабочего места»
Учащиеся выполняют
задание письменно и
объясняют правила
1 у доски
Отвечают на вопросы
Метапредметные
(УУД):
уметь осуществлять
самоконтроль
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
регулятивные:
овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли ;
владеть диалогической
формой речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного языка.
Уметь применять
полученные знания на
практике.
Уметь точно и правильно
выражать свои мысли,
слушать и понимать речь
других, владеть
диалогической формой
речи. Постановка учебной
задачи
делятся все части речи?
Какие части речи относятся к
самостоятельным, а какие – к
служебным?
Сегодня мы с вами
познакомимся с новой частью
речи. Попробуйте отгадать
загадку:
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы …
(Местоимение)
Постановка проблемы:
упр. 426 (устно)
проанализируйте слова;
что они могут обозначать;
что вы знаете об этих словах?
Уметь ориентировать в
системе знаний, уметь
точно и правильно
выражать свои мысли.
Л:мотивация,
смыслообразование;
П:моделирование,
построение логической
цепи рассуждений;
Р:коррекция, волевая
саморегуляция; К:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
П: формулирование
проблемы; Р:
целеполагание;
К: умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации,
осознание приоритетност
и многих общих проблем
над частными, умение
сравнивать разные точки
зрения прежде, чем
принимать решения и
делать выбор
Отгадывают загадку
Отвечают на вопросы
слово МЕСТОИМЕНИЕ на
латыни звучало так –
“pronomen”. В дословном
переводе это значит
«вместо имени», дадада,
вместо тех самых имен
частей речи: ИМЕНИ
существительного, ИМЕНИ
прилагательного и
ИМЕНИ числительного. То
есть МЕСТОИМЕНИЯ –
это слова, которые
используют вместо
существительных,
прилагательных и
числительных. Какова цель нашего урока?
Определяют цель урока
Мы должны
определить значение данной
части речи, грамматические
признаки,
синтаксическую роль,а
также роль в речи. Кроме
того, познакомимся с
этимологией некоторых
местоимений
Решение учебной
задачи
А теперь я проиллюстрирую
ваши высказывания отрывком из
стихотворения Л. Кэрролла из
его знаменитой «Алисы в стране
чудес». Это стихотворение
состоит почти из одних
местоимений, потомуто мы и не
можем ничего понять:
Я говорил ему о ней,
С ним вместе уходя.
Я всетаки его умней,
Хотя боюсь дождя.
Он обо мне шепнул ему,
Но все это – вранье.
Онито знают, почему
вступились за нее.
Давайте же теперь
познакомимся поближе с этой
частью речи
1.Работа с теоретическим
материалом ст. 58
2. Эвристическая беседа
Знакомятся с
теоретическим материалом
Выполняют упражнение
устно, коллективно, решая
П: подведение под
понятие, выведение
следствий, умение
структурировать знания,
освоение способа
проверки: Р: коррекция;
К: умение правильно и
осознанно строить
высказывание,
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации
Уметь дать определение
понятию
«существительной»,
различать
существительные по
морфологическому
признаку.;
Применять полученные
знания. Первичное
закрепление
выполнение упр.426 (устно)
Определить какой частью речи
являются выделенные слова,
определить какие местоимения
указывают на лицо, а какие – на
признак.
Выполнение заданий
Спишите. Укажите
местоимения и их разряд.
Слайд 2
Солнце светит ярко, но лучи его
играя и улыбаясь, купаю(т)ся в
лужах вместе с вороб(ъ)ями.
Речка надувае(т)ся и темнее(е)т;
она уже проснулась и не
сегоднязавтра зар(е)вет.
В такое время хорошо гнать
м(е)тлой или л(о)патой
грязн(о)ю воду в к(а)навах;
пускать по воде корабл(и)ки или
долбить каблуками упрямый
лед. Да, все хорошо в это
счастлив(о)е время года (А.
Чехов).
проблемные вопросы
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять анализ
учебного задания, верно
выражать свои мысли,
формировать четко и
правильно свой ответ.
Обучающиеся под
руководством учителя
выполняют задания
Каждый ученик применяет
приобретенные им знаний
на уроке, и выполняет их.
Фиксируют результаты
своей деятельности в
соответствии с
поставленными задачами,
оценивают свою
деятельность и
деятельность товарищей.
Приводят примеры,
исправляют ошибки.
Взаимопроверка.
П: анализ, синтез,
моделирование, выбор
оснований и критериев
для сравнения,
классификации,
построение логической
цепи рассуждений,
формулирование
задания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задач; Р:
контроль, коррекция; К:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками, умение
устанавливать и
поддерживать контакт с
собеседником.
Динамическая пауза Слайд 3
Работа над
пройденным
материалом.
Работа над упражнениями в
учебнике
упр. 428 устно
Распределительный диктант
Слайд 4
Обучающиеся под
руководством учителя
анализируют задания для
определения уровня
сложности.
Каждый ученик применяет
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Метапредметные
(УУД)
регулятивные:
отличать верно
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять анализ
учебного задания, верно
выражать свои мысли,
формировать четко и
правильно свой ответ. Рефлексия. Оценка
Прочитайте текст. Выпишите
из него местоимения,
распределяя их по разрядам.
Некоторые фокусники так
искусно умели обманывать
всяких зевак, что их принимали
за колдунов и волшебников.
Был такой доктор. Звали его
Гаспар Арнери.
Этот доктор умел делать такие
удивительные вещи, что они
действительно походили на
чудеса. Конечно, ничего общего
он не имел с волшебниками и
шарлатанами…
Никого не было в стране мудрей
и ученей Гаспара Арнери.
Итак, ребята, давайте
вспомним, что мы узнали
сегодня на уроке о
местоимении?
Самооценка обучающихся.
Оцените свою работу на уроке.
Если вы не смогли
самостоятельно изучить
материал и в течение урока
работали при помощи учителя,
возьмите
местоимение МЫ; если вы
продуктивно работали
самостоятельно и в группе,
то возьмите местоимение Я.
Урок сегодня был удачный!
приобретенные им знаний
на уроке, и выполняет их.
выполненное задание от
неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ
учебного материала;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Местоимения не называют
предметы, признаки,
количество, а только
указывает на них.
Существует девять
разрядов местоимений.
Местоимения изменяются
по падежам, а некоторые и
по родам и числам. В
предложении местоимение
выполняет роль
подлежащего, дополнения
или определения.
Фиксируют результаты
своей деятельности в
П: рефлексия способов
и условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности; Л:
самооценка на основе
критерия успешности,
адекватное понимание
причин успеха/неуспеха в
учебной деятельности; К:
выражение своих мыслей
с достаточной полнотой
и точностью,
использование критериев
для обоснования своего
суждения. Р: оценка
(выделение и
осознание учащимися
Осознание своей учебной
деятельности, самооценка
результатов деятельности
своей и класса Не прошел для вас он зря.
Вы все очень постарались!
А вам понравилось, друзья?
соответствии с
поставленными задачами,
оценивают свою
деятельность и
деятельность товарищей.
того, что уже усвоено и
что ещё подлежит
усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения).
Домашнее задание
§59, упр. 427
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.