Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. № п/п 184 Дата: 18.05.2017
Тема урока: Рассуждение (с презентацией)
Цели для ученика:
1. повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные
исходя из лексических,
типы речи,
грамматических и
композиционных признаков данных типов речи;
2. обобщить и расширить представление о таком типе речи, как
рассуждение;
3. развивать культуру речи, внимательное отношение к тексту.
Тип урока: развитие речи
Учитель: Наумова Е.А.
Цели для учителя:
Образовательные:
повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы
речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных
признаков данных типов речи;
обобщить и расширить представление о таком типе речи, как
рассуждение;
Развивающие:
развитие устной и письменной связной речи;
развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и
исследовательские умения;
развивать внимательное отношение к тексту.
Воспитательные:
формировать коммуникативные навыки у учся;
вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать любовь к родному краю.
Форма урока: коллективная, самостоятельная работа
Опорные понятия: тема, основная мысль, стиль, тип речи текста
Новые понятия:Формы контроля: коллективная, самостоятельная работа
Ресурсы:
основные:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.
Ч.1 / [ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.
Нарушевич]. –3е изд. – М. : Просвещение,2014. – 159с.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и
т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебнопознавательной
деятельности.
Формулирование проблемы, планирование
деятельности
Открытие нового знания
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в
объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов,
неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения
знаниями.Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Организационный
этап
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Выявление отсутствующих.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
Обучающиеся проверяют
правильность
расположения учебников и
школьных
принадлежностей.
Обучающиеся
высказывают
предположения
необходимости
правильной организации
своего «рабочего места»
свои
о
Планируемый
результат
осуществлять
самоконтроль
уметь
Актуализация
знаний
1. Минутка орфографии стр. 150
2. упр. 606 устно
Учащиеся выполняют
задания. Отвечает один, а
второй оценивает его
ответ.
Коллективное
определение типа текста.
Постановка
учебной задачи
Определите цель нашего урока!
— В жизни нередко возникают
спорные ситуации, когда каждый
считает правильным свое мнение;
нередко поразному оценивают
Определяют цель урока.
1. повторить изученные
стили речи и обучать
распознавать разные типы
речи, исходя из
лексических,
регулятивные:
овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
уметь с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли ;
владеть диалогической
формой речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка.
Предметные:
различать жаргонизмы
Метапредметные (УУД):
познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний (определять
Уметь применять
полученные
знания
практике.
на
Уметь точно и
правильно
выражать свои
мысли, слушать и
понимать речь
других, владеть
диалогической
формой речи.
Уметь
ориентировать в
системе знаний,
уметь точно и
правильно
выражать своипоступки человека, иногда при этом
высказываются прямо
противоположные суждения. В этих
случаях важно суметь доказать свою
правоту (разумеется, если ты уверен,
что прав). И такие тексты относятся к
рассуждениям.
грамматических и
композиционных
признаков данных типов
речи;
2. обобщить и расширить
представление о таком
типе речи, как
рассуждение;
3. развивать культуру
речи, внимательное
отношение к тексту.
Решение учебной
задачи
Работа с учебником
стр. 150
Составление схемы «Основные
признаки рассуждения» упр. 607
Знакомятся с
теоретическим
материалом
Составляют схему
Динамическая
пауза
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
границы знания/незнания);
регулятивные:
высказывать свое
предположение;
коммуникативные:
точно и полно выражать свои
мысли
Личностные:
устанавливать связь между
целью учебной деятельности и
ее мотивом (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
определять и формулировать
цель деятельности на уроке;
под руководством учителя
планировать свою деятельность
на уроке;
определять
последовательность действий на
уроке.
. Предметные:
знать что такое слова
разговорной лексики;
владеть способами
определения правильности
выбора
уметь применять
самоинструкцию
- знать значение новых
слов и их написание
мысли.
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять
анализ учебного
задания, верно
выражать свои
мысли,
формировать
четко и
правильно свой
ответ.Работа над
пройденным
материалом.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Работа с учебником
выполнение упражнений
упр. 608 (письменно)
упр. 610 (письменно)
Индивидуальное задание Слайд 2
Вспомните произведение, которое
вы недавно прочитали. Составьте
рассуждение – отзыв об этом
произведении.
Я хочу рассказать о произведении и
________________
Я выбрал его потому, что
______________________.
Мне _______ понравилось (ась), так
как _______________________.
Вопервых, в
_____________________________
Вовторых, _____________
Работают самостоятельно
на оценку
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять анализ
учебного задания, верно
выражать свои мысли,
формировать четко и
правильно свой ответ.
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Метапредметные
(УУД)
регулятивные:
отличать верно
выполненное задание
от неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ
учебного материала;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли.Рефлексия.
Оценка
Втретьих,
_____________________________
Поэтому мне бы хотелось, чтобы это
произведение прочитали все ребята.
«Микрофон».
1.Я изучил (а) на уроке…
2. Я не совсем разобрался (лась) с …
3. У меня остались вопросы …
4.Я оцениваю свою работу …..
Учащиеся по очереди
отвечают на любой
вопрос дополняя его и
аргументируя свой
ответ.
Личностные:
устанавливать связь
между
целью
деятельности и ее
результатом.
Метапредметные
(УУД):
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
совместно с учителем и
одноклассниками давать
оценку деятельности на
уроке;
выделять и осознавать
то, что уже усвоено и
что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
Домашнее задание
§87, упр. 609
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.Описание картины Куинджи А.И. «Березовая роща»
1 вариант.
Картина притягивает и восхищает своей простотой, национальной самобытностью. Сюжет композиции с первых мгновений становится
родным, по – домашнему уютным. Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей,
местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и контрастирующие с темными
очертаниями леса на заднем плане.
Картина завораживает своей легкостью, некой декоративностью: здесь почти нет деталей или акцентов. Все очень воздушно. Внимание
привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью.
Критики совершенно верно находят в композиции некий левитановский стиль: Куинджи, создавая «Березовую рощу», рассчитывает на
воображение своего зрителя, дает ему лишь общую композицию, детали зритель додумывает сам.
Следует отметить также контрастность сочетаний: белоснежные, омытые светом березовые стволы оттенены темным, местами почти черным
лесом, что изображен на дальнем плане.
Куиджи по праву считается «художником света»: полотно «Березовая роща» — лучшее тому доказательство. Тонкое сочетание света и тени,
солнечные зайчики, скачущие по стволам деревьев и затемненная, восхищающая глубиной вода – все это передает привольность уголка рощи,
лучезарность летнего дня.
Картину предварили многочисленные наброски. Все они объединены наличием березок на темном фоне.
Описание картины Куинджи А.И. «Березовая роща»
2 вариант
«Художником света» называл А. И. Куинджи И. Е. Репин. Действительно, по изображению игры света и тени Куинджи не было равных. Его
знаменитая картина «Березовая роща», написанная в 1879 году, этому подтверждение.
В картине «Березовая роща» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. Вокруг удивительно тихо и радостно. Привольно и
свободно растут на поляне березы. Затеяв веселую игру, скачут по их белым стволам веселые «зайчики». Художник так мастерски изобразил
уголок рощи, утопающей в солнечном свете, что кажется, будто слышишь шелест листьев, стрекотание кузнечиков в мягкой траве, щебетанье
птиц…
Верхний край полотна «срезает» кроны берез, но отдельные их ветки остаются в поле нашего зрения. Легкий узор их изумрудной зелени
контрастирует с темной зеленью берез на дальнем плане картины – и это усиливает ощущение яркости, лучезарности летнего дня.
Затем наш взгляд привлекает ручей. Он «уводит» вглубь картины, в лес, теряющийся в таинственной дымке, и дает ощущение свежести,прохлады. Чувствуется не только прелесть окружающего пейзажа, но и его мощная земная сила. Вдали мы видим темный силуэт леса.
Художник не выделяет его детали, наоборот, обобщает силуэты в одну тяжелую массу, сгущает цвет.
Сильного декоративного эффекта Куинджи добивается с помощью удачно подобранной композиции, чистых, звучных красок и точно
подобранных контрастов. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми,
почти светящимися стволами берез и ослепительноголубым небом.
В картине «Березовая роща» Куинджи не просто показал прелесть и красоту русской природы, но с помощью оригинальных художественных
средств передал нам свое чувство восхищения простым русским пейзажем.