Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. № п/п 185 Дата: 19.05.2017
Тема урока: Сложное предложение(с презентацией)
Цели для ученика:
Учитель: Наумова Е.А.
Цели для учителя:
1.систематизация знаний о сложном предложении, повторение видов
сложных предложений (БСП, ССП, СПП)
2.развитие умения отличать ССП от ПП с однородными сказуемыми;
3.развитие умения составлять предложения по заданным схемам;
4. совершенствовать пунктуационные навыки;
5. совершенствовать устную и письменную речь;
6. воспитывать толерантность к чужому мнению и личную
ответственность за выполнение коллективной работы.
Образовательные:
систематизация знаний о сложном предложении, повторение видов
сложных предложений (БСП, ССП, СПП)
развитие умения отличать ССП от ПП с однородными сказуемыми;
развитие умения составлять предложения по заданным схемам;
совершенствовать пунктуационные навыки;
совершенствовать навыки синтаксического разбора простого
предложения;
Развивающие:
развивать устную и письменную речь;
развивать внимательность на занятиях, при выполнении заданий;
развивать внимательное отношение к тексту как необходимому
условию выявления значения слова.
Воспитательные:
формировать коммуникативные навыки у учся;
воспитывать внимательность и уважение к чужому мнению и
самостоятельность;
вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;
воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Форма урока: теоретическая и практическаяОпорные понятия: синтаксис, сложное предложение.
Формы контроля: беседа, коллективная работа, работа в группах.
Ресурсы:
основные:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.
Ч.1 / [ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.
Нарушевич]. –3е изд. – М. : Просвещение,2014. – 159с.
дополнительные: презентация «Сложное предложение»
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и
т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебнопознавательной
деятельности.
Формулирование проблемы, планирование
деятельности
Открытие нового знания
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в
объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление
пробелов, неверных представлений, их коррекция.Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения
знаниями.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Планируемый результат
Организационный
этап
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Анализ выполнения домашнего
задания.
Выявление отсутствующих.
Актуализация знаний Минутка орфографии
стр. 152
Разбор предложений.
1. Дождь вскоре закончился. На
небе заиграла радуга.
Сколько здесь предложений?
(Два)
Найдите в них грамматические
основы, сколько их? (В каждом
предложении одна
Обучающиеся проверяют
правильность расположения
учебников и школьных
принадлежностей.
Обучающиеся высказывают
свои предположения о
необходимости правильной
организации своего «рабочего
места»
Учащиеся показывают
орфографическую
грамотность.
Работают с текстом
Метапредметные
(УУД):
уметь осуществлять
самоконтроль
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
регулятивные:
овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли ;
владеть
диалогической формой
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного
языка.
Уметь применять
полученные знания на
практике.
Уметь точно и правильно
выражать свои мысли,
слушать и понимать речь
других, владеть
диалогической формой
речи.грамматическая основа)
Какой вывод можем сделать?
(Это простые предложения).
Беседа:
Отвечают устно
Какую тему повторяли на
прошлом уроке? (простое
осложненное предложение)
Чем может быть осложнено
простое
предложение? (обращение,
однородные члены
предложения, вводные слова)
Определите цели нашего
сегодняшнего урока:
Мы должны узнать….
Мы должны научиться…
Мы должны уметь…
Постановка учебной
задач
Учащиеся анализируют
стихотворение и определяю
предмет изучения на уроке
Уметь
находить
жаргонизмы в тексте,
уметь ориентировать в
системе знаний,
уметь
точно и правильно
выражать свои мысли.
Предметные:
различать
жаргонизмы
Метапредметные
(УУД):
познавательные:
ориентироваться в
своей системе знаний
(определять границы
знания/незнания);
регулятивные:
высказывать свое
предположение;
коммуникативные:
точно и полно
выражать свои мысли
Личностные:
устанавливать связьмежду целью учебной
деятельности и ее
мотивом (зачем?).
Метапредметные
(УУД)
регулятивные:
определять и
формулировать цель
деятельности на уроке;
под руководством
учителя планировать
свою деятельность на
уроке;
определять
последовательность
действий на уроке.
Предметные:
знать что такое
жаргонизмы;
владеть способами
определения
правильности выбора
уметь применять
самоинструкцию
знать значение новых
слов и их написание
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Метапредметные
(УУД)
регулятивные:
отличать верно
выполненное задание
от неверного;
Уметь дать определение
понятию «части речи»;
Применять полученные
знания.
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять анализ
учебного задания, верно
выражать свои мысли,
формировать четко и
правильно свой ответ.
Решение учебной
задачи
Постановка проблемной
ситуации с помощью
упражнения
упр. 611 (письменно)
Работают с учебником,
выполняют задания к
упражнению
Знакомство с теорией стр. 152
153
Обучающиеся знакомятся
материалом
Первичное
закрепление
Разбор предложений.
Дождь вскоре закончился, на
небе заиграла радуга.
Найдите грамматические
основы в предложении, сколько
их? (Две)
Обучающиеся под
руководством учителя
анализируют задания для
определения уровня
сложности.
Каждый ученик применяет
приобретенные им знаний на
уроке, и выполняет их. осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ
учебного материала;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Какой можем сделать вывод?
(Предложение сложное)
Можем ли мы задать вопрос от
одного простого предложения к
другому? (Нет, они
равноправны).
Есть ли в этом СП союзы,
соединяющие простые
предложения? (Нет, это БСП).
Каковы особенности схемы
БСП? (Все грамматические
основы в квадратных скобках,
между ними запятые).
Дождь вскоре закончился, и
на небе заиграла радуга.
Найдите грамматические
основы в предложении, сколько
их? (Две)
Какой можем сделать вывод?
(Предложение сложное)
Можем ли мы задать вопрос от
одного простого предложения к
другому? (Нет, они
равноправны).
Есть ли в этом СП союзы,
соединяющие простыепредложения? (Да,
сочинительный союз и, это
ССП).
Каковы особенности схемы
ССП? (Все грамматические
основы в квадратных скобках,
между ними запятые, союз,
соединяющий части сложного
предложения, выносится за
скобки).
На небе заиграла радуга,
когда дождь закончился.
Найдите грамматические
основы в предложении, сколько
их?
Какой можем сделать вывод?
(Предложение сложное)
Можем ли мы задать вопрос от
одного простого предложения к
другому? (Да, они
неравноправны. Можно
спросить: радуга заиграла
когда?).
Есть ли в этом СП союзы,
соединяющие простые
предложения? (Да,
подчинительный союз когда, этоСПП).
Каковы особенности схемы
СПП? (Главное предложение – в
квадратных скобках,
придаточное – в круглых,
подчинительный союз вносится
в круглые скобки, от главного
предложения рисуется
стрелочка и указывается вопрос
к придаточному).
Подводим итоги.
На какие две большие группы
делятся СП? (СП делятся на
бессоюзные и союзные).
Особенности БСП?
На какие группы делятся
союзные СП? (Союзные делятся
на ССП и СПП).
Каковы особенности ССП и
СПП?
Слайд 2 Спишите
предложения, расставив знаки
препинания, подчеркните
грамматические основы,
укажите вид предложений.
Составить схемы.
Динамическая пауза
Работа над
пройденным
материалом.
1 упражнение коллективно
2 упражнение самостоятельно
Обучающиеся под
руководством учителя
анализируют задания для
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Метапредметные
(УУД)
регулятивные:
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять анализ
учебного задания, верно
выражать свои мысли,
формировать четко и
правильно свой ответ.определения уровня
сложности.
отличать верно
выполненное задание
от неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ
учебного материала;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
1. На улиц.. ещё не
рассвело и лампочки ещё
горели у под..ездов.
2. Целое лето я бегал по
улицам и играл в фу..бол.
3. Когда будем сочинение
писать Таня напиш..т про
море.
4. Мы увидели красивую
ель, на ветках которой
лежал снег.
5. Уроки я опять стал
делать поз(?)но когда
голова уже плохо
соображала и дал сам
себе обещание что на
следующий день не буду
так долго играть.
6. Листья кружились в
воздухе и падали вниз.
7. Учитель
поприветствовал класс и
дети сели.
Каждый ученик применяет
приобретенные им знаний на
уроке, и выполняет их.
Индивидуальная работа
учеников. Слайд 3
Составьте предложения по
данным схемам.Рефлексия. Оценка
Учащиеся выполняют
задания (устно)
Что тебе понравилось на
уроке?
Что не понравилось?
Насколько трудным был урок?
Кратко написать самое важное,
что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и
отправить.
Домашнее задание
§ 88, упр. 612
Личностные:
устанавливать связь
между целью
деятельности и ее
результатом.
Метапредметные
(УУД):
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
совместно с учителем
и одноклассниками
давать оценку