Конспекты уроков
Оценка 4.7

Конспекты уроков

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—6 кл
16.04.2018
Конспекты уроков
Публикация является частью публикации:
соч-описание картины1.doc
Технологическая карта урока  русского языка    в 6 классе. № п/п 179         Дата: 12.05.2017 Тема урока: Сочинение­описание картины (с презентацией)                         Цели для ученика: 1. Уметь составлять план; 2. Уметь создавать текст в соответствии с заданной темой; 3. Уметь строить устное высказывание, используя текст и картину  художника; 4. Оформлять письменную речь в соответствии с литературными  нормами; 5. развивать культуру речи, внимательное отношение к тексту. Тип урока: развитие речи                                                                           Учитель: Наумова Е.А. Цели для учителя: Образовательные:  ­продолжать учить детей составлять план; ­ развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи; ­учить строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника. ­оформлять   письменную   речь   в   соответствии   с   литературными нормами. Развивающие:  ­ развитие устной и письменной связной речи; ­ развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и  исследовательские умения; ­ развивать внимательное отношение к тексту. Воспитательные:  ­ формировать коммуникативные навыки у уч­ся; ­ вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка; ­ воспитывать любовь к родному языку; ­ воспитывать любовь к родному краю. Форма урока: коллективная, самостоятельная работа Опорные понятия: тема, основная мысль, стиль, тип речи текста Новые понятия: Формы контроля: коллективная, самостоятельная работа Ресурсы: основные:  Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич]. –3­е изд. – М. : Просвещение,2014. – 159с. дополнительные: презентация. Дидактические задачи этапов урока Этапы урока Дидактические задачи Организационный (этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Актуализация  опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Постановка учебной проблемы Обеспечение   мотивации   для   принятия   обучающимися   цели   учебно­познавательной деятельности. Формулирование   проблемы,   планирование деятельности Открытие нового знания Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых  знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия учебной деятельности Анализ   и   оценка   успешности   достижения   цели;   выявление   качества   и   уровня   овладения знаниями. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Организационный  этап Приветствие.  Проверка   готовности   к   уроку. Выявление отсутствующих. Метапредметные (УУД): регулятивные: ­осуществлять  самоконтроль; Обучающиеся проверяют   правильность  расположения учебников и школьных  принадлежностей. Обучающиеся высказывают предположения необходимости правильной   организации своего «рабочего места» свои о       Планируемый результат         осуществлять самоконтроль уметь Актуализация знаний   «Лингвистический диктант»:  устно Текст, признаки текста,  композиция текста, идея, тема,  типы текста. Учащиеся устно  выполняют задания.  Отвечает один, а второй  оценивает его ответ. регулятивные: ­ овладевать умением  прогнозировать; коммуникативные: ­ слушать и понимать речь  других; ­ уметь с достаточной полнотой  и точностью выражать свои  мысли ; ­ владеть  диалогической  формой речи в соответствии с  грамматическими и  синтаксическими нормами  родного языка. Уметь применять полученные знания   практике. на Уметь   точно   и правильно выражать   свои мысли, слушать и понимать   речь других,   владеть диалогической формой речи. Постановка учебной задачи ­Сегодня мы будем работать над  описанием картины Николая  Петровича Богданова­Бельского    «Виртуоз» ­Определите цель нашего урока! Определяют  цель урока. 1. Уметь составлять план; 2. Уметь создавать текст в соответствии   с   заданной темой; 3. Уметь строить устное  высказывание, используя  текст и картину  художника; Решение   учебной задачи Беседа Отвечают на вопросы • Чем описание отличается от других  типов речи? • Какие ещё типы речи вы знаете? Предметные: ­ различать жаргонизмы Метапредметные (УУД): познавательные: ­ориентироваться в своей  системе знаний (определять  границы знания/незнания); регулятивные: ­высказывать свое  предположение; коммуникативные: ­точно и полно выражать свои  мысли Личностные: ­ устанавливать связь между  целью учебной деятельности и  ее мотивом  (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: ­определять и формулировать  цель деятельности на уроке; ­ под руководством учителя  планировать свою деятельность  на уроке; ­ определять  последовательность действий на уроке. . Предметные: ­ знать  что такое слова  разговорной лексики; ­ владеть способами  определения правильности  выбора ­ уметь применять  самоинструкцию Уметь  ориентировать в  системе знаний,  уметь точно и  правильно  выражать свои  мысли. Уметь применять самоинструкцию, осуществлять  анализ учебного  задания, верно  выражать свои  мысли,  формировать - знать значение новых слов и их написание четко и  правильно свой  ответ. • Что можно описывать? • Какую роль в русском языке играют  имена прилагательные? • Как называется картина, на которой  изображена природа? • Каких художников­пейзажистов вы  знаете? 1. Что такое живопись? (Вид изобразительного искусства). 2. Как иначе можно назвать  художника? (Мастер, живописец, автор полотна). 3. Как иначе можно назвать картину? (Полотно, шедевр, произведение  искусства) 4. Какие жанры живописи вы знаете? (Существует несколько жанров  живописи: пейзаж, портрет,  натюрморт, жанровое полотно,  морской пейзаж). Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Динамическая пауза Работа над  пройденным  материалом. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Рассматривание репродукции  картины (упр. 143) ­ Работа с картиной. Общее  впечатление от картины: ­ Какова палитра художника? (Разнообразна палитра художника. Он  использует теплые (зеленый,  коричневый) и холодные (белый,  голубой) тона). ­ Каков сюжет и композиция  картины? (Композиция картины очень проста:  группа берез на переднем плане,  залитая солнцем поляна; на заднем  плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких  лишних деталей. Посмотрите, какой  блеск красок на картине Куинджи.  Обратите внимание на сочетание  красок, согласованность света и тени). ­ Какая идея заключается в  пейзаже? Работа над восприятием  материала Уметь применять  самоинструкцию,  осуществлять анализ  учебного задания, верно  выражать свои мысли,  формировать четко и  правильно свой ответ. Предметные: ­ уметь применять  самоинструкцию. Метапредметные  (УУД) регулятивные: ­ отличать верно  выполненное задание   от неверного; ­ осуществлять  самоконтроль; познавательные: ­ осуществлять анализ  учебного материала; коммуникативные: ­ слушать и понимать  речь других; ­ умение с  достаточной полнотой  и точностью выражать  свои мысли. (У Куинджи она – в безграничной  любви художника к русской природе, к главному символу России, которым по  праву считается береза). ­ Сравните настроение, которое  передает эта картина, с тем, что  описано в стихотворениях,  выражено в русских народных песнях: (слайд №9, прослушать отрывок из  музыкальной композиции «Во поле  березка стояла») ­ Лексическая работа  • картина – художественное полотно,  образец живописи, шедевр искусства,  холст; • написал – изобразил, нарисовал,  описал, представил; • художник – живописец,  творец, создатель картины, мастер. ­Работа с изобразительно­ выразительными средствами  ­ Подберите эпитеты к березам: • белоствольные Подбирают синонимы Составляют описание • стройные • зеленокосые • изумрудно ­ ярко­зеленые листья 1. Опишите березы. (Деревья  привольно растут на поляне, они так  высоки, что крон не видно. Солнечные  зайчики затеяли игру и прыгают по  белым стволам берез. Несколько  березовых ветвей на фоне темного  дальнего леса кажутся прозрачными,  светящимися, кружевными.  Впечатление ослепительного  солнечного света постоянно  присутствует). 2. Как освещена поляна? (Куинджи  выбрал труднейший момент освещения ­ против солнечного света. Зачитаем  слова И.Е. Репина: "Иллюзия света  была его Богом, и не было художника,  равного ему в достижении этого чуда  живописи. Куинджи ­ художник  света". И еще одна цитата: "А здесь  что же? Только свет... и рассуждать не  о чем, долго останавливаться даже  предосудительно ­ но, действительно,  надо правду сказать, свет так уж свет!  Отходить не хочется; все чего­то  ждешь... Черт возьми ­ наваждение  какое­то, втягивает..." И.Е. Репин). 3. Какой видим мы поляну? (Поляна  представлена ровной, как стол,  плоскостью. Соседство с темными  тенями на первом плане делает  желтовато­зеленую поляну, залитую  солнцем, сияюще светлой и яркой). 4. Зачем нужен ручей по центральной  оси картины? (Ручей уводит взгляд в  глубину, к дальнему лесу в легкой  дымке. Дает ощущение воздуха.  Чувствуется свежесть, прелесть  окружающего леса, мощная земная  сила). 5. Опишите дальний лес. (На ярком  свету исчезают детали, появляются  плоские силуэты. Кроны деревьев  обобщены, собраны в тяжелые массы,  цвет сгущен. "Наивный" рисунок  приобретает фольклорный характер.  Только в таком лесу могут появиться  сказочные герои). 6. Озвучим картину. Если  прислушаемся, что услышим? (Пение  птиц, стрекотание кузнечиков...) ­ Составление плана сочинения: I. Слово о художнике. История  создания картины. Составляют план  сочинения II. Описание картины: 1. Общее впечатление от картины. 2. Березы 3. Поляна 4. Небо III. Картина «Березовая  роща» – воплощение любви художника к «символу России». «Пейзаж ­ портрет природы. Хорошо  написать пейзаж так же трудно, как  написать любое хорошее  произведение...» А.И. Куинджи пейзаж удался. На своей картине «Березовая роща» он передал  красоту солнечного и лунного света,  воспел красоту русской березы. Рефлексия. Оценка  «Микрофон».  1.Я  изучил (а) на уроке…  2. Я не совсем разобрался (лась) с …  3. У меня остались вопросы …  4.Я оцениваю свою работу ….. Учащиеся по очереди  отвечают на любой  вопрос дополняя его и  аргументируя свой  ответ. Личностные: ­   устанавливать   связь между целью деятельности   и   ее результатом.   Метапредметные (УУД): регулятивные:   осуществлять ­ самоконтроль; ­ совместно с учителем и одноклассниками   давать оценку   деятельности   на уроке; ­ выделять и осознавать то,   что   уже   усвоено   и что нужно еще усвоить; коммуникативные: Домашнее задание Оформить описание картины на  черновике. ­  умение   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли. Описание картины Куинджи А.И. «Березовая роща» 1 вариант. Картина притягивает и восхищает своей простотой, национальной самобытностью. Сюжет композиции с первых мгновений становится  родным, по – домашнему уютным. Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей,  местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и контрастирующие с темными  очертаниями леса на заднем плане. Картина завораживает своей легкостью, некой декоративностью: здесь почти нет деталей или акцентов. Все очень воздушно. Внимание  привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью. Критики совершенно верно находят в композиции некий левитановский стиль: Куинджи, создавая «Березовую рощу», рассчитывает на  воображение своего зрителя, дает ему лишь общую композицию, детали зритель додумывает сам. Следует отметить также контрастность сочетаний: белоснежные, омытые светом березовые стволы оттенены темным, местами почти черным  лесом, что изображен на дальнем плане. Куиджи по праву считается «художником света»: полотно «Березовая роща» — лучшее тому доказательство. Тонкое сочетание света и тени,  солнечные зайчики, скачущие по стволам деревьев и затемненная, восхищающая глубиной вода – все это передает привольность уголка рощи,  лучезарность летнего дня. Картину предварили многочисленные наброски. Все они объединены наличием березок на темном фоне. Описание картины Куинджи А.И. «Березовая роща» 2 вариант «Художником света» называл А. И. Куинджи И. Е. Репин. Действительно, по изображению игры света и тени Куинджи не было равных. Его  знаменитая картина «Березовая роща», написанная в 1879 году, ­ этому подтверждение. В картине «Березовая роща» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. Вокруг удивительно тихо и радостно. Привольно и  свободно растут на поляне березы. Затеяв веселую игру, скачут по их белым стволам веселые «зайчики». Художник так мастерски изобразил  уголок рощи, утопающей в солнечном свете, что кажется, будто слышишь шелест листьев, стрекотание кузнечиков в мягкой траве, щебетанье  птиц… Верхний край полотна «срезает» кроны берез, но отдельные их ветки остаются в поле нашего зрения. Легкий узор их изумрудной зелени  контрастирует с темной зеленью берез на дальнем плане картины – и это усиливает ощущение яркости, лучезарности летнего дня. Затем наш взгляд привлекает ручей. Он «уводит» вглубь картины, в лес, теряющийся в таинственной дымке, и дает ощущение свежести,  прохлады. Чувствуется не только прелесть окружающего пейзажа, но и его мощная земная сила. Вдали мы видим темный силуэт леса.  Художник не выделяет его детали, наоборот, обобщает силуэты в одну тяжелую массу, сгущает цвет. Сильного декоративного эффекта Куинджи добивается с помощью удачно подобранной композиции, чистых, звучных красок и точно  подобранных контрастов. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми,  почти светящимися стволами берез и ослепительно­голубым небом. В картине «Березовая роща» Куинджи не просто показал прелесть и красоту русской природы, но с помощью оригинальных художественных  средств передал нам свое чувство восхищения простым русским пейзажем.

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков

Конспекты уроков
Скачать файл