Конспекты уроков по русскому языку и литературе
Оценка 4.8

Конспекты уроков по русскому языку и литературе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
18.04.2018
Конспекты уроков по русскому языку и литературе
Публикация является частью публикации:
прокляты и убиты 11.doc

Учитель Наумова Е.А.

Урок литературы 11А__________11Б________

Тема: Вечное и преходящее в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты».

Цели: проанализировать роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»; способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки; заинтересовать учащихся вопросами нравственности произведений, актуальность многих вопросов, поднятых автором, учить рассуждать по поставленным вопросам . высказывать свою точку зрения.

 

Ход урока

 

  1. Организационный этап
  2. Работа по теме урока

 

-Слово учителя

Рассказы Астафьева – это воспоминания о своём детстве, этой удивительно светлой и

прекрасной поре, о Сибири. Проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, к другим людям, их бедам и радостям.

«Конь с розовой гривой», «Последний поклон», «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет», «Заветное». «Печальный детектив».

Это автобиографические рассказы о трудном, голодном детстве, о судьбе мальчика,

оставшегося сиротой. В мире произведений Астафьева много страданий, они наполнены

желанием спасти человечное в человеке. Речь идёт о добрых и злых силах природы, истории.

Славу писателю принесли романы «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», повести «Последний поклон».

 

-Чтение в кратком содержании романа «Прокляты и убиты»

 

-Слово учителя

 

Роман «Прокляты и убиты» был задуман в трех книгах, в свое время опубликованы две, предполагалось, что в третей будет рассказано о сегодняшнем дне фронтовиков, но в последнее время писатель все чаще говорил о тем, что силы на исходе и третья книга так и не была написана.

Первая книга романа «Чертова яма» (1992) — это метафорическое обозначение казармы, а точнее, полутемных землянок, срубленных из неокоренных сосновых бревен, где в течение двух месяцев обитает карантин. Один из новобранцев, увидев все это, приходит к грустному выводу: «И здесь бардак!»

Время действия романа — поздняя осень 1942 г., место действия — казармы в военном городке, расположенном под Бердском, в Сибири, где призывники 24-го года рождения (ровесники В-Астафьева) должны пройти политическую и боевую подготовку и отправиться на фронт. Но это намерения, а реальность совсем другая. В 21-м стрелковом полку много больных, драки, истязания и даже безнаказанное убийство красноармейца Попцова, совершенное ротным командиром Пшенным, и ответное нападение взбунтовавшегося взвода, чуть было не поднявшею на штыки виновника-офицера. Вершина ужасов — грозный приказ № 227 и начавшиеся показательные расстрелы солдат, невинных братьев Снегиревых.

В. Астафьев не ищет (во всяком случае в первой книге) истоков и мотивов будущей победы, а погружает своих героев в военный быт — писатель вправе выбрать свой, наиболее адекватный его замыслу, творческой индивидуальности ракурс изображения. Он стремится показать то, что еще не было объектом внимания «военной» прозы — страшную изнанку армейской жизни, ее «тягучий, изморный ход», когда за неполных два месяца призывники превращались в доходяг, согбенных старичков с пожухшими глазами, равнодушных ко всему, кроме спанья и еды.

Главный пафос первой книги — обличительный, здесь писатель выступает продолжателем традиций Л.И. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»). Астафьев не жалеет сатирических красок для изображения политработников армии, с сарказмом повествует об активистах 20-30-х годов. Автор высмеивает показательный суд над отпетым человеком, картежником, пронырой Зеленцовым, едва не убившим добрейшего капитана Дубельта. Но сатирическое острие направлено не на Зеленцова, а на судей, членов военного трибунала, в разоблачении которых автор использует значащую деталь. На сцене зала, где разыгрывается судебное действо и восседают двое солидных мужчин с малиновыми петлицами, — барельеф («упряжка с вождями мирового пролетариата»). Когда на суде разразился скандал (Зеленцов требовал отправить на фронт жирных судей и его поддержали красноармейцы, согнанные на показательный процесс), «полковник вместе с судебной обслугой поскорее ретировался за сцену, скрылся за упряжку из четырех вождей».

Во второй книге романа под названием «Плацдарм» (1994) обличительный тон так же силен. Здесь описывается сражение за один из двадцати семи плацдармов на правом берегу при форсировании Великой реки (Днепра) осенью 1943 г. По убеждению писателя, это та же чертова яма, только вынесенная на линию фронта. Боеприпасов нет! Продуктов нет! То же равнодушное отношение к солдату, издевательства отцов-командиров, предпочитающих «руководить» операцией с безопасного левого берега реки. Во второй книге достается не только политотдельцам, но и Александру Васильевичу Суворову.

Правда войны — проблема наиважнейшая для каждого писателя-фронтовика. В. Астафьев в разные годы по-разному оценивал то, что и как писалось о войне. В начале 70-х ему казалось, что слишком много создано хороших книг о войне, в 1988 г. он говорил обратное ("Я был на другой войне"). Автор поставил перед собой, можно сказать, амбициозную цель рассказать о своей войне. Действительно, до Астафьева никто не писал так обнаженно о войне с точки зрения солдата.

 

-Просмотр презентации «Прокляты и убиты»

 

3. Итог урока. Рефлексия

В романе "Прокляты и убиты" В. Астафьев говорит о своих героях, что жестокая сила войны не погасила в них "свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, от России, наконец, заложено, передано, наследством завещано"

 

- Что вы можете сказать о данном произведении?

- О чем оно вас заставило задуматься?

 

4.Домашнее задание

стр. 354-360 подготовиться к опросу.

 

 

 

 


Учитель Наумова Е.А. Урок литературы 11А__________11Б________

Учитель Наумова Е.А. Урок литературы 11А__________11Б________

На сцене зала, где разыгрывается судебное действо и восседают двое солидных мужчин с малиновыми петлицами, — барельеф («упряжка с вождями мирового пролетариата»)

На сцене зала, где разыгрывается судебное действо и восседают двое солидных мужчин с малиновыми петлицами, — барельеф («упряжка с вождями мирового пролетариата»)
Скачать файл