Учитель Наумова Е.А.
Урок литературы 11А________11Б___________
Тема: В.П.Астафьев. Повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка». Проблема утраты человеческого в человеке.
Цель:
· прививать интерес к творчеству В.П. Астафьева, провести анализ рассказа «Людочка» и повести «Царь-рыба», вырабатывать умение делать выводы и обобщения;
· развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
· воспитывать нравственные качества: доброту, человечность.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: "Вы слышали, что сказано (вашими учителями - книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".
Сегодня мы будем говорить о творчестве В.П. Астафьева
2. Сообщение подготовленного учащегося о В.П. Астафьеве, возможные дополнения учителя.
1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье
Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.
В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.
С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. "Диких заработков", на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом-интернат. "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино озеро".
Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. "Детство мое осталось в далеком Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев. - Дитя, по выражению деда Павла, "не рожено, не прошено, папой с мамой брошено", тоже куда-то девалось, точнее - откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры".
Собрав денег на билет. Виктор уезжает в Красноярск, поступает и ФЗО. "Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали", - расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен.
Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой - рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину - город Чусовой на западном Урале.
По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, - время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.
В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года - сын Андрей.
В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете "Чусовской рабочий", Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ "Гражданский человек"; впоследствии он назовет его "Сибиряк". С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий».
В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман "Тают снега", издает еще две книги для детей: "Васюткино озеро" (1956) и "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе "Прикамье", журнале "Смена", сборниках "Охотничьи были" и "Приметы времени". С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио.
В 1958 году увидел свет его роман "Тают снега". В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР.
В 1959 году его направляют на Высшие
литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он
учится в Москве.
Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести
"Перевал" (1958-1959) и "Стародуб" (1960), повесть
"Звездопад", написанная на одном дыхании всего за несколько дней
(1960), приносят ему широкую известность.
В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. В вологодский период жизни В. П. Астафьевым созданы две пьесы: "Черемуха" и "Прости меня". Спектакли, поставленные по этим пьесам, шли па сцене ряда российских театров.
60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть "Кража" (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах "Последний поклон": "Зорькина песня" (1960), "Гуси в полынье" (1961), "Запах сена" (1963), "Деревья растут для всех" (1964), "Дядя Филипп - судовой механик" (1965), "Монах в новых штанах" (1966), "Осенние грусти и радости" (1966), "Ночь темная- темная" (1967), "Последний поклон" (1967), "Где-то гремит война" (1967), "Фотография, на которой меня нет" (1968), "Бабушкин праздник" (1968). В 1968 году повесть "Последний поклон" выходит в Перми отдельной книгой.
Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть "Пастух и пастушка. Современная пастораль" - "любимое свое детище". А осуществил свой замысел почти через 15 лет - в три дня, "совершенно обалделый и счастливый", написав "черновик в сто двадцать страниц" и затем шлифуя текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале "Наш современник", № 8, 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по соображениям цензуры. В 1975 году за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.
С 1973 года в печати появляются рассказы,
составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах
"Царь-рыба": "Бойе", "Капля", "У золотой
карги", "Рыбак Грохотало", "Царь-рыба", "Летит
черное перо", "Уха на Боганиде", "Поминки",
"Туруханская лилия", "Сон о белых горах", "Нет мне
ответа". Публикация глав в периодике - журнале "Наш современник"
- шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с
тех нор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал
новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от
времени страницы снятой цензурой главы "Норильцы", опубликовал ее в
1990 году в том же журнале под названием "Не хватает сердца". Впервые
"Царь-рыба" была опубликована в книге "Мальчик в белой
рубахе", вышедшей в издательстве "Молодая гвардия" в 1977 году.
В 1978 году за повествование в рассказах "Царь-рыба" В. П. Астафьев
был удостоен Государственной премии СССР.
В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке - деревне его тства - им
написаны роман "Печальный
детектив" (1985) и такие рассказы, как "Медвежья кровь" (1984),
"Жизнь прожить" (1985), "Вимба" (1985),
"Светопреставление" (1986), "Слепой рыбак" (1986),
"Ловля пескарей в Грузии" (1986), "Тельняшка с Тихого
океана" (1986), "Голубое поле под голубыми небесами" (1987),
"Улыбка волчицы" (1989), "Мною рожденный" (1989),
"Людочка" (1989), "Разговор со старым ружьем" (1997).
В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю.
Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве. В 1989 году "Последний поклон" выходит в издательстве "Молодая гвардия" уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы - "Забубенная головушка" и "Вечерние раздумья". "Животворящий свет детства" потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда.
На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне - роман "Прокляты и убиты": часть первая "Чертова яма" (1990-1992) и часть вторая "Плацдарм" (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику.
В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" писателю была присуждена Российская независимая премия "Триумф". В 1995 году за роман "Прокляты и убиты" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России. В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора. В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.
24 апреля 2009 года в Доме Русского Зарубежья состоялось вручение В.П.Астафьеву премии имени А.Солженицына (посмертно).
Умер он 29 ноября, утром, в 6 часов, в своей квартире в Академгородке.
Завещание "Насмотревшись при жизни на то, что делается на могилах современных писателей, как небрежно исполняются их заветы, я заранее прошу близких мне людей исполнить самые необходимые, необременительные просьбы.
1. Похоронить меня рядом с дочерью Ириной, на Манской пашне.
2. Не делать из похорон шуму и содому; если священнослужители сочтут достойным, пусть отпоют меня в ограде моего овсянского дома.
3. В последний путь выносить прошу меня из овсянского дома по улице Пустынной, по которой ушли в мир иной почти все мне близкие люди. Прошу на минуту остановиться возле ворот дедушкиного и бабушкиного дома, а также возле старого овсянского кладбища, где покоятся моя мама, бабушка, дедушка, дядя и тетка.
4. Пожалуйста, не топчитесь на наших могилах и как можно реже беспокойте нас. Если читателям и почитателям захочется устраивать поминки, не пейте много вина и не говорите громких речей, а лучше молитесь. И не надо что-либо переименовывать, прежде всего, мое родное село. Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей.
Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал.
Храни вас всех Господь!
Виктор АСТАФЬЕВ . 2 августа 1992 г. Красноярск-Академгородок".
В первый день зимы, под морозным пронзающим ветром тысячи осиротевших красноярцев пришли проститься со своим великим земляком. Все, кто хотел, смогли проводить Астафьева и в последний путь, в его родную Овсянку. Всем желающим хватило места в автобусах траурного поезда.
Прощался Красноярск с русским писателем в
краеведческом музее. 18 тыс. человек пришли проводить в последний путь своего
великого земляка. После траурного митинга процессия направилась в Овсянку. Гроб
с телом Астафьева пронесли по улицам
Овсянки, остановились у «ворот бабушкиного дома и старого овсянского кладбища».
Похоронен Астафьев на Манской пашне, сельском кладбище километрах в трех от
Овсянки.
Похоронили Виктора Петровича, как он и просил, рядом с могилой дочери Ирины. В морозном тумане застыли березы и ели, падал мелкий колючий снег. Сотни людей стояли, не замечая студеного ветра, мужчины - сняв шапки, и слезы замерзали у многих на щеках...
По причине большого скопления народа отпевание прошло не в ограде овсянского дома, как завещал Астафьев, а в деревянном храме, построенном благодаря его настояниям. Вместе со священниками пел и артист Алексей Петренко. И долго над притихшей в скорбном молчании Овсянкой раздавался поминальный звон колоколов.
Работа с произведениями
3.Знакомство с содержанием рассказа «»Людочка
4. Вопросы для анализа рассказа.
- О чем заставляет задуматься Астафьев?
(Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что мы есть? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват?)
- Согласны ли вы с тем, что диагноз, поставленный нашему обществу, - душевное одиночество?
- Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите.
Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;
• отчим совершенно безразличен к судьбе девушки;
• мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.
- В отношении к природе раскрывается духовный облик человека, его нравственная сущность. Обратитесь к картинам природы в рассказе и сопоставьте отношение к ней людей с понятиями ДОБРО и ЗЛО. Подтвердите свои размышления примерами.
-Почему Людочка покончила с собой? Причастна ли она сама к этой трагедии, если принять во внимание всеобщую взаимосвязанность судеб людей и представление о том, что зло и добро, сотворённые человеком, возвращаются к нему?
- Кто виноват в трагедии девушки?
Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.
- Какова позиция автора?
Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.
Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.
5. Знакомство с содержанием повести «Царь-рыба»
6. Анализ повести
Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.
Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.
Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.
У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.
«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.
Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.
Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.
Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.
Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.
Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».
7.Итог урока.
Слово учителя.
Самостоятельная работа
-ответить на вопрос «Как в произведениях Астафьева раскрывается проблема утрата человеческого в человеке? В чем она проявляется?»
Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.
От злободневных проблем местного значения голос автора поднимается до глобальных.
8. Рефлексия. Оценивание
Домашнее задание
-прочитать рассказ «Последний поклон» В.Астафьева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.