Конспекты уроков по русскому языку и литературе
Оценка 4.8

Конспекты уроков по русскому языку и литературе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
18.04.2018
Конспекты уроков по русскому языку и литературе
Публикация является частью публикации:
искав окуджава 8.docx

Учитель Наумова Е.А.

Урок литературы 8А__________8Б____________

Тема: М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют»
Цель урока:
Знакомство учащихся с песнями военных лет, с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М.Исаковского, Б.Окуджавы.
Задачи урока:
1. Воспитательная. На примерах песен о Великой Отечественной войне показать роль музыки в истории нашей страны, силой слова и музыки воздействовать на души детей, воспитывать патриотическое чувство, уважение к прошлому своего народа, способствовать воспитанию любви и гордости за свою Родину и народ.
2. Образовательная. Знакомить учащихся с творчеством поэтов и композиторов военных лет, углубление представления школьников о тематическом своеобразии песен военных лет .

3. Развивающая. Развивать творческое, ассоциативное мышление и воображение учащихся посредством слушания  музыкальных произведений, устного рисования, анализа и интерпретации поэтического текста.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.И.Лебедев–Кумач

III. Вводное слово  учителя

   Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась.

  А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». 

  Позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь.

  Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь.

  Тогда ещё не знали вы,
Со школьных вечеров шагая,
  Что завтра будет первый день войны…

(  голос Левитана о начале войны)

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

V. Вступительное слово учителя.

Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое время? Ответ на этот вопрос заключается в строчках, принадлежащих Лебедеву-Кумачу, взятых к сегодняшнему уроку эпиграфом: «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне…»

 (Звучит запись песни «Священная война») 

 Эту песню можно назвать гимном сражающегося народа.

 Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни
  Карточка-информация №1
Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Василий Иванович Лебедев-Кумач написал этот текст в первый день войны, на второй – исполнена по радио знаменитым актером Малого театра Александром Остужевым, на третий – песня была одновременно опубликована в газетах «Известие» и «Красная звезда».
1 июля написана музыка к песне. Александром Васильевичем Александровым.
Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:
   «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, — песни. Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы—исполнители—нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»

Песня во время войны не только поднимала солдат в бой, но и помогала пережить тяготы военного времени. 

Учитель:
- Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Но его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели его песни, не зная имени автора. Например:
• «Дан приказ ему запад…»
• "И кто его знает"
• "Снова замерло всё до рассвета"
• "Летят перелётные птицы"
• "В лесу прифронтовом "
• «Осенний сон» "
• "Ой, туманы мои...",
• "Огонек",
• "Лучше нету того цвету"
• "Услышь меня, хорошая",
• "Снова замерло все...",
• "Летят перелетные птицы" и другие.

На экране иллюстрация к следующей песне.

 Ученик:  (Карточка-информация №2)
 Самой популярной песней М Исаковского стала «Катюша». 

Родилась «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его с поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе,»- заявил Василий Александрович… И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, настроение не радужное. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Записываю слова…. И начинаю про себя напевать…(звучит песня «Катюша»)
Премьера песни состоялась в колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромной успех. Первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой, пришлось бисировать песню трижды!
  Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые вариантов песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали свои мечты о доме, о любимых.
Эвристическая беседа.
– Каким настроением проникнута песня?
(одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство).
- Что её сближает с народной песней? (В своих письмах к молодым литераторам Михаил Исаковский призывает их писать «чистым, ясным, народным языком». Он считал, что «только сам народ может определить судьбу той или иной песни, создать народную песню искусственно, … бюрократическим путём нельзя»).
- Почему её полюбил народ? (Песня о любви и верности стала поистине народной. Она создана в 1938-39 годах, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну. Песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку, неотделимой от любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена «Катюша» была самой популярной из всех песен страны.)
- Какая тема песни? (Песня о любви простой девушки к пограничнику.)
Вывод: Самая известная песня Исаковского - это, конечно, "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР. Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».
«Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной войны, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживания, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю. Причём важно то, что главное в этой поэтической энциклопедии – показ войны «изнутри», через сокровенные переживания, доверяемые чаще всего письму, адресованному близкому человеку». (Вера Яновна Коровина).
-Почему же песня стала любимой, «шагнула» в народ? (Видимо, потому что в ней соединились музыкальность стиха и ясность сюжета, близкого и понятного многим. Песня близка народным песенным жанрам и даже сказкам. В ней много эпитетов: «крутой берег», «ясное солнце», «простая девушка»; воин-пограничник сравнивается со «степным сизым орлом». Трогает душу выражение: «От Катюши передай привет». Во фронтовых письмах-треугольниках просьба «передать привет» от многочисленной родни и соседей была обязательной.)

  Учитель.  Но не все песни М. В. Исаковского были связаны с цветущей символикой любви. Некоторые песни приобретали трагическое звучание. Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» Исаковский написал в 1945 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году.

 « Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?.. » (Прослушать песню, фрагменты из фильма «Судьба человека» )
-- Почему стихотворение можно назвать балладой? ( В нем рассказывается о судьбе солдата. Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторически-героического характера с трагическим звучанием.)
- Что сближает эту песню с народной? Художественная выразительность, песенность и музыкальность соединяются в поэзии Исаковского с ясностью и простотой языка и стиля. Творчество Исаковского развивает традиции русской классики, особенно Н. А. Некрасова, связано оно и с народной лирической песней.
- Каким чувством пронизана эта песня о войне? (Лирика, эпос и драма слились воедино в этом произведении. Автор как бы стоит в стороне, эпически беспристрастно повествует о человеческой трагедии, страшной судьбе солдата, который, спасая мир и жизнь для всех людей, сам уцелел, но потерял самого близкого человека, утратил дом, нашел только пепелище на своей малой родине.)

Ученик:  (Карточка-информация №3)
 Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «Песенка о пехоте» и другие.

 Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню к кинофильму «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная фронтовая, и слушают они её и поют со слезами на глазах.

 

Работа с учебником чтение стихотворений стрю179-181

Прослушивание песен

 

Итог. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы ещё раз вернулись на несколько лет назад, в огненные сороковые. И помогли нам в этом стихи и песни поэтов Великой Отечественной.

 - Ребята, каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня вами? ( Стихи и песни о Великой Отечественной войне пронизаны чувством любви к Родине, родному дому)

Учитель: - Какую тему поднимает каждая из песен? ( В каждой из песен звучит тема памяти, раздумья о судьбе Родины, о родных и близких, воспоминания о военных путях-дорогах.)

Учитель: - Что сближает фронтовые песни с песнями народными? ( Фронтовые песни исполнялись народом и написаны были для народа. Сюжет таких песен близок и понятен народу: это защита родной земли, своего дома, родных, любимой).

Домашнее задание

Стр. 177 (выучить девочкам;)

Стр. 180 (выучить мальчикам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Карточка-информация №1
Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Василий Иванович Лебедев-Кумач написал этот текст в первый день войны, на второй – исполнена по радио знаменитым актером Малого театра Александром Остужевым, на третий – песня была одновременно опубликована в газетах «Известие» и «Красная звезда».
1 июля написана музыка к песне. Александром Васильевичем Александровым.
Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:
   «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, — песни. Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы—исполнители—нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»
Карточка-информация №2
 Самой популярной песней М Исаковского стала «Катюша». 

Родилась «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его с поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе,»- заявил Василий Александрович… И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, настроение не радужное. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Записываю слова…. И начинаю про себя напевать
Премьера песни состоялась в колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромной успех. Первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой, пришлось бисировать песню трижды!
  Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые вариантов песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали свои мечты о доме, о любимых.
Карточка-информация №3
 Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «Песенка о пехоте» и другие.

 Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню к кинофильму «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная фронтовая, и слушают они её и поют со слезами на глазах.


 

Учитель Наумова Е.А. Урок литературы 8А__________8Б____________

Учитель Наумова Е.А. Урок литературы 8А__________8Б____________

Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни

Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни

Первой её исполнительнице, молодой певице

Первой её исполнительнице, молодой певице

Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторически-героического характера с трагическим звучанием

Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторически-героического характера с трагическим звучанием

Карточка-информация №1 Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми

Карточка-информация №1 Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми
Скачать файл