КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
РЕФЕРАТ
Правоохранительная деятельность
Исполнитель:
Руководитель:
|
Допустить к защите
_____________________ (подпись руководителя)
|
|
Защита «___» ____________ 2023 г
Оценка«___» (___________)
|
Содержание
|
|
Введение
Правовой статус человека и гражданина — это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
Соблюдение основных прав человека, реализация конституционных
ценностей требуют не только мобилизации усилий государства, его органов и
должностных лиц, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в
некоторых случаях — отказа от осуществления своих прав или их самоограничения.
Под обязанностью понимается мера должного поведения. Конституционные обязанности представляют собой основные обязанности, закрепленные в Конституции РФ.
Конституционные обязанности имеют следующие особенности:
1) направлены на реализацию конституционных ценностей;
2) закреплены на высшем юридическом уровне — конституционном и оказывают определяющее воздействие на все иные обязанности, закрепленные законодательством;
3) призваны обеспечить баланс личных и общественных интересов. Конституционные обязанности характеризуются всеобщностью, поскольку возлагаются на каждого гражданина, а также равенством их выполнения всеми гражданами.
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя нашей страны.
В каком бы государстве не находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) – он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.
Конституционные обязанности личности — лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана.
Данная тема является актуальной, так как при рассмотрении вопроса обязанностях нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россия, вставшая на путь демократизации всех сфер жизни общества все больше приобретет черты правого демократического государства, каждый гражданин в отдельности призван содействовать этому, для этого, прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру.
Объект исследования являются конституционные обязанности человека и гражданина.
Предмет исследования являются нормы Конституции
Российской Федерации, закрепляющие обязанности человека и гражданина, а также
нормы российского законодательства конкретизирующие данные положения
Конституции.
Цель
исследования – изучить основные конституционные права и обязанности
человека и гражданина, их классификацию, признаки, нормативное содержание и
способы защиты.
Задачи исследования
1) Изучить личные, политические, социально-экономические, культурные и иные права человека и гражданина.
2) Проанализировать основные обязанности, закрепленные в Конституции РФ.
3) Раскрыть возможности человека по реализации принадлежащих ему прав.
Нормативно правовая база: Конституция Российской Федерации
Структура реферата: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
1 Теоретические основы конституционных обязанностей личности
1.1 Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Под конституционными правами и свободами понимаются самые важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающую высшую степень защиты от государства.
Конституция России связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей – есть конституционно-правовой статус человека и гражданина. Это сочетание возможного и должного в поведении каждого человека.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты, а именно:
- конституционно-судебным механизмом (конституционные суды);
- судебной защитой (суды общей юрисдикции);
- административными действиями органов исполнительной власти;
- законной самозащитой человеком своих прав и интересов;
- международно-правовым механизмом.
Конституционные права и свободы делятся на три группы: личные, политические и третья группа – социальные, экономические и культурные права. Личные права и свободы Г.Н. Комкова называет их правами в сфере личной безопасности и частной жизни[1]) включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободы мысли и слова, на судебных защиту своих прав и др.
Данные права основополагающие, неотъемлемые для человека. Они принадлежат гражданам как индивидам, состоящим под территориальным верховенством государства и определяют отношения личной свободы к государственной власти. Данные права призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать человека от произвола со стороны государства и других людей.
Политические права (Комкова Г.Н. называет их правами в области государственной и общественно-политической жизни[2]) включают в себя: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме и пр.
Эти права наиболее полно отражают суть взаимоотношений государства и человека. Они обеспечивают участие гражданина в государственной власти, но различаются по способу привлечения граждан к ее осуществлению.
Экономические, социальные и культурные права – это свободы предпринимательства, право на труд, право на частную собственность, право на отдых, на забастовку, на жилище, на образование, свобода творчества и т.п.
Эти права обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-экономической жизни общества. Данная группа прав определяет обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств к существованию, необходимых для сохранения человеческого достоинства.
Культурные права и свободы дают возможность удовлетворения духовных потребностей человека и призваны гарантировать внутреннее развитие человека, его духовную сторону (это доступ к культурным ценностям, свобода художественного и технического творчества и мн.др.).
Комкова Г.Н. выделяет также коллективные и индивидуальные права и свободы. А именно, существую права, которые могут реализоваться только индивидуально (право на жизнь и линую неприкосновенность, право на определение своей национальной принадлежности). Есть права, которые могут быть реализованы и коллективно, и индивидуально. Это свобода слова, право обращаться в государственные органы. И коллективные права – это право на митинги и демонстрации[3].
Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. Принцип единства прав и обязанностей получил отражение еще во Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».
Каждое государство должно закреплять в своем законодательстве развернутый перечень обязанностей применительно к своим условиям и национальным интересам.
В обязанности граждан большинства демократических государств включаются обязанности соблюдения законов, уважения прав и свобод других лиц, уплаты налогов, сохранения природы, памятников культуры, несения военной службы и т.п. В конституциях отдельных государств говорится и об обязанности трудиться (к примеру, Япония, Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай)[4].
1.2. Конституционные обязанности личности и гражданина
Государство обеспечивая права человека, взамен вправе устанавливать требования эталонного поведения человека и гражданина. И именно такое поведение закрепляется в нормативных правовых актах, причем в них же определяются санкции как мера ответственности за невыполнение установленных правил.
Обязанности - непременная составляющая правового статуса личности, тесно связанная с правами и свободами человека и гражданина. Именно поэтому обязанности закреплены в той же главе Конституции РФ, что и права и свободы.
Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.
Общие конституционные обязанности распространяются на все без исключения группы населения. К этой группе можно отнести следующие обязанности:
· соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;
· сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
· заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,
· беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).
Конкретные конституционные обязанности адресованы конкретным категориям населения – родителям, налогоплательщикам и т.д. К этой группе конституционно-правовых обязанностей относятся:
· родительские обязанности (ст. 38);
· обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
1. Соблюдение Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15).
Установленная в ч. 2 ст. 15 всеобщая обязанность соблюдать Конституцию и законы является одной из предпосылок формирования в России правового государства. В соответствии с частью 2 ст. 15 Конституции России органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Такая обязанность возлагается также на иностранных граждан, лиц без гражданства, находящихся на территории России, и на само государство.
2. Уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17).
Осуществляемые человеком и гражданином права и свободы в той или иной мере затрагивают интересы других людей или общества в целом. Именно поэтому при реализации собственных прав и свобод не должны нарушаться права и свободы других лиц. Только при этом условии все граждане и люди могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы.
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38)
Согласно частям 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ забота о детях и их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей я или нетрудоспособных родителей»). Размер участия детей в содержании родителей определяется судом, исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход. Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.
4. Получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43)
Согласно части 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.
5. Сохранение исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44)
Часть 3 ст. 44 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
6. Плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57)
Конституция России в статье 57 устанавливает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные (налоги и сборы субъектов РФ) и местные.
7. Сохранение природы и окружающей среды и бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)
Эта обязанность распространяется на каждого (ст. 58 Конституции РФ), т.е. на индивидуальных субъектов (граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства), должностных лиц и организации, включая органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, коммерческие и иные структуры и т.п.
8. Защита Отечества (ст. 59)
Конституция Российской Федерации объявляет защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Ни иностранные граждане, ни лица без гражданства не обременены ею.
Кроме прохождения военной службы по призыву и по контракту, такая служба может быть заменена на альтернативную гражданскую службу, представляющую собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Это возможно в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина России, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ). Таким законом является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»
Заключение
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве России и международном праве в целом. Он закрепляет свободу всего народа в целом и свободу каждого отдельно взятого человека от произвола государственной власти. Конституция России закрепляет самые важные и основные права и обязанности человека в своих статьях. Это и личные, и политические, и гражданские права, это права в сфере культуры, экономики, социальные и иные права. Без этих прав и обязанностей ни одни человек не смог бы реализовать себя и свою жизнь в целом.
Параллельно с правами проводятся в Конституции РФ и обязанности человека, без которых в частности отдельные права не могли быть реализованы гражданином.
Итак, под конституционными правами и свободами понимаются самые важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающую высшую степень защиты от государства. Конституция России связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей – есть конституционно-правовой статус человека и гражданина. Это сочетание возможного и должного в поведении каждого человека.
Мы достигли цель исследования, так как изучили основные конституционные права и обязанности человека и гражданина; проанализировали основные обязанности, закрепленные в Конституции.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1) Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2) Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52; Государство и право. 1992. № 4.
3) Всеобщая декларация прав человека в России: Междунар. науч.-практ. конф. // Журнал российского права. 1999. № 3/4.
4) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 169; № 24. Ст. 2256; № 30. Ст. 2870; 1996. № 1. Ст. 4; 1998. № 10. Ст. 1143; 2000. № 26. Ст. 2737; № 32. Ст. 3333; 2001. № 32. Ст. 3315; 2002. № 30. Ст. 3029; 2003. № 27(ч.11). Ст. 2708; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104.
5) Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 дек. 1995 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
6) Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2006 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227; СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4377; 2006. № 31. Ст. 3420.
7) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (в ред. 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 19; 1998. № 30. Ст. 3608; 2002. № 11. Ст. 1018; № 30. Ст. 3029; 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; № 45. Ст. 4377; 2006. № 3. Ст. 282, № 6. Ст. 636.
8) Федеральный закон от 13 января 1996 г. «Об образовании» (в ред. от 6 июля 2006 г.) // СПС «Гарант» по состоянию на август 2006 г.
9) Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. 6 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. Ст. 12. Ст. 1093; 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; 2006. № 29. Ст. 3122.
10) Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
11) Постановление Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР // Ведомости Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.
12) Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности ст. 220-1 и 220-2 УПК РСФСР // Ведомости Конституционного Суда РФ. 1995. № 2-3.
13) Постановление Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР // Ведомости Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.
14) Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности ст. 220-1 и 220-2 УПК РСФСР // Ведомости Конституционного Суда РФ. 1995. № 2-3. С. 42.
Литература
1) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000.
3) Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005.
4) Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 155-156.
5) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 176-177
6) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 183-184.
7) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издание второе, измененное и дополненное. Издательство НОРМА. Москва, 2000. С. 205-209.
8) Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 160-161.
Интернет-ресурсы
1) Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.
2) Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 142-143.
3) Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 170-172.
4) Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 189.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.