Конструкт
организации образовательной деятельности
по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования
Иовлевой Екатерины Александровны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)
4 (хорошо)
Дата:
ДОО:
Группа: Средняя группа (от 4до 5 лет)
Воспитатель:
Методист: Соломина Елена Владимировна
Руководитель практики: Коковина Оксана Васильевна
Тема: «Составление логических рассказов по серии картинок «Мышонок красит забор»»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид НОД: развитие речи, приобщение к художественной литературе
Форма НОД: занятие-игра
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (иллюстраций) методами ТРИЗ.
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная
Формы организации: индивидуальная, фронтальная
Планируемый результат:
-Дети проявляют активность, любознательность, инициативность, в ситуации общения.
-Дети проявляют уважительное отношение в процессе взаимодействия со взрослым и сверстниками
-Дети проявляют умение раскладывать серию картинок, слева направо в одну линию.
-Дети демонстрируют запоминание схем этапов.
-Дети демонстрируют умение определять место действие объектов на каждой картинке.
-Дети демонстрируют умение определять время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток.
-Дети демонстрируют умение находить главных героев и объекты на всех картинках серии.
-В процессе ситуации успеха в игровой деятельности дети проявляют уверенность в себе, положительную самооценку.
-Дети демонстрируют связную речь (диалогическую и монологическую).
-Дети демонстрируют умение делать обобщения, по схеме это узнавать игровое действие.
-Дети демонстрируют умение называть действия героев и умеют делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия.
-Дети выделяют последовательность действия, необходимые для составления логически верно версии по серии картинок.
-Дети демонстрируют умение детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
Цель: развитие связной речи у детей в процессе обучения составлению логических рассказов по серии картинок (иллюстраций) «Мышонок красит забор» методами ТРИЗ.
Задачи образовательной деятельности |
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: -воспитывать уважительное отношение в процессе взаимодействия со взрослым и сверстниками; -воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности; Развивающие: -развивать любознательность, инициативность в ситуации общения. -развивать у детей творческое воображение в процессе совместной деятельности по достижению игровой цели; -развивать у детей связную речь (диалогическую, монологическую); Обучающие: -учить ребенка раскладывать серию картинок, слева направо в одну линию; -учить детей запоминать схему этапа. -формировать у детей положительную самооценку, уверенность в себе; -учить ребенка определять место действие объектов на каждой картинке и делать обобщение; -учить детей запоминать схему этапа. -учить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года и части суток; -учить ребенка находить главных героев и объекты на всех картинках серии; -учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы); -учить детей называть действия героев и умеют делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия; -учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; -учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. |
Антон (слабовидящий) – обеспечения развития у слабовидящего ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред в их многообразии. |
Список использованной литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методич. пособие. – М.: АРКТИ, 2017. – 28 с.: ил. – (Растём умными (Технология ТРИЗ))
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
● построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится объектом образования;
● содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образования;
● поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
● формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
● возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы развития речи:
● принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
● принцип активной речевой практики;
● принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принципы воспитания:
● формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
● создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;
● воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
● принцип доступности;
● принцип наглядности;
● принцип прочности;
● принцип сознательности;
● принцип активности;
● принцип деятельности;
● принцип индивидуального подхода.
Методы воспитания:
● методы формирования социального опыта: игра.
● методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности: беседа, рассказ.
● методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, игровые ситуации.
Методы обучения: беседа, демонстрация, упражнение, стимулирование занимательным содержанием, создание проблемной ситуации, показ, инструкция, частично-поисковый метод, создание ситуации успеха.
Методы ТРИЗ: мозговой штурм.
Средства воспитания и обучения: Наглядные (серия картинок «Как мышонок забор красил», мольберт с магнитами, схемы этапов), игрушка мышка.
Предварительная работа: беседа «Компас и его история».
Задача: обогащать словарь детей словами: «схема», «компас».
Описание: - Ребята, представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить Курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения). Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компа́с (воспитатель показывает детям компас). Если на небе нет солнца, звёзд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Давным-давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий Солнцу, Луне и звездам. Ведь и солнце, и луна и звёзды в определенное время суток всегда находится в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами.
И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. то есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света - Юг, Север, Восток и Запад. Если встать лицом к северу, то справа будет Восток, а слева - Запад. теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас я расскажу, как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив Северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева - Запад, справа - Восток. эти же стороны света указанный на круговой шкале компаса. Давайте определим север, юг, запад и восток.
Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Восстанови последовательность»
Задачи: развивать связную речь в процессе обучения составлению логических рассказов по серии картинок «Мышонок красит забор» методами ТРИЗ.
Оборудование: серия картинок «Как мышонок забор красил»
Ход: воспитатель, зовет ребёнка за стол и предлагает ему, восстановить последовательность картинок, говоря о том, что по пути в детский сад налетел сильный ветер, и вырвал из рук картинки и перемешал их.
-Петенька, посмотри у меня, есть вот такие картинки.
-Ты согласен помочь мне восстановить последовательность?
После воспитатель прорабатывает с ним, восстановление последовательности. И после составления рассказа. Затем, воспитатель приглашает другого ребенка и предлагает детям посоревноваться (поиграть) в составлении рассказов по картинкам.
Ход ОД:
Последовательность деятельности |
Методы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
|||
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: -заинтересовать детей предстоящей деятельностью; -развивать любознательность, инициативность в ситуации общения. -воспитывать уважительное отношение в процессе взаимодействия со взрослым и сверстниками;
|
Беседа. Стимулирование занимательным содержанием. Создание проблемной ситуации. Демонстрация. Частично-поисковый метод. Показ |
Воспитатель проводит коммуникативную игру и начинает мотивацию на предстоящею деятельность. -Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. «Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать, а теперь мы повернемся и друг другу улыбнемся.» Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. - Ребята, хотите отгадать загадку? Когда отгадаете сразу поймёте, кто к нам придет в гости. Воспитатель читает детям загадку Живет в норке, - Верно, ребята. Наш гость сегодня – Мышка. Воспитатель выносит Мышку. - Ребята, наша гостья очень грустная. Представляете, она недавно сделала несколько картинок и решила нас с вами их показать, но пока она, шла к нам, подул сильный ветер, вырвал у неё все картинки и перепутал их местами. -Ребята, а как мы можем помочь нашей гостье? -Верно, мы можем найти и разложить картинки в правильном порядке. |
Дети активно участвуют в диалоге, внимательно слушают педагога, эмоционально откликаются на игровую ситуацию. |
-Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности. -Дети проявляют активность, любознательность, инициативность, в ситуации общения. -Дети проявляют уважительное отношение в процессе взаимодействия со взрослым и сверстниками.
|
|||
2.Основной этап 2.1. «Паровозик из картинок» Задача: -учить ребенка раскладывать серию картинок, слева направо в одну линию; -развивать любознательность, инициативность в ситуации общения; -учить детей запоминать схему этапа. |
Демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием. Частично-поисковый метод. Мозговой штурм. |
Воспитатель предлагает детям аккуратно разложить картинки в произвольной последовательности слева на право. - Ребята, посмотрите, перед вами лежат картинки. - Я вам предлагаю разложить их аккуратно в одну линию слева направо. Посмотрите, получился вот такой паровозик. Воспитатель размещает схему данного этапа на магнитную доску.
|
Рассматривают и раскладывают картинки.
|
-Дети проявляют умение раскладывать серию картинок, слева направо в одну линию. -Дети проявляют активность, любознательность, инициативность, в ситуации общения. -Дети демонстрируют запоминание схему этапа. |
|||
2.2. «Назови место, где происходят события» Задача: -развивать у детей творческое воображение в процессе совместной деятельности по достижению игровой цели; -формировать у детей положительную самооценку, уверенность в себе; -развивать у детей связную речь (диалогическую, монологическую); -учить ребенка определять место действие объектов на каждой картинке и делать обобщение; -учить детей запоминать схему этапа. |
Беседа. Демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием. Частично-поисковый метод. Создание ситуации успеха. Мозговой штурм. Наводящие вопросы |
Воспитатель предлагает детям, глядя на картинки, найти место, где происходят события, и как можно точнее обозначить его словом. -Ребята, как вы думаете, в каком месте происходят события на картинки? -Степа, как ты думаешь, где мышка красит забор? -В каком месте? -Почему ты так думаешь? Воспитатель выборочно спрашивает детей. -Ребята, вы такие молодцы. Какие хорошие у вас идеи. По вашим ответам я сделала вот такую подсказку. Эта схема изображает компас. Схема означает «Назови место, где происходят события». Запомните эту схему. Воспитатель размещает схему данного этапа.
|
Дети принимают активное участие в игровой ситуации. Дети строят простые предложения. Называют место, где происходят события. |
-Дети в процессе совместной деятельности демонстрируют творческое воображение. -Дети проявляют положительную самооценку, уверенность в себе; -Дети демонстрируют связную речь (диалогическая и монологическая). -Дети демонстрируют умение определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения. -Дети демонстрируют запоминание схему этапа. |
|||
2.3. «Определи время событий» Задача: -учить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года и части суток; -учить детей запоминать схему этапа. |
Беседа. Демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием. Мозговой штурм. |
Воспитатель предлагает детям определить время года и часть суток на каждой картинке. -Ребята, как вы думаете, в какое время года это происходит? -В какое время суток происходит это действие? Воспитатель выборочно спрашивает детей. - Ребята, вы такие молодцы. Действительно мышка красит забор летним днём (летним утром, осенним утром…) Объясните, почему вы так считаете? -А это наша следующая подсказка – схема, которая означает «Назови время событий» Воспитатель размещает схему данного этапа.
|
Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы. Рассказывают о своих ощущениях. |
-Дети демонстрируют умение определять время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток. -Дети демонстрируют запоминание схему этапа. |
|||
2.4. «Найди общих героев на всех картинках» Задача: -учить ребенка находить главных героев и объекты на всех картинках серии; -воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности; -развивать у детей связную речь (диалогическую, монологическую); -учить детей запоминать схему этапа. |
Беседа. Демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием. Частично-поисковый метод. Создание ситуации успеха. Мозговой штурм. |
Воспитатель предлагает детям найти главного героя на всех картинках. -
Ребята, присмотритесь к картинкам, как вы думаете, кто главный герой на этих
картинках? Главный - Верно, главный герой на этих картинках – Мышонок. Вася, почему ты так думаешь? - Вася считает, потому что он изображен на всех картинках. А кто ещё как считает? - Молодцы Воспитатель размещает схему данного этапа.
|
Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение. Рассматривают картинки. |
-Дети демонстрируют умение находить главных героев и объекты на всех картинках серии. -В процессе ситуации успеха в игровой деятельности дети проявляют уверенность в себе, положительную самооценку. -Дети демонстрируют связную речь (диалогическая и монологическая). -Дети демонстрируют запоминание схему этапа. |
|||
2.5. «Назови действия героя, догадайся, зачем он это делает» Задача: -учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы); -учить детей называть действия героев и умеют делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия; -учить детей запоминать схему этапа. |
Беседа. Демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием. Частично-поисковый метод. Создание ситуации успеха. Мозговой штурм. |
Воспитатель предлагает детям назвать, какие действия героя (Мышонка) на каждой картинке изображены. - Аня, посмотри на все картинки и скажи, что мышонок делает? - Для чего он это делает? - Верно, красит забор. - А вот и наша подсказка. Воспитатель размещает схему данного этапа. |
Дети рассматривают картинки и называют, что делает мышонок |
-Дети демонстрируют умение делать обобщения, по схеме это узнавать игровое действие. -Дети демонстрируют умение называть действия героев и умеют делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия. -Дети демонстрируют запоминание схему этапа. |
|||
2.6. «Что за чем?» Задача: -учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; -учить детей запоминать схему этапа. |
Беседа. Демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием. Частично-поисковый метод. Создание ситуации успеха. Мозговой штурм. |
Воспитатель предлагает взять каждому из детей по одной картинке и рассказать, какие действия героя изображены. - Ребята, возьмите в руки ту картинку, которая ближе к вам и расскажите, что изображено на этой картинке? -Что было раньше, что будет потом? - Я вижу, что на ней изображено..... Воспитатель предлагает детям расположить картинки в правильной последовательности. - Ребята, давайте мы с вами, разложим картинки в правильной последовательности. Как вы думаете, ребята, какая картинка будет первой? - Какая картинка будет последней? - А вот и наша подсказка. Схема, которая означает «Что за чем?». Воспитатель размещает схему данного этапа.
|
Дети выкладывают в правильной последовательности картинки. |
-Дети выделяют последовательность действия, необходимые для составления логически верное версии по серии картинок. -Дети демонстрируют запоминание схему этапа. |
|||
Физ. Минутка Задача: -создать условия для снятия мышечного напряжения, переключению внимания на другой вид деятельности. |
Показ. Инструкция. Художественное слово |
Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр, показывает движения в соответствии с текстом. Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь
вперед в колонне). |
Дети внимательно слушают и повторяют движения за воспитателем. |
-У детей снято мышечное напряжение, переключено внимание на другой вид деятельности. |
|||
2.7. «Составь рассказ» Задача: -учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок; -учить детей запоминать схемы этапов. |
Беседа. Демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием. Частично-поисковый метод. Создание ситуации успеха. Мозговой штурм. |
Воспитатель предлагает детям составить рассказ по серии картинок. -Ребята, давайте попробуем расшифровать историю на картинках и узнаем, что же хотела показать нам мышонок с помощью своих картинок. 1.Однажды в... [таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия, происходящего в первом кадре)]. 2. Указание времени года, части суток. 3. ... [такой-то объект (указание главного героя, героев на первом кадре) МЫШОНОК ]. 4. Делал (делали) ... (то-то) для ... (того-то). 5. Потом ... (этот же объект МЫШОНОК) (переход ко второму кадру) делал ... (действие и цель действия). - Ребята, посмотрите на подсказку, которая обозначает "Составь рассказ".
Воспитатель предлагает детям дать название своему рассказу. -Ребята, давайте каждый из вас придумает название своего рассказа. -О чем нам рассказывают схемы? -А как вы назвали бы свой рассказ? -Конечно, они рассказывают нам историю о том как мышонок красил забор ...... - А вы хотите послушать мой рассказ про этого мышонка? Воспитатель читает рассказ детям по схемам. Однажды выходной день мышонок Прошка решила покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор. Я назвала свой рассказ «Мышонок красит забор» («Как Мышонок забор красил»)
|
Дети участвуют в диалоге. Составляют и озаглавливают свой рассказ. |
-Дети демонстрируют умение детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. -Дети демонстрируют запоминание схемы этапов. |
|||
3.Рефлексия Задача: - формировать у детей умение анализировать процесс и результат игровой задачи; -совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях. |
Беседа |
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы. - Ребята, что мы с вами делали? - Как мы это делали? - Вам было интересно играть с картинками? - Что было интереснее всего? - Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть и Мышонку тоже. |
Дети слушают, вступают в диалог. Отвечают на вопросы. |
-Дети проявляют умение подводить итоги; -Дети отвечают на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях. |
|||
4.Открытость Задача: -ориентировать детей на самостоятельную деятельность. |
Инструкция Эмоциональное стимулирование |
- Ребята, посмотрите, мышонку очень понравилось слушать ваши рассказы. Он хочет вам на память о нашей игре подарить вот такие замечательные раскраски. Я предлагаю вам выбрать ту раскраску, которая вам понравилась больше всего. - А оставшиеся раскраски, я предлагаю вам, взять и подарить своим друзьям, рассказав о нашей сегодняшней игре. |
Дети слушают воспитателя, принимают его подарок. |
-Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.