Управление образования администрации
Гурьевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
Методические рекомендации
Игры с обручем интересны и полезны!
Исполнил:
Цвилинюк Е. Е.,
педагог-организатор
МБУ ДО «Центр детского творчества»
Гурьевский муниципальный округ
2021
Автор-составитель: Цвилинюк Евгения Евгеньевна педагог- организатор МБУ ДО «Центр детского творчества»
Цвилинюк Е. Е. Методические рекомендации [Текст]: Методические рекомендации / Е.Е. Цвилинюк. –Гурьевск: МБУ ДО ЦДТ, 2021. – 12 с.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогических работников образовательных организаций дошкольного и дополнительного образования. При составлении методических рекомендаций учитывались основные требования Госстандарта к разработке и оформлению методической продукции, обозначенные в учебных пособиях по организации методической работы в образовательном учреждении.
В данном сборнике представлены комплексы упражнений с обручем и подвижные игры с обручем.
Содержание
Введение…………………………………………………………………4
Содержание………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………… 9
Список использованной литературы…………………………………...10
Приложение………………………………………………………………11
Введение
Кто из нас в детстве не крутил обруч? Наверное, нет таких! Первые упоминания об использовании обруча датированы еще периодом расцвета Древней Греции, когда на заре своего становления он изготавливался из деревянных или металлических материалов.
И только лишь в 50-х годах XX столетия обруч, наконец, приобрел свой современный и привычный для нас облик в пластиковом исполнении, когда две крупные компании по производству детских игрушек впервые представили его миру в своих торговых сетях.
Несмотря на то, что первоначально обруч создавался как игрушка для детей, сравнительно быстро он стал завоевывать авторитет и среди взрослых, став одним из самых полезных инструментов для похудения и поддержания мышц в тонусе.
С того времени было разработано немало комплексов упражнений с обручем, которые и по сей день активно включены в различных направлениях аэробики и на занятиях физкультурой.
Но прежде чем переходить непосредственно к ознакомлению с перечнем упражнений, давайте разберемся, какие наиболее полезные упражнения с обручем для детей дошкольного возраста рекомендовано использовать во время занятий и для игр в детских садах.
Обручем можно пользоваться с самого раннего возраста. Он не займет много места и поможет не только укрепить здоровье малыша, но и развить нужные в жизни качества.
Упражнения с обручем полезны для таких активных процессов: правильное формирование и укрепление мышечного скелета (тренировки с обручем хорошо развивают спинные, грудные, плечевые группы мышц, мышцы ног, рук); развитие моторики кистевых и локтевых суставов; формирование правильной осанки; растягивание мышц; нормализация и укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; выработка правильной координации; развитие моторики, слуховой и зрительной видов памяти; корректировка основных двигательных функций (силы, выносливости, ловкости, гибкости); развитие чувства ритма, если занятия проводятся под музыку; формирование таких качеств характера как выдержка, настойчивость, дисциплина.
Содержание
При занятиях с обручем, чтобы правильно распределить нагрузку, требуется выполнять определенный свод правил. Ноги должны стоять на ширине плеч, стопа стоит твердо, без поворота. Плечи напряжены, но туловище расслабленно. Обруч при повороте корпусом не должен чувствовать в центре стержня. Снаряд должен плавно гулять из стороны в сторону, вращаясь по инерции, а не благодаря дополнительным усилиям.
Перед занятием стоит совершить простую разминку. Лучше сначала размять шейные позвонки, выполнив простые вращательные движения в разные стороны. Можно также сделать пробежку, дабы размять тело в движении. Мальчикам стоит пару раз отжаться от пола, расставляя ладони пальцами в бока.
Всегда нужно помнить, что обруч движется реверсивно. Остановить его во время вращения нельзя. Требуется встать на месте, поднять руки вверх, или сложить их по швам. Обруч остановится, потеряв при вращении стержень. Если стараться поймать снаряд на полном ходу, велика вероятность повредить пальцы, получив или ушиб, или перелом.
На данный момент производители спортинвентаря предлагают огромное разнообразие вариантов при выборе обруча, как по массе и диаметру, так и по материалам, используемым при его изготовлении. И от того, насколько скрупулезно вы подойдете к такой покупке, будет зависеть итоговая эффективность ваших занятий.
Для детей дошкольного возраста очень важно выбрать
правильный обруч. Известно, что кольцо из металла или алюминия (особенно при
неумелом использовании) может оставить синяки на теле. Вот почему обруч должен
быть обязательно пластмассовый — лёгким ребёнку проще управлять.
Кроме того, он, в отличие от тяжёлого, не сможет
травмировать малыша. Следует также определиться с диаметром данного спортивного
инвентаря. Для маленьких детей он должен быть в диаметре не более 50-60 см. Для
детей старшего дошкольного возраста можно взять обруч диаметром до 80 см.
Комплексы упражнений с обручем для дошкольников
Комплекс №1 (для детей 4-5 лет)
Оборудование: обручи (50-70 см.).
Цель: развивать мелкие мышцы
кисти рук, координации движений в мелких и крупных мышечных группах,
содействовать развитию быстроты и ловкости.
«Пропеллер»- обруч вертикально на полу, захват одной рукой. С
помощью вращательного движения кисти руки привести обруч в круговое движение
вокруг своей оси, успеть поймать обруч, не давая ему упасть.
«Загляни в окошко»- обруч в том же положении; придерживать его двумя руками сверху. Встать на обруч двумя ногами. Присесть и покачиваться вправо- влево, пытаться продвигаться вперед.
«Полёт в космос»- обруч лежит на полу. Встать в середину обруча. Присесть, взять его
двумя руками и вставая поднимать обруч вверх. Не меняя положение захвата,
поднимать обруч выше и выше до уровня поднятых рук над головой.
Комплекс №2 (для детей 6-7 лет)
Оборудование: обручи (50-70 см.)
Цель: развивать
скоростно-силовые способности, ловкость, пластику, координацию движений в
крупных и мелких мышечных группах.
«Вертушка»- встать в центр обруча. Взять его двумя руками и
приподнять до уровня пояса. Двигая туловищем, выполнять горизонтальные
вращательные движения обруча на талии.
«Колесо»- обруч
вертикально на полу, удерживать сверху выпрямленной кистью руки, подтолкнуть
его кистью руки в заданном направлении (ребёнок самостоятельно выбирает вариант
прокатывания обруча: на дальность, в заданную цель, с многократным подталкиванием
и т.д.)
«Цапли»- ребёнок кладёт обруч на пол перед собой и начинает
перепрыгивать из обруча в обруч на одной ноге разными способами (прямо, боком,
спиной), стараясь как можно дольше продержаться на одной ноге.
«Мельница» - обруч на руке. Круговыми движениями обруч раскрутить поочередно на правой и на левой руке. Выпрямленные руки сложить ладонями вместе, раскрутить обруч на двух руках.
По краю
пропасти» - обруч на полу. Ходить по обручу ногами прямо или боком.
«Пролезь в окоп» - придерживая обруч сверху одной
рукой, присесть и пройти через обруч боком. Встать прямо и повторить
опять, но уже с другой стороны.
«Ракета» - обруч вертикально на полу, захват одной рукой.
Ребёнок, приподнимая обруч вверх, подбрасывает его таким образом, чтобы обруч
не менял направление. Ребёнок старается поймать его любым удобным способом.
«Догони обруч» - обруч вертикально на полу, захват одной рукой. По команде взрослого дети прокатывают обруч вперед и догоняют.
Заключение
Как видите, обруч для спорта – это простой, но в то же время эффективный спортивный снаряд. Заниматься можно и маленьким, и взрослым, прорабатывая при этом все группы мышц. По мнению многих людей, регулярные занятия с обручем способны хорошо поднимать им настроение. В этом их поддерживают и исследователи, которые отмечают, что правильно подобранная физическая нагрузка не только положительно воздействует на мышечные группы, но также улучшает мозговое кровообращение, стимулируя деятельность головного мозга, что в том числе сказывается и на эмоциональном настрое занимающегося.
Список использованной литературы
1. Бабенкова, Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
2. Батечко, С.А, Бирюков В.С., Арийчук Е.К., Деревянко Н.А. – Двенадцать шагов к здоровью с «Тяньши». Серия «Медицина для вас». Ростов н / Д: Феникс, 2003. – 480 с.
3. Борисова, М.М. – Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / Марина Борисова. – Москва: Обруч, 2014. – 256 с.
4. Вавилова, Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
5. Вареник, Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6. Пензулаева, Л.И. - Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
Приложение
Игры с обручем:
-способствуют формированию правильной осанки, улучшают состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы,
-дают разностороннюю тренировку координации движения, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости,
-способствуют выработке основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости и выносливости) и помогают ориентировке в пространстве,
-влияют на формирование нравственно-волевых качеств (выдержки, настойчивости, взаимовыручки, дисциплинированности и т. д.),
-воспитывают стремление выполнить упражнение не только правильно, но и красиво, легко, развивают реакцию на сигнал,
-способствуют умению согласовывать движение различных частей тела.
1. «Раз, два, три, из обруча беги»
Обручи раскладываются по кругу. Под музыку дети идут, перешагивая из обруча в обруч. По сигналу: «Раз, два, три, из обруча беги!» ребята разбегаются по всему залу. После слов «Раз, два, три, в обруч беги!» бегут к обручам. В каждом обруче должен быть один ребенок. При повторении игры количество обручей можно уменьшить, но в конце — положить обручи по количеству детей.
2. «Прокати мяч в тоннеле»
Несколько участников игры становятся в колонну на расстоянии 1 м друг от друга. В правой руке держат обруч, касаясь им пола. Остальные играющие берут мячи диаметром 15—20 см. Они по очереди наклоняются и толкают свой мяч двумя руками так, чтобы он прокатился через обруч. Затем пролезают за ним в обруч, толкая мяч в следующий обруч. При повторении игры дети меняются ролями. Ребенок, у которого мяч выкатился из тоннеля, отходит в сторону.
3. «Кошки-мышки»
На одной стороне зала в линию раскладывают обручи на небольшом расстоянии друг от друга – это «норки» для «мышек». На расстоянии 2—3 м от «норок» — линия, за ней живут «кошки». По сигналу: «мышки», «мышки» выбегают из норок, бегают по залу. «Кошки» в это время «спят». По сигналу: «кошки-мышки», «кошки» выбегают из-за линии и стараются поймать «мышек» (осалить рукой). А «мышки» бегут к норкам и запрыгивают в них. Затем дети меняются ролями.
4. «Закати обруч в ворота»
Играющие держат обруч рукой хватом сверху, становятся в одну линию. Напротив, каждого играющего делают ворота шириной 60—80 см, используя любые два предмета. По сигналу дети бегут и катят обруч, толкая его правой рукой. Побеждает тот, кто ни разу не уронил обруч и закатил его в «ворота». Игру можно усложнить, если на пути к «воротам» прокатывать обруч между стойками.
5. «Кто быстрей переплывет на льдине»
Дети делятся на две команды. Первые игроки стоят в обручах. По сигналу они начинают перемещаться до стойки, передвигая обруч пальцами ног вперед. Заступать ногами за обруч нельзя. «Доплыв» до стойки, берут обруч в руки и бегом возвращаются назад. Кладут обруч на пол перед вторыми игроками и встают в конец команды.
6. Парная эстафета «Быстрый змей»
По команде первый игрок пары начинает катить обруч руками вперед, а второй игрок в это время пролезает сквозь обруч сначала в одну сторону, потом в другую. Докатив обруч до обозначенной линии на другой стороне зала, один игрок берет обруч, и оба бегом возвращаются назад. Передают обруч следующей паре и встают в конец команды.
7. «Кто быстрей пройдет по дорожке»
Дети делятся на две команды. Командам дается задание, например, «В обруч смело ты шагай, четко фрукты (страны, имена) называй». По сигналу дети начинают перешагивать из обруча в обруч и на каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот, чья дорожка окажется длиннее (кто дальше пройдет от линии старта).
8. «Перебрось мяч сквозь обруч»
По три человека из каждой команды становятся у линии старта. По сигналу один из играющих катит обруч, двое других игроков бегут рядом друг напротив друга. Один бросает мяч через обруч, а второй игрок ловит его и бросает обратно. Тройка добегает до стойки, игроки берут мяч и обруч в руки и бегом возвращаются назад. Выигрывает та тройка, которая быстрее закончит эстафету.
9. «Перевези утопающего»
Дети выстраиваются у старта в две колонны. У первых игроков в руках обручи. По сигналу первый игрок с обручем в руке бежит до стойки, обегает ее, возвращается к старту и забирает игрока под вторым номером. И уже два участника соревнования бегут до стойки, обегают ее и возвращаются на старт и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее всех перевезла «утопающих».
10. «Катание на лошадке»
Проводится аналогично игре «Перевези утопающего», только здесь первый игрок стоит в обруче. По команде добегает до стойки, обегает ее, возвращается к старту. Следующие игроки цепляются руками за ободок обруча, «садятся в тележку».
11. «Кто быстрее докатит обруч до флажка»
Играющие делятся на звенья; становятся друг за другом за стартовой чертой. На расстоянии 10—15 м от них расположены флажки (кегли). Первый ребенок в каждой колонне держит в руках обруч и палочку. По сигналу воспитателя «Кати» дети с обручами в руках катят их по направлению к флажкам, подталкивая палочкой, обегают флажок, возвращаются в свои колонны и передают обручи и палочки следующим участникам эстафеты. Как только игрок получит палочку, он сейчас же бежит к флажку, прокатывая палочкой обруч, и т. д. Игра заканчивается, когда стоявший в колонне последним выполнит задание. Выигрывает звено, которое быстрее закончит игру.
12. «Попади в обруч»
Дети стоят по кругу, диаметр которого 8—10 м, у каждого второго в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева (по договоренности). Получив мешочки, дети бросают их двумя руками (или одной) снизу, стараясь попасть в обруч. Воспитатель подсчитывает, сколько мешочков попало в обруч у первых номеров. Дети поднимают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздается сигнал, и дети передают мешочки своим соседям — вторым номерам и т. д. Воспитатель сравнивает, какие номера бросали точнее. Игра возобновляется.
13. «Справа-слева, впереди — в обруч точно попади»
Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает ребенку выполнить следующие задания:
— Стукни 3 раза мячом в правый обруч.
— Стукни 4 раза мячом в левый обруч.
— Стукни мячом 2 раза перед собой и 4 раза в правый обруч.
— Стукни мячом 3 раза в левый обруч и 4 раза перед собой.
14. Эстафета с обручами
Играющие строятся в две колонны перед стартовой чертой. На расстоянии 6—8 м от команд кладут по одному обручу. По сигналу ведущей первые участники бегут к обручам, пролезают в них, кладут на место и бегут назад к команде, дотрагиваются до следующего игрока, встают в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
15. Игра-аттракцион «Волчок»
Поставить обруч на землю вертикально и придерживать его хватом одной руки сверху. По сигналу педагога сильным энергичным движением начать вращать обруч, затем быстро убрать руку. Выигрывает тот, чей обруч вращался дольше.
16. Игра «Быстро в домик»
Детям предлагается разместиться в домиках – разноцветных обручах, лежащих на полу, и принять правильную осанку (выпрямить спину, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь). По первому сигналу педагога дети выпрыгивают из обручей, отталкиваясь двумя ногами, затем бегают по площадке в разных направлениях. По второму сигналу они должны занять любой обруч. (Пока дети бегают, взрослые убирают несколько обручей.)
Правила игры: действовать по сигналу; в одном обруче может находиться только один игрок; занимая обруч, принять положение правильной осанки в основной стойке; тот, кому не хватило обруча, выходит из игры.
17. Эстафета «В обруч ты попасть старайся»
Первые игроки в командах берут 2 обруча и кладут их на землю перед собой. По сигналу они шагают в первый обруч, затем — во второй, перекладывают обруч, оставшийся сзади, вперед и далее перемещаются к финишу, шагая из обруча в обруч, не ступая на пол (землю). Обойдя финишный ориентир, игроки берут обручи в руки и бегом возвращаются назад, где передают обручи следующим игрокам.
18. Эстафета «Прыгай, дружок, из кружка — в кружок»
Напротив, каждой команды на расстоянии 2 м от линии старта раскладывают 7—8 обручей с интервалом 20—30 см. По сигналу первые игроки добегают до обручей и, прыгая на двух ногах, перемещаются из обруча в обруч, добираются до других игроков, прикасаются своей ладонью к их ладони. Затем бегут вокруг финишного ориентира и бегом возвращаются назад, передают эстафету следующим игрокам, касаясь своей ладонью ладони их вытянутой руки.
19. Эстафета «Вместе в обруче бегите»
Дети в командах делятся на пары. Первые пары, стоя в обруче, придерживают его руками на уровне пояса. По сигналу дети в обруче бегут к финишу, обегают финишный ориентир и возвращаются к своим командам, передают обруч следующей паре.
После окончания эстафет дети берут по одному обручу среднего диаметра и свободно размещаются по площадке на расстоянии 2 м друг от друга. Затем они поворачивают обручи и хором говорят: «Раз-два-три! Обруч, повернись! В быстрый "хула-хуп" скорее превратись!»
20. Игра-аттракцион «Хула-хуп»
Дети встают в обручи, придерживая их двумя руками хватом сверху снаружи на уровне пояса. По сигналу они сильным энергичным движением рук придают обручу вращательное движение (в горизонтальной плоскости) и, отпуская руки, вращательными движениями туловища стараются сохранить инерцию вращения обруча. Выигрывает тот, чей обруч дольше вращался, не падая на землю.
21. Игра «Чья команда победит»
Дети стоят в две колонны командами. Перед каждой на расстоянии 2-3 м лежат 3 обруча (расстояние между обручами 40-50 см) По сигналу первые в колоннах наперегонки бегут к первому обручу. Добежав до него, поднимают обруч над головой, пролезают в него, кладут на место, выпрыгивают из обруча, направляясь прыжками на одной ноге ко второму обручу. Берут его, крутят как волчок, 2-3 раза, и направляясь прыжками на одной ноге к третьему обручу. Берут его и прыгают 2-3 прыжка на месте, как через скакалку. Положив его на место, возвращаются в конец колонны. Побеждает команда быстрее выполнившая все задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.