Конструкт
организации образовательной деятельности
по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Шульгиной Натальи Авенировны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)
Дата: 01.10. 2018
ДОО: «Детский сад №12»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»
Образовательная ситуация: речевое развитие, заучивание стихотворения.
Образовательная технология: мнемотехнология (мнемотехника).
Тема: Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарование»
Вид НОД: заучивание стихотворения
Виды деятельности: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная
Формы организации: фронтальная, коллективная, по кругу, индивидуальная.
Цели: Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Развитие звуковой культуры речи в процессе заучивания стихотворения;
Совершенствование навыка заучивания стихотворения с опорой на наглядность (мнемотаблицу).
Планируемый результат: Дети:
- проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности;
- проявляют любовь к поэтическим произведениям, стремление внимательно их слушать;
- проявляют эстетические чувства, восприятие, память, воображение;
- проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность;
- демонстрируют слуховое восприятие, речевой слух, звуковую и интонационную культуру речи; фонематический слух;
- демонстрируют грамматически правильную, активную связную речь;
- понимают созвучность эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией;
- проявляют интерес к времени года и его явлениям,
- владеют сенсорной культурой – различают и называют цвета спектра;
- могут высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства;
- демонстрируют работу над предложением, словесным его составом, анализируют, записывают схематично;
- демонстрируют умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тесте при помощи мнемотаблицы;
- демонстрируют речевое творчество (самостоятельное сочинение предложений);
- способны согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
- проявляют умение анализировать, оценивать результаты познавательной деятельности;
-ознакомлены со стихотворением;
сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье; дети проявляют желание заучивать стихотворения;
- проявляют желание творчески отражать результаты познания в продуктах детской деятельности.
Задачи образовательной деятельности |
Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: - воспитывать любовь к поэтическим произведениям, стремление внимательно их слушать; - воспитывать самостоятельность, инициативу, любознательность Развивающие задачи: - развивать эстетические чувства, восприятие, память, воображение; - развивать понимание созвучности эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией; - развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тесте при помощи мнемотаблицы; - развивать сенсорную культуру – различение и название цветов спектра; - развитие речевого творчества (самостоятельное сочинение предложений); - развитие грамматически правильной, связной речи в процессе заучивания стихотворения; - развивать звуковую и интонационную культуру речи; фонематического слуха; - поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности; - развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп. Обучающие задачи: - формировать интерес к времени года и его явлениям, - обогащение активного словаря; - учить высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства; - учить работать над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать схематично; - продолжать формировать у детей навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть с помощью мнемотаблицы; - продолжать учить развитие сенсорной культуры – различение и название цветов спектра; учить высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства; |
Паша, Ваня, Кирилл: привлечь внимание, задавая вопросы по теме занятия.
Маша, Катя: дать возможность показать пример выразительного чтения стихотворения наизусть |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.
Принципы развития речи: принцип коммуникативно-деятельностного подхода, принцип взаимосвязи сенсорного, речевого и умственного развития, принцип взаимосвязи работы под различными сторонами речи, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип преемственности речевого развития.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, стимулирование занимательным содержанием, чтение, заучивание наизусть, дидактические упражнения.
Оборудование: ноутбук, колонки, магнитная доска.
Материалы: иллюстрации; ватманы, акварельные краски и кисти; запись музыки П.И.Чайковского;.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
3. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
4. Отрывок из стихотворения «Осень», из книги «Уж небо осенью дышало», «времена года» /сборник стихов/ А.С. Пушкин/ Издательство – Белый город. Воскресный день./ Серия – Энциклопедия малыша. Русская поэзия./2018/ 10 стр.
Предварительная работа:
Наблюдение природы ежедневно. Знакомство с приметами осени.
Чтение и заучивание стихов об осени и осенних явлениях.
Приготовить осенний букет из листьев и веток кустарников с ягодами.
Запись музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года».
Подбор игр и упражнений по грамоте.
Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень».
Подвижные игры с осенними листьями на прогулке, экскурсия в осенний парк.
Продуктивная деятельность: рисование «Листопад, листопад лес осенний конопат».
Изучение детьми биографии А.С. Пушкина.
Словарная работа: «унылая», «очей очарование», «увядание», «багрец», «мгла».
Последователь ность деятельности |
Методы и приёмы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Задача: вызвать интерес и смотивировать готовность к предстоящей деятельности
|
Показ, наблюдение, вопрос
|
Воспитатель предварительно размещает на магнитной доске осенние иллюстрации. Начинает занятие, занося букет осенних веток. В: Ребята, посмотрите, какой букет я принесла. Давайте придумаем ему название? Ответы детей. В: Рассмотрите его. Какого цвета листья, ягоды, с чем их можно сравнить по цвету? Для кого осень на зиму оставляет свои дары? Когда и кому они могут пригодиться? Ответы детей. В: Посмотрите какие листья в нашем букете?... - Яркие: желтые, красные, багровые и т.д. В: Глядя, на наш букет, как бы вы назвали этот период осени? Дети: Золотая осень. В: Есть, очень знаменитый, всеми известный писатель, поэт, который был влюблён в это время года – Александр Сергеевич Пушкин. Хотите услышать, как он описывает эту осеннюю пору?...Тогда, внимательно слушайте и мысленно представляйте то, о чём говорится в стихотворении. Можете сравнить с иллюстрациями, которые расположены на магнитной доске. |
Дети наблюдают, рассматривают; отвечают на вопросы
|
Дети проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности |
2 Этап. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание Задача: развивать слуховое восприя тие, речевой слух; ознакомить детей со стихотворением
|
Выразитель ное чтение |
Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье»: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. |
Дети слушают |
Дети демонстрируют слуховое восприятие, речевой слух.
Дети ознакомлены со стихотворением |
3 Этап. Работа над текстом. Задача: формировать интерес к времени года и его явлениям, развивать активную связную речь; развитие сенсорной культуры – различение и название цветов спектра; учить высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства; развивать понимание созвучности эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. |
Беседа. Диалог. Обсуждение.
|
Вос-ль: Понравились стихи? Мы знаем сказки и стихи этого поэта, кто он? Ответы детей. - А.С. Пушкин - да, это его стихи. - Ребята, а «унылая», это какая пора? Ответы детей. Вос-ль: Она вызывает грусть, печаль. Почему Александр Сергеевич говорит: «Очей очарованье», значит, ему нравится эта пора. Как вы думаете, он любит осень или нет? (Ответы детей) - Что ему нравится в этом периоде осени? - Ответьте строчками из стихотворения. (Если дети затрудняются, педагог подсказывает). «Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увядание. В багрец и золото одетые и леса». Вос-ль: Любовь к природе – восхищение её природными явлениями. Поэт восхищается пышным увяданием природы. Что, в этот момент происходит в природе? Воспитатель указывает на иллюстрации. (ответы детей). - Пышность, осенней природы, в чём выражается? - Листопад. А увядание? … - Засыхает трава. Назовите, с чем сравнивает поэт, цвет осенних деревьев? С золотом и ярко-красным цветом- багрянцем. Мы восхищаемся яркими красками осени.
|
Дети слушают, отвечают, высказывают предположения |
Дети проявляют интерес к времени года и его явлениям, демонстрируют активную связную речь; владеют сенсорной культурой– различают и называют цвета спектра; могут высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства. Дети понимают созвучность эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. |
4 Этап. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание. Задача: учить работать над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать схематично; воспитывать самостоятельность, инициативу, любознательность; развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тесте при помощи мнемотаблицы.
|
Образец выразительного чтения.
Упражнение.
Подсказка. |
Воспитатель: Вы хотите выучить это стихотворение наизусть?... Чтобы нам было легче его запомнить, давайте с вами нарисуем мнемотаблицу, для этого смысл каждого предложения изобразим в отдельном квадрате. Давайте немного пофантазируем. Воспитатель зачитывает по предложению, желающие дети выходят и рисуют на доске-мольберте, если воспитанники затрудняются в выполнении, то воспитатель подсказывает. В: Ну вот дети, наша таблица и готова. По ней вы должны будете заучить наизусть это стихотворение. Ещё раз внимательно послушайте и сравните с мнемотаблицей. (Воспитатель зачитывает повторно стихотворение «Унылая пора! Очей очарование!».
Прежде чем, начать рассказывать наизусть, мы разомнёмся и поиграем.
|
Дети отвечают. Рассуждают, анализируют, схематично изображают предложения.
|
Дети демонстрируют работу над предложением, словесным его составом, анализируют, записывают схематично; проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность; умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тесте при помощи мнемотаблицы. |
Физкультминутка. Задача: развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп. Снять мышечное напряжение. |
Игра. Упражнения. |
Сыграем в игру «ЛИСТОПАД». (Е.А. Алябьева). Повторяйте текст и движения за мной.
Листопад, листопад - (руки поднимают вверх и машут ими) Листья по ветру летят. В вальсе кружат над землею (берутся за руки и водят хоровод) И любуются собою. Платьем хвалятся своим - (кружатся вокруг себя) Желтым, красным, золотым. Солнцу подставляют щечки (гладят щеки руками) Все осенние листочки. На земле ковром лежат, (приседают, медленно опуская руки) Нас порадовать хотят. (ногами-попинали листочки и похлопали в ладошки.) |
Дети повторяют текст и движения за воспитателем |
Дети способны согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп. Дети сняли мышечное напряжение. |
5 Этап. Выразительное чтение детей. Задача: развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря; развивать речевое творчество ( самостоятельное сочинение предложений); развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь
|
Творческое упражнение.
Показ
Пример выразительного чтения ребёнка.
Поощрение |
Я назову вам несколько слов, а вы придумайте предложения с ними. Осень, золотая, пышная, свежий, природа, ветер, дует, пришла. Я запишу их. Зачитывает все предложения. - Что у нас получилось? — Какое первое предложение, второе, третье в нашем рассказе? Сколько слов в вашем предложении?... — Слово листопад, из каких двух слов оно получилось?... Ответы детей: - Лист и падать. — А какой звук соединил эти слова?... Ответ детей: -«О». — Произнесите его долго «О-О-О» — этот звук поется голосом, он гласный. - Какое слово получилось? …- Л-и-с-т-о-п-а-д
Воспитатель: Возвращаемся к стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарование». Кто готов рассказать выразительно, используя изображённую, вами мнемотаблицу? … (Желающие дети рассказывают стихотворение, воспитатель подсказывает). В: Молодцы!
|
Дети придумывают предложения и записывают каждое свое на доске в виде схемы. Отвечают, сколько слов в их предложении. Слушают и отвечают.
Дети выразительно читают наизусть.
|
Дети демонстрируют звуковую и интонационную культуру речи; обогащают активный словарь; проявляют речевое творчество (самостоятельно сочиняют предложения), демонстрируют связную грамматически правильную диалогическую речь
|
6 Этап. Рефлексия. Задача: развивать умение анализировать, оценивать результаты познавательной деятельности
|
Вопросы. Диалог. Обсуждение
Поощрение |
Воспитатель: Вам понравилось, как поэт описал осень? Что больше всего понравилось в этом стихотворении? Сложно, было запомнить или нет? Что было трудно для запоминания? Помогла ли вам мнемотаблица? Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Все молодцы! |
Дети отвечают |
Дети проявляют умение анализировать, оценивать результаты познавательной деятельности |
7.Открытость Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье; побуждать детей заучивать стихотворения. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
|
|
Кто хорошо запомнил стихотворение «Унылая пора, очей очарование» А.С. Пушкина, может дома родителей порадовать - рассказать это произведение. Вместе с родителями можно выучить другое стихотворение про осень и нас удивить на следующем занятии. - Вы, хотите нарисовать листопад? … - Давайте нарисуем. (Воспитатель подсказывает технику рисования). Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Дети рисуют.
|
Дети рисуют. Рисунки выставляют на мольберт. |
Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье; дети проявляют желание заучивать стихотворения. Дети проявляют желание творчески отражать результаты познания в продуктах детской деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.