Конструкт по заучиванию наизусть стихотворения А.С. Пушкина "Унылая пора! Очей очарование..."
Оценка 4.9

Конструкт по заучиванию наизусть стихотворения А.С. Пушкина "Унылая пора! Очей очарование..."

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +1
Детсад
01.02.2020
Конструкт по заучиванию наизусть стихотворения А.С. Пушкина "Унылая пора! Очей очарование..."
Конструкт по заучиванию наизусть стихотворения А.С. Пушкина "Унылая пора! Очей очарование..." Мнемотехника.
Конструкт по заучиван наизусть.doc

Конструкт

организации образовательной деятельности

по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Шульгиной Натальи Авенировны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)

 

Дата: 01.10. 2018

ДОО: «Детский сад №12»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»

Образовательная ситуация: речевое развитие, заучивание стихотворения.

Образовательная технология: мнемотехнология (мнемотехника).

Тема: Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарование»

Вид НОД: заучивание стихотворения

Виды деятельности: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная

Формы организации: фронтальная, коллективная, по кругу, индивидуальная.

Цели: Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

            Развитие звуковой культуры речи в процессе заучивания стихотворения;

            Совершенствование навыка заучивания стихотворения с опорой на наглядность (мнемотаблицу).

Планируемый результат:   Дети: 

- проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности;

-  проявляют любовь к поэтическим произведениям, стремление внимательно их слушать;

- проявляют эстетические чувства, восприятие, память, воображение;

- проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность;

- демонстрируют слуховое восприятие, речевой слух, звуковую и интонационную культуру речи; фонематический слух;

- демонстрируют грамматически правильную, активную связную речь;

- понимают созвучность эмоциональных переживаний с  природой, музыкой, поэзией;

- проявляют интерес к времени года и его явлениям,

- владеют сенсорной культурой – различают  и называют цвета спектра;

- могут высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства;

-  демонстрируют работу над предложением, словесным его составом, анализируют, записывают схематично;

- демонстрируют умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тесте при помощи мнемотаблицы;

- демонстрируют речевое творчество  (самостоятельное сочинение предложений);

- способны согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;

-  проявляют умение анализировать, оценивать результаты познавательной деятельности;

-ознакомлены со стихотворением;

 сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье; дети проявляют желание заучивать стихотворения;

- проявляют желание творчески отражать результаты познания в продуктах детской деятельности.

 

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к поэтическим произведениям, стремление внимательно их слушать;

- воспитывать самостоятельность, инициативу, любознательность

Развивающие задачи:

- развивать эстетические чувства, восприятие, память, воображение;

- развивать понимание созвучности эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией;

- развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тесте при помощи мнемотаблицы;

- развивать сенсорную культуру – различение и название цветов спектра;

- развитие речевого творчества  (самостоятельное сочинение предложений);

- развитие грамматически правильной, связной речи в процессе заучивания стихотворения;

- развивать звуковую и интонационную культуру речи; фонематического слуха;

- поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности;

- развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.

Обучающие задачи:

- формировать интерес к времени года и его явлениям,

- обогащение активного словаря;

- учить высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства;

- учить работать над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать схематично;

- продолжать формировать у детей навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть с помощью мнемотаблицы;

- продолжать учить развитие сенсорной культуры – различение и название цветов спектра; учить высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства;

Паша, Ваня, Кирилл: привлечь внимание, задавая вопросы по теме занятия.

 

 Маша, Катя: дать возможность показать пример выразительного чтения стихотворения наизусть

 

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

 

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

 

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.

 

Принципы развития речи: принцип коммуникативно-деятельностного подхода, принцип взаимосвязи сенсорного, речевого и умственного развития, принцип взаимосвязи работы под различными сторонами речи, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип преемственности речевого развития.

 

Методы воспитания: беседа, поощрение.

 

Методы обучения: беседа, демонстрация,  показ,  стимулирование занимательным содержанием,  чтение, заучивание наизусть, дидактические упражнения.

 

Оборудование: ноутбук, колонки, магнитная доска.

Материалы:  иллюстрации;  ватманы, акварельные краски и кисти; запись музыки П.И.Чайковского;.

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

     2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

    3. Г.Я. Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»

    4. Отрывок из стихотворения «Осень», из книги «Уж небо осенью дышало», «времена года» /сборник стихов/  А.С. Пушкин/ Издательство – Белый город. Воскресный день./ Серия – Энциклопедия малыша. Русская поэзия./2018/ 10 стр.

 

Предварительная работа:

Наблюдение природы ежедневно.  Знакомство с приметами осени.

Чтение и заучивание стихов об осени и осенних явлениях.

Приготовить осенний букет из листьев и веток кустарников с ягодами.

Запись музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

Подбор  игр и упражнений по грамоте.

Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень».

Подвижные игры с осенними листьями на прогулке, экскурсия в осенний парк.

Продуктивная деятельность: рисование «Листопад, листопад лес осенний конопат».

Изучение детьми биографии А.С. Пушкина.

 

Словарная работа: «унылая», «очей очарование», «увядание», «багрец», «мгла».

 

 

Последователь ность деятельности 

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный этап

Задача: вызвать интерес и смотивировать готовность к предстоящей деятельности

 

 

Показ,

наблюдение,

вопрос

 

Воспитатель предварительно размещает на магнитной доске осенние иллюстрации.

Начинает занятие,  занося  букет осенних веток.

В: Ребята, посмотрите,  какой букет я принесла. Давайте придумаем ему название? Ответы детей.

В: Рассмотрите его. Какого цвета листья, ягоды, с чем их можно сравнить по цвету? Для кого осень на зиму оставляет свои дары? Когда и кому они могут пригодиться? Ответы детей.

В: Посмотрите какие листья в нашем букете?...

- Яркие: желтые, красные, багровые и т.д.

В: Глядя, на наш букет, как бы вы назвали этот период осени?

Дети: Золотая осень.

В: Есть,  очень знаменитый, всеми известный писатель, поэт, который был влюблён в это время года – Александр Сергеевич Пушкин. Хотите услышать, как он описывает эту осеннюю пору?...Тогда, внимательно слушайте и мысленно представляйте то, о чём говорится в стихотворении. Можете сравнить с иллюстрациями, которые расположены на магнитной доске.

 

Дети наблюдают, рассматривают; отвечают на вопросы

 

 

 

Дети проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности

2 Этап. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание

Задача: развивать слуховое восприя тие, речевой слух;

ознакомить детей со стихотворением

 

Выразитель ное чтение

Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье»:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Дети слушают

Дети демонстрируют слуховое восприятие, речевой слух.

 

 

 

 

 

Дети ознакомлены со стихотворением

3 Этап. Работа над текстом.

Задача: формировать интерес к времени года и его явлениям, развивать активную связную речь; развитие сенсорной культуры – различение и название цветов спектра; учить высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства;

 развивать понимание созвучности эмоциональных переживаний с  природой, музыкой, поэзией.

 

Беседа. Диалог.

Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вос-ль: Понравились стихи? Мы знаем сказки и стихи этого поэта, кто он? Ответы детей.

 - А.С. Пушкин - да, это его стихи.

- Ребята, а «унылая», это какая пора?

Ответы детей.

Вос-ль: Она вызывает грусть, печаль.

Почему Александр Сергеевич говорит: «Очей очарованье», значит,  ему нравится эта пора. Как вы думаете, он любит  осень или нет? (Ответы детей)

- Что ему нравится в этом периоде осени?

- Ответьте строчками из стихотворения. (Если дети затрудняются, педагог подсказывает).

«Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увядание.

В багрец и золото одетые и леса».

Вос-ль: Любовь к природе – восхищение её природными явлениями. Поэт восхищается пышным увяданием природы. Что, в этот момент происходит в природе? Воспитатель указывает на иллюстрации. (ответы детей).

- Пышность, осенней природы, в чём выражается?    

 - Листопад. А увядание? … - Засыхает трава.

Назовите, с чем сравнивает поэт,  цвет осенних деревьев?

С золотом и ярко-красным цветом- багрянцем. Мы восхищаемся яркими красками осени.

 

Дети слушают, отвечают, высказывают предположения

Дети проявляют

интерес к времени года и его явлениям, демонстрируют активную связную речь; владеют сенсорной культурой– различают  и называют цвета спектра; могут высказывать предположения о причинах природных явлений, сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства.

Дети понимают созвучность эмоциональных переживаний с  природой, музыкой, поэзией.

4 Этап. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание.

Задача: учить работать над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать схематично;

воспитывать самостоятельность, инициативу, любознательность; развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тесте при помощи мнемотаблицы.

 

Образец выразительного чтения.


Вопрос.

 

Упражнение.

 

Подсказка.

Воспитатель:

 Вы хотите выучить это стихотворение наизусть?...

Чтобы нам было легче его запомнить, давайте с вами нарисуем мнемотаблицу, для этого смысл каждого предложения изобразим в отдельном квадрате. Давайте немного пофантазируем. Воспитатель зачитывает по предложению, желающие дети выходят и рисуют на доске-мольберте, если воспитанники затрудняются в выполнении, то воспитатель подсказывает.

В: Ну вот дети, наша таблица и готова.  По ней вы должны будете заучить наизусть это стихотворение.

Ещё раз внимательно послушайте и сравните с мнемотаблицей. (Воспитатель зачитывает повторно стихотворение  «Унылая пора! Очей очарование!».

 

Прежде чем, начать рассказывать наизусть, мы разомнёмся и поиграем.

 

Дети  отвечают. Рассуждают, анализируют, схематично изображают предложения.

 

 

 

 

 

 

 

Дети демонстрируют работу над предложением, словесным его составом, анализируют, записывают схематично;

проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность;

умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тесте при помощи мнемотаблицы.

Физкультминутка.

Задача: развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп. Снять мышечное напряжение.

Игра.

Упражнения.

Сыграем в игру «ЛИСТОПАД». (Е.А. Алябьева). Повторяйте текст и движения за мной.

 

Листопад, листопад - (руки поднимают вверх и машут ими) Листья по ветру летят.

В вальсе кружат над землею (берутся за руки и водят хоровод)

И любуются собою.

Платьем хвалятся своим - (кружатся вокруг себя)

Желтым, красным, золотым.

Солнцу подставляют щечки (гладят щеки руками)

Все осенние листочки.

На земле ковром лежат, (приседают, медленно опуская руки)

Нас порадовать хотят. (ногами-попинали листочки и похлопали в ладошки.)

Дети повторяют текст и движения за воспитателем

Дети способны согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп. Дети сняли мышечное напряжение.

5 Этап. Выразительное чтение детей.

Задача:

развивать звуковую  и интонационную культуру речи, фонематического слуха;

обогащение активного словаря;

развивать речевое творчество

( самостоятельное сочинение предложений);

развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь

 

Творческое упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ

 

 

 

Пример выразительного чтения ребёнка.

 

Поощрение

Я назову вам несколько слов, а вы придумайте предложения с ними.

Осень, золотая, пышная, свежий, природа, ветер, дует, пришла. Я запишу их.

Зачитывает все предложения.

-  Что у нас получилось?

— Какое первое предложение, второе, третье в нашем рассказе? Сколько слов в вашем предложении?...

— Слово листопад, из каких двух слов оно получилось?...

Ответы детей: - Лист и падать.

— А какой звук соединил эти слова?...

Ответ детей: -«О».

— Произнесите его долго «О-О-О» — этот звук поется голосом, он гласный.

- Какое слово получилось? …- Л-и-с-т-о-п-а-д

 

Воспитатель: Возвращаемся  к стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарование». Кто готов рассказать выразительно, используя изображённую,  вами мнемотаблицу? … (Желающие  дети рассказывают стихотворение, воспитатель подсказывает).

В: Молодцы!  

 

Дети придумывают предложения и записывают каждое свое на доске в виде схемы. Отвечают, сколько слов в их предложении.

Слушают и отвечают.

 

 

 

 

Дети выразительно читают наизусть.

 

Дети демонстрируют

звуковую  и интонационную культуру речи; обогащают активный словарь; проявляют речевое творчество (самостоятельно сочиняют предложения), демонстрируют связную грамматически правильную диалогическую речь

 

6 Этап.  Рефлексия.

Задача:  развивать умение анализировать, оценивать результаты  познавательной деятельности

 

 

 

Вопросы.

Диалог.

Обсуждение

 

Поощрение

Воспитатель: Вам понравилось, как поэт описал осень?

Что больше всего понравилось в этом стихотворении? Сложно, было запомнить или нет?

Что было трудно для запоминания?

Помогла ли вам мнемотаблица?

Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Все молодцы!

Дети отвечают

Дети проявляют умение анализировать, оценивать результаты познавательной деятельности

7.Открытость

Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье;

побуждать детей заучивать стихотворения.

Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

 

 

Кто хорошо запомнил стихотворение «Унылая пора, очей очарование» А.С. Пушкина, может дома родителей порадовать -  рассказать это произведение. Вместе с родителями можно выучить другое стихотворение про осень и нас удивить на следующем занятии.

 - Вы,  хотите нарисовать листопад? …

- Давайте нарисуем. (Воспитатель подсказывает технику рисования).

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Дети рисуют.

 

Дети рисуют. Рисунки выставляют на мольберт.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье; дети проявляют желание заучивать стихотворения.

Дети проявляют желание творчески отражать результаты познания в продуктах детской деятельности.



Конструкт организации образовательной деятельности по

Конструкт организации образовательной деятельности по

Задачи образовательной деятельности

Задачи образовательной деятельности

Воспитательные задачи: - воспитывать любовь к поэтическим произведениям, стремление внимательно их слушать; - воспитывать самостоятельность, инициативу, любознательность

Воспитательные задачи: - воспитывать любовь к поэтическим произведениям, стремление внимательно их слушать; - воспитывать самостоятельность, инициативу, любознательность

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности

Рассматривание репродукций картин

Рассматривание репродукций картин

Этап. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание

Этап. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание

Беседа. Диалог. Обсуждение.

Беседа. Диалог. Обсуждение.

Образец выразительного чтения

Образец выразительного чтения

Творческое упражнение.

Творческое упражнение.

Открытость Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье; побуждать детей заучивать стихотворения

Открытость Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье; побуждать детей заучивать стихотворения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020