Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 комбинированного вида»
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности с детьми
в средней образовательной группе № 5
Составитель:
Шульгина Наталья Авенировна
г. Каменск-Уральский, 2020
Технологическая карта
организации совместной образовательной деятельности с детьми
Тема (проект.событие): «Домики для сказочных зверей»
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)
Образовательная область: интеграция всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Форма СОД: организованная образовательная деятельность, направленная на формирование художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста
Форма организации: подгрупповая, фронтальная, парная
Вид деятельности: игровая (конструктивно-модельная и театрализованная)
Учебно-методический комплект: 1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
2) примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014;
3) методическое пособие «Конструирование из строительного материала: средняя группа (4-5 лет)»
Цель: Формирование конструктивных навыков у детей среднего дошкольного возраста в виде постройки домов по схемам посредством сказки «Заюшкина избушка»
Планируемые результаты:
Дети проявляют интерес принимать участие в создании совместных со взрослым и детьми построек в процессе конструирования.
Дети имеют образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе проявляют умения изображать простые предметы в собственной деятельности.
Дети проявляют интерес к сказочным персонажам, их действиям, к строительным жилищным объектам; проявляют умение устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
Дети проявляют эмоциональную отзывчивость к сказочным героям (освоение способов проявления сочувствия и отзывчивости в продуктивной (конструктивной) деятельности; дети проявляют навыки общения со сверстниками и взрослыми..
Дети могут узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии.
Дети имеют представления о предметах и явлениях мира и на их основе проявляют умения изображать простые предметы в собственной деятельности.
демонстрируют сенсорную культуру: различают и называют цвета спектра, геометрические фигуры; сравнивают предметы, выделяют сходство по 2-3 признакам.
Дети демонстрируют умения и навыки конструктивной деятельности.
Дети проявляют инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
Дети демонстрируют умение вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой и парной игре, продуктивной деятельности.
Дети могут использовать способ расположения кирпичиков вертикально, горизонтально, на определенном расстоянии друг от друга.
Дети проявляют потребность в двигательной активности.
Демонстрируют крупную моторику и умения воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений.
Дети проявляют воображение, память, внимание, пространственное ориентирование.
Дети демонстрируют мелкую моторику рук.
Дети демонстрируют активную речь, высказывают отношение к своим постройкам; проявляют умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку.
Дети способны анализировать объект, выделять его основные части и детали, составляющие сооружении.
Дети проявляют потребность делиться своими впечатлениями со сверстниками, воспитателями и родителями.
сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность.
Дети проявляют желание обыгрывать постройку и включать её в театрализованную игру, хотят
порадовать окружающих.
ЗАДАЧИ образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: - активизировать интерес детей принимать участие в создании совместных со взрослым и детьми построек в процессе конструирования; - воспитывать желание обыгрывать постройку и включать её в театрализованную игру; - воспитывать желание порадовать окружающих; -воспитывать интерес к сказочным персонажам, их действиям, к строительным объектам. Развивающие задачи: - развивать эмоциональную отзывчивость к сказочным героям (освоение способов проявления сочувствия и отзывчивости в продуктивной (конструктивной) деятельности; - развивать умение устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам; - активизировать речь детей, учить выражать отношение к своим постройкам; - развивать сенсорную культуру: различение и название цветов спектра, геометрических фигур; сравнение предметов, выделение и сходство по 2-3 признакам. Обучающие задачи: - формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы в собственной деятельности - формировать умение вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой и парной игре, продуктивной деятельности; - учить узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии; -формировать умения и навыки конструктивной деятельности; - формировать умения анализировать объект, выделять его основные части и детали, составляющие сооружение; - формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку; -учить использовать способ расположения кирпичиков вертикально, горизонтально, на определенном расстоянии друг от друга. |
Ковалёнок Валера, Камара Даниэль, Чегаева Вика: учить отвечать на вопросы полным ответом, используя простые, распространённые предложения.
Алексеев Филипп: учить доводить начатое до конца |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.
Методы воспитания: игровая ситуация, поручение, задание.
Методы обучения: словесные (беседа, комментарии, поощрение, эмоциональное стимулирование); наглядные (демонстрация); практический (упражнение).
Средства воспитания и обучения:
Наглядные и демонстрационные: солнышко, сделанное из цветного картона, сундучок, фигурки животных: заяц, лиса, собака, медведь, петух.
Музыкальные: песня «Всем на свете нужен дом» из мультфильма «Три поросенка».
Материально-технические ресурсы: ноутбук с колонками
Раздаточный материал: контейнеры с конструкторами, схемы сборки домов.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»; знакомство с простым лего-конструктором.
Этапы (последовательность) деятельности |
Методы и приёмы |
Содержание деятельности |
Действия, деятель ность педагога |
Действия, деятель ность детей |
Планируемый результат |
1. Организацион ный этап Задачи: - активизировать интерес детей принимать участие в создании совместных со взрослым и детьми построек в процессе конструирования; - формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы в собственной деятельности.
2. Мотивацион ный этап Задачи: - воспитывать интерес к сказочным персонажам, их действиям, к строительным жилищным объектам; - развивать умение устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам; - развивать эмоциональную отзывчивость к сказочным героям (освоение способов проявления сочувствия и отзывчивости в продуктивной (конструктивной) деятельности; -воспитывать навыки общения со сверстниками и взрослыми
|
Музыкальное сопровождение. Приветствие. Демонст рация Вопросы. Игровая ситуация.
Рассказ
Сюрпризный момент Постанов ка проблемы
Загадка
Диалог Вопросы
Загадка |
Звучит негромкая музыка. Здравствуйте, ребята! - Как вы думаете, что у меня в руках? (круг желтого цвета) - На что похож этот круг? (на солнышко) А что должно быть у солнышка? (лучики) Лучики все разбежались и оказались у вас в руках (дети берут лучики). Сейчас по очереди вы называете свое имя и приклеиваете лучик к солнышку и передаете другу. - Какое солнышко у нас получилось? - Сейчас мы поместим солнышко на магнитную доску, чтобы в нашей группе было тепло и светло. - Сегодня, по дороге к вам в детский сад, тоже светило яркое солнце, и я заметила, вдалеке что-то блестит, подошла поближе и обнаружила сундучок. Кто его мог оставить? - Проходите на стульчики, сейчас мы попробуем узнать, чей он (потряхивает сундучок). - Кто в нем может спрятаться? Хотите узнать? - Открываем сундучок, а оттуда скок-поскок (достает игрушку зайчика). Как вы думаете, из какой сказки к нам пришел зайчик? - Но в сундучке еще кто-то спрятался (воспитатель достает лисичку, собачку, петушка, медведя и ребята продолжают предлагать сказочные варианты) - Хотите узнать, из какой сказки к нам пришли эти звери?
- Тогда отгадайте загадку: «Стоят в лесу на опушке две звериные избушки, Одна от солнца тает, лиса чужую тут же занимает».
- Правильно, это сказка «Заюшкина избушка» - Что случилось в этой сказке? - Какой дом был у зайчика? - Какой дом у лисы? - Кто помог зайчику прогнать лису? Выгнали лисичку из заюшкиного домика. И лисичке теперь опять негде жить. Но лисичка стала хорошей, она попросила у зайчика прощения и помирилась с ним.
- Ребята, как вы думаете, почему все герои сказки прятались в сундучке? - Как мы можем им помочь? - Хотите построить домики для зверей? - А из чего мы будем их строить? «Разноцветный он яркий, Стал бы каждому подарком. Из него построим дом и машину соберём». (Конструктор)
|
Вовлекает в совместную деятельность, задает вопросы, демонстрирует солнышко. Организует совместную конструктив ную деятельность.
Рассказывает о находке
Создает проблемную, мотивационную ситуацию через сюрпризный момент –показ сундучка с фигурками животных. Ведёт диалог с детьми. Загадывает загадки, задаёт вопросы.
Мотивирует к предстоящей деятельности.
|
Сосредотачивают внимание.
Слушают, Отвечают на вопросы Выполняют конструирование солнышка из бумаги
Проявляют заинтересованность
Вступают в диалог с воспитателем
Отгадывают загадку
Отгадывают загадку. Самостоятельные попытки решить проблему, игровую задачу |
Дети проявляют интерес принимать участие в создании совместных со взрослым и детьми построек в процессе конструирования; Дети имеют образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе проявляют умения изображать простые предметы в собственной деятельности |
Дети проявляют интерес к сказочным персонажам, их действиям, к строительным жилищным объектам; проявляют умение устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам; - проявляют эмоциональную отзывчивость к сказочным героям (освоение способов проявления сочувствия и отзывчивости в продуктивной (конструктивной) деятельности; дети проявляют навыки общения со сверстниками и взрослыми.
|
|||||
3. Планирование деятельности Задачи: - учить узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии; - формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы в собственной деятельности; развивать сенсорную культуру: различение и название цветов спектра, геометрических фигур; сравнение предметов, выделение и сходство по 2-3 признакам; -формировать умения и навыки конструктивной деятельности - поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
|
Пояснение
Показ
Упражне ния
Обсужде ние
Поощре ние |
- Я предлагаю вам сегодня стать строителями и построить домики для зверей из конструктора и приглашаю вас в нашу конструкторскую мастерскую. Но чтобы быть хорошими строителями, нужно сделать зарядку для наших рук и пальчиков. Пальчиковая гимнастика «Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачком о кулачок) Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом (руки над головой) Есть окошко в доме том (руки рисуют квадрат) Есть еще одно, повыше, (складывают пальцы треугольником) Есть труба вверху на крыше (кулак, большой палец вверх). Дом готов, зовем гостей: (руки вперед) «Приходите поскорей!» (приглашающий жест руками).
- Присаживайтесь за столы по два человека и узнайте, кто и для кого будет строить дом. - Ребята, давайте с вами вспомним, из каких основных частей состоит дом (фундамент, стены, крыша, окно). - Ребята, у вас на столах лежат схемы построек разных домов, рассмотрите схемы и расскажите, что лежит в основании постройки, какие геометрические фигуры? Их цвет?
- Молодцы, хорошо знаете геометрические фигуры, значит должны справиться с заданием.
|
Поясняет, чем будем заниматься.
Показывает и комментирует упражнения пальчиковой гимнастики
Побуждает к обсуждению предстоящей работы Вовлекает детей в совместное планирование.
Поощряет инициативность и правильность ответов |
Слушают. Выполняют упражнение по показу и комментариям воспитателя
Обсуждают схемы построек, анализируют объект строительства Отвечают на вопросы |
Дети могут узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии; Дети имеют представления о предметах и явлениях мира и на их основе проявляют умения изображать простые предметы в собственной деятельности; демонстрируют сенсорную культуру: различают и называют цвета спектра, геометрические фигуры; сравнивают предметы, выделяют сходство по 2-3 признакам; -демонстри руют умения и навыки конструктивной деятельности - проявляют инициатив ность и самостоятель ность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи. |
4. Продуктивная (конструктивно-модельная ) деятельность Задачи: - формировать умение вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой и парной игре, продуктивной деятельности; - формировать умения выполнять простые постройки учить использовать способ расположения кирпичиков вертикально, горизонтально, на определенном расстоянии друг от друга
|
Игра Конструирование
Наблюде ние |
- А теперь берите строительный материал и начинайте постройку. Если будут затруднения – обращайтесь ко мне за помощью. Звучит песня «Всем на свете нужен дом» |
Вовлекает в деятельность, оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей ( их взаимодействием друг с другом: как договариваются, распределяют функции.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания. |
Совместно решают поставленную задачу; сортируют по форме, цвету; сопоставляют со схемами; строят , конструируют модель дома |
Дети демонстрируютумение вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой и парной игре, продуктивной деятельности; - проявляют умения выполнять простые постройки; могут использовать способ расположения кирпичиков вертикально, горизонтально, на определенном расстоянии друг от друга;
|
5. Физкульт минутка Задачи: - формировать потребность в двигательной активности; - развивать умения воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений; -развивать крупную моторику; - развивать воображение, память внимание, пространственное ориентирование. |
Сюжетно-ролевая игра Объясне ние. Показ
Поощре ние |
- Ребята вы так старались, наверное, устали? - Хотите отдохнуть? Физкультминутка «Гости на пороге» - У меня красивый дом, Жить приятно в доме том. Будем мы в гостей играть, В том доме принимать. - Каждый из вас должен повторить роль, например, хозяйки открывающей дверь, наливающей чай или подставляющей стул, раздвигающей шторы и т.д. - Молодцы! Из вас интересные актёры получаются. |
Воспитатель называет роль каждому ребёнку Поощряет |
Дети встают в круг и выполняют упражнения по показу воспитателя и сверстников. Демонстрируют двигатель ную активность.
|
Дети проявляют потребность в двигательной активности; демонстрируюткрупную моторику и умения воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений; проявляют воображение, память, внимание, пространствен ное ориентирование |
6. Продолжение продуктивной деятельности Задачи: - развивать мелкую моторику рук |
Поощре ние |
Размялись. А теперь продолжаем нашу работу…. - Молодцы! Некоторые уже доделывают свою постройку. |
Осуществляет контроль над действиями детей, стимулирует интерес |
Действуют со строительным материалом (по схеме, по образцу. Строят домики для сказочных персонажей |
Дети демонстрируют мелкую моторику рук |
7 . Анализ. Рефлексия. Задачи: - активизировать речь детей, учить выражать отношение к своим постройкам; - формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. - формировать умения анализировать объект, выделять его основные части и детали, составляющие сооружении.
|
Поощре ние.
Вопросы Обсужде ние
Стимулирование поощрение |
- Похлопаем друг другу, ведь сегодня мы были настоящими строителями. - Ребята, расскажите, какие домики вы построили? Для кого? Как вы думаете, понравились ваши домики героям сказки? Ваши дома красивые, крепкие. - Молодцы, ребята, никого в беде не бросили. Им очень понравились дома, и они хотят угостить вас грибочками. - Ребята, вам понравилось заниматься? - Что вам понравилось больше всего? - Мы хорошо потрудились, правда?
|
Показывает заинтересованность. Обсуждает с детьми их сооружения. Поощряет |
Дети делятся впечатлениями; отвечают на вопросы |
Дети демонстрируют активную речь, высказывают отношение к своим постройкам; проявляют умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. - способны анализировать объект, выделять его основные части и детали, составляющие сооружении. |
8. Открытость Задача: - формировать потребность делиться своими впечатлениями со сверстниками, воспитателями и родителями; - сориентировать на дальнейшую самостоятельную деятельность; воспитывать желание обыгрывать постройку и включать её в театрализованную игру; - воспитывать желание порадовать окружающих.
|
Диа лог Вопросы Подсказка
|
- А кому вы расскажете про нашу игру? – А что ещё можно сделать с нашими архитектурными сооружениями? - Верно, вы можете играть в наш пальчиковый театр. Наши сказочные герои - звери поселятся в наши домики и станут соседями, будут дружить и ходить к друг другу в гости. Очень грустно, но нам пора с ними ненадолго попрощаться. В свободное время вы сможете играть постройками и пальчиковыми куклами, сочиняя свои сказки, строя новые архитектурные сооружения. |
Вовлекает в дальнейшую самостоятель ную деятельность |
Отвечают; Слушают, настраиваются на дальнейшую театрализованную деятельность |
Дети проявляют потребность делиться своими впечатлениями со сверстниками, воспитателями и родителями; сориентированы на дальнейшую самостоятель ную деятельность; проявляют желание обыгрывать постройку и включать её в театрализованную игру, хотят порадовать окружающих.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.