Конструкт пробного урока изобразительного искусства
по производственной
практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования в
начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 группы,
Лукояновой Валерии Юрьевны
Класс: 3
УМК: Школа России
Тема урока: Твои игрушки. Украшение
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют умение рационально организовывать рабочее пространство, умение осуществлять точные манипуляции с различными предметами, умение использовать глазомер в процессе творческой деятельности.
Метапредметные (в том числе результаты коррекционно-развивающей работы): обучающиеся демонстрируют
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; умение составить план действий; умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану, умение осуществлять контроль точности выполнения техники изображения, умение оценивать результат действий; умение выслушивать, не перебивая);
Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение вести диалог по обозначенной теме, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения);
Познавательные УУД (умение создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений, умение сравнивать, классифицировать элементы промыслов, умение анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков).
Предметные: обучающиеся демонстрируют умение различать промыслы изобразительного искусства, умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвуют в обсуждении содержания и выразительных средств народных промыслов России (жостовская роспись, дымковская игрушка, гжель, хохлома).
Изобразительные: обучающиеся умеют расписывать дымковскую игрушку «конь».
Композиционные: обучающиеся совершенствуют композиционные навыки, продумывают замысел композиции.
Технические: обучающиеся совершенствуют навыки рисования образов при помощи средств художественного выражения, для достижения замысла в графике – точка, линия, штрих, пятно.
Цветовые: обучающиеся учатся выбирать цвет в соответствии с темой урока «Твои игрушки. Украшение».
Задачи:
Воспитательная: способствовать формированию умения рационально организовывать рабочее пространство, умения осуществлять точные манипуляции с различными предметами, умения использовать глазомер в процессе творческой деятельности
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию
Регулятивных УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; умение составить план действий; умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану, умение осуществлять контроль точности выполнения техники изображения, умение оценивать результат действий; умение выслушивать, не перебивая);
Коммуникативных УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение вести диалог по обозначенной теме, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения);
Познавательных УУД (умение создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений, умение сравнивать, классифицировать элементы промыслов, умение анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков).
Образовательная: формировать у обучающихся умение различать промыслы изобразительного искусства, умение воспринимать произведения изобразительного искусства, организовать участие обучающихся в обсуждении содержания и выразительных средств народных промыслов России (жостовская роспись, дымковская игрушка, гжель, хохлома).
Изобразительная: научить обучающихся расписывать дымковскую игрушку «конь».
Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции.
Техническая: совершенствовать навыки рисования образов при помощи средств художественного выражения, для достижения замысла в графике – точка, линия, штрих, пятно.
Цветовая: учить обучающихся выбирать цвет в соответствии с темой урока «Твои игрушки. Украшение».
Цель: развивать учебно-воспитательный интерес у обучающихся, через формирование умения воплощать замысел в искусстве через украшение дымковской игрушки (роспись).
Принципы обучения:
ü принцип наглядности;
ü принцип систематичности и последовательности;
ü принцип доступности;
ü принцип целостности;
ü принцип деятельности;
ü принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
ü создание положительного эмоционального подъёма;
ü воспитание через взаимодействие.
Методы обучения:
1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
ü Методы эмоционального стимулирования:
- Поощрение и порицание;
- Создание ситуации успеха.
ü Методы развития познавательного интереса:
- Формирование готовности к восприятию;
- Стимулирование содержание занимательным.
ü Методы формирования ответственности:
- Предъявление педагогических требований;
- Оперативный контроль.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
ü Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа.
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
ü Методы получения новых знаний: беседа, рассказ, иллюстрация, объяснение.
Методы воспитания:
ü Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;
ü Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Дидактические средства:
Индивидуальный материал: дымковская игрушка «конь», гуашь, кисточки, карточки для рефлексии «конь».
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Твои игрушки. Украшение», аншлаги (тема урока, план работы, критерии оценивания, плакат для рефлексии «конюшня»).
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап 3 минуты
2. Актуализация опорных знаний 5 минут
3. Усвоение новых знаний 9 минут
4. Первичное закрепление 15 минут
5. Подведение итогов 5 минуты
6. Рефлексия 3 минут
Итого: 40 минут
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 год. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2. Комплект примерных рабочих программ по разным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. 3 класс (проект): текст/Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2019. – 407 с.
Макет доски
Мультимедийная презентация |
7 октября |
|
Тема: Роспись дымковской игрушки |
Задачи: 1) Познакомиться с росписью дымковских игрушек. 2) Научиться расписывать дымковскую игрушку. 3) Расписать игрушку «коня» |
Ход урока
Этап урока, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||
1. Организационно-мотивационный этап Задача: Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию |
*Перед началом урока проверяем готовность обучающихся к уроку: на парте должны лежать клеёнка, салфетка, фартук, гуашь, игрушка, выполненная на прошлом уроке* - Добрый день, ребята! Меня зовут Валерия Юрьевна и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. - Предлагаю начать наш урок с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Ведь, сегодня на уроке, ребята, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками нам будут: внимание, находчивость, смекалка. - А для того чтобы разбудить наше внимание и смекалку предлагаю выполнить одно упражнение. - Посмотрите, пожалуйста, на плакат на доске. Что необычного вы заметили? На нём цветные квадраты, а в них надписи. - Предлагаю поработать с ним. Я буду показывать слово (цвет), а вы назовёте цвет, которым оно написано, не читая слово. - Поднимите руку, кто понял задание. Замечательно! - …, скажи, пожалуйста, что мы сейчас будем делать? Мы будем называть цвет слова.
- Какие же вы молодцы! У вас всё получилось. |
Личностные УУД (самоопределение) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу) |
||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний Задача: Актуализировать знания обучающихся о видах народных промыслов России. Определить тему урока и поставить задачи на урок. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: Поощрение и порицание; Методы формирования ответственности: Предъявление педагогических требований; Оперативный контроль. Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы закрепления и повторения изучения материала: Беседа, викторина.
|
- Ребята, кто может сказать, что вы изучали на прошлом уроке изобразительного искусства? Отвечаем по поднятой руке. Мы познакомились с видами народных промыслов России, выполнили из пластилина фигурку лошади. - Верно! Молодцы. - С какими промыслами вы познакомились на прошлом уроке? Отвечаем по поднятой руке, полным ответом. На прошлом уроке мы познакомились с такими видами промыслов, как жостовская, дымковская, гжель, хохлома и др. - Предлагаю выполнить проверочную работу (викторину), для того чтобы закрепить полученные на прошлом уроке знания о промыслах. Послушайте задание внимательно. На экране будут появляться изображения с примером промысла, а ваша задача определить, к какому промыслу оно относится. *Видеовикторина: на слайде фото промысла, а детям необходимо определить, какой это промысел* - Жостовская роспись - Дымковская игрушка - Гжель - Хохломская роспись - Ребята, вы справились с этим заданием. Молодцы! - А какие отличительные особенности вы заметили у промыслов? *на слайде показать все четыре промысла: жостовская роспись, дымковская игрушка, гжель, хохлома* *обобщение* - Цветовая гамма: у жостовской росписи нежные цвета, у дымковской игрушки геометрические элементы и симметрия, яркие цвета, у росписи гжель синий и белый цвета, в хохломской росписи присутствуют черный, золотой, красный. - В одних промыслах посуда, а в другом игрушки. - Элементы разные: где-то цветы, нарисованные в разных техниках, а в других круги, точки, а в третьих ягоды, животные. - Предлагаю соотнести элементы росписи с видом народного промысла России, для того чтобы попробовать определить название промысла по его элементам. - На доске есть названия народных промыслов. …, прочитай, пожалуйста. Ваша задача рассмотреть элементы росписи, которые есть у вас на столах и прикрепить их на доску под тот промысел, к которому относятся элементы. Выходить к доске будем по одному. - Ребята, кто согласен, поднимите руку.
- Ребята, молодцы. Хорошо поработали. - Сегодня на уроке мы будем работать с одним из народных промыслов России. А для того чтобы узнать с каким, предлагаю отгадать загадку, слушайте внимательно, отвечайте по поднятой руке. Весёлая белая глина, Кружки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собаки, гусары и рыбки, А ну, ребята, отгадайте, кто я? Дымковская игрушка - Ребята, кто уже догадался, какая тема нашего урока? - Роспись дымковской игрушки. - Ребята, а для того чтобы нам правильно расписать нашу игрушку, что мы должны знать? - Какие задачи мы с вами можем поставить на урок? - Предлагаю поставить следующие задачи: 1. Познакомиться с росписью дымковских игрушек. 2. Научиться расписывать дымковскую игрушку. 3. Расписать игрушку «коня» |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; умение составить план действий; умение выслушивать, не перебивая); Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение вести диалог по обозначенной теме, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения); Познавательные УУД (умение сравнивать, классифицировать элементы промыслов, умение анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков). |
||||||||||||||||||||||||
3. Усвоение новых знаний Задача: Познакомить обучающихся с цветовой гаммой, с элементами росписи дымковской игрушки, сформулировать план работы по выполнению росписи дымковской игрушки. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: Поощрение и порицание; Создание ситуации успеха. Методы формирования ответственности: Предъявление педагогических требований; Оперативный контроль. Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: Рассказ.
|
- Вот мы с вами и поставили задачи на урок, предлагаю приступить к их выполнению. - …, прочитай, пожалуйста, первую задачу. Читает. Спасибо. - Предлагаю выполнить интересное задание, для того чтобы познакомиться с тематикой дымковских игрушек. - У вас на партах лежат карточки с таблицей, в которой предложена тематика дымковских игрушек. …, прочитай, пожалуйста, названия столбиков. А ещё есть карточки с названием фигурок, например, есть такие, как конь, барыня и другие. - Ваша задача, работая в парах, распределить названия фигурок по тематикам. На выполнение данного задания у вас есть 4 минуты. - Предлагаю проверить. - Я буду называть тематику, а вы прочитаете, какие фигуры отнесли. - Если согласны, то хлопните в ладоши 1 раз, если нет, то 2 раза. - Тематика дымковских игрушек может быть разная: это могут быть: фигурки животных (кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие), фигурки птиц (утки, гуси, куры, петухи, индюшки), мужские фигурки (в русской национальной одежде или в старинных костюмах), женские фигурки (барыни в пышных платьях с кокошником на голове), фигурки детей (младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах), скоморохи (очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах), водоноски (игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах), сюжетные игрушки (фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности). - Ребята, кто согласен, поднимите руку. - Совершенно верно! Молодцы! Цветовая гамма и орнаменты росписей - Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. - Для того чтобы познакомиться с цветовой гаммой росписи дымковских игрушек, предлагаю рассмотреть иллюстрации. - …, назови, пожалуйста, цвета, которые присутствуют на данной игрушке. Посмотрите внимательно на ещё одну игрушку, а на этой какие цвета присутствуют? Отвечаем по поднятой руке. Верно. - Таким, образом, можно сделать вывод, что среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие: * красный * алый * оранжевый * желтый * синий * зеленый * золотой - В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Используют композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек. Элементы и орнаменты: Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы. Различные круги – символ солнца, волны – неба Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит кодировать на ней важную информацию. *показываю на экране каждый элемент, про который говорю* - …, прочитай, пожалуйста, первую задачу. Как ты считаешь, мы её выполнили? Да - Великолепно, значит можем приступать к выполнению следующей задачи. - …, прочитай, пожалуйста, вторую задачу. Спасибо. - Предлагаю сегодня расписать нашу дымковскую игрушку «Коня», которую мы слепили на прошлом уроке. - Ребята, а какой тематике относится наша игрушка? Фигурки животных. Верно. - Ребята, посмотрите, я изготовила вот такую фигурку коня. Предлагаю нам с вами выполнить по такому эскизу.
ПЛАН РОСПИСИ: - Перед тем, как мы начнем с вами расписывать игрушку, предлагаю составить план работы. 1. Подготовить материалы и инструменты для работы. 2. Покрыть игрушку белой краской – сделать фон. 3. Приступить к росписи: 1) Раскрасить уши. - Ребята, обратите внимание на то, что цвет ушей у игрушки – синий. 2) Нарисовать основные элементы: круги. - Ребята, посмотрите внимательно, что цвет кругов красный. А количество элементов на одной ноге соответствует количеству элементов на другой. 3) Добавить мелкие элементы: точки. - Точки между кругами тоже красного цвета и они симметричны. 4) Нарисовать глаза и нос. 5) Раскрасить гриву и хвост. - Ребята, а какого цвета у нашей игрушки будут глаза, нос, грива и хвост? Чёрного |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение выслушивать, не перебивая, умение составлять план действий); Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения); Познавательные УУД (умение сравнивать, классифицировать, умение анализировать и выделять существенные признаки).
|
||||||||||||||||||||||||
4. Самостоятельная работа Задача: организовать самостоятельную работу обучающихся по выполнению росписи дымковской игрушки «конь». |
Методы формирования соц. опыта: Педагогическое требование. беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха. Словесные: работа с учебником Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнение. Методы получения новых знаний: объяснение. |
ФИЗМИНУТКА - Ребята, предлагаю немного отдохнуть, для того чтобы набраться сил на дальнейшую творческую деятельность. Если б всё на свете было Одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало? Видеть мир привыкли люди Белым, жёлтым, синим, красным… Пусть же всё вокруг нам будет Удивительным и разным! - Молодцы! Садитесь, пожалуйста, на свои места. - Перед тем, как мы приступим к росписи игрушки, предлагаю вновь вспомнить план. *работа с планом: обучающиеся вспоминают план работы* - Но перед тем как приступим к росписи коня, предлагаю определить критерии, по которым будем оценивать нашу работу: 1) Точно переданная идея эскиза 2) Аккуратно выполненная работа 3) Чистота рабочего места 4) Умение пользоваться инструментами. 5) Соблюдение темпа и ритма - Ребята, можете приступать к самостоятельному выполнению росписи. |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану, умение осуществлять контроль точности выполнения техники изображения); Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение вести диалог по обозначенной теме, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения); Познавательные УУД (умение создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений). |
||||||||||||||||||||||||
5. Подведение итогов Задача: Подвести итоги урока. Организовать самооценку выполненных работ по критериям. Организовать выставку работ. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы формирования ответственности: Предъявление педагогических требований Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы закрепления и повторения изучения материала: Беседа; |
- Ребята, мы с вами закончили уже работу по росписи нашей игрушки. Поэтому предлагаю оценить себя по критериям. Работа с критериями. - Прочитайте внимательно критерии и посмотрите на свою работу. Вы можете поставить себе отметку «5», если ваша работа соответствует всем пяти критериям. Вы можете поставить себе отметку «4», если в работе соблюдено четыре критерия. И вашей отметкой будет «3», если в работе соблюдено только три критерия. - Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто поставил себе отметку «5». Спасибо! - А теперь те, кто поставил себе отметку «4». - Ребята, посмотрите на наши пункты плана. …, прочитай 3 задачу. Мы выполнили её? Да - Замечательно! - Предлагаю организовать выставку наших коней. - Ребята, поместите, пожалуйста, своих коней на стол. - Молодцы. Садитесь на свои места. - Вернёмся к нашей теме и задачам урока, подумайте и ответьте на вопрос: есть ли такие задачи, которые на сегодняшнем уроке мы не выполнили? Нет - …, назови, пожалуйста, тему урока. - Что мы сегодня делали? Расписывали коня - Ребята, кто может назвать, к какому народному промыслу России, относится наша игрушка? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке. Наш конь – дымковская игрушка. - Кто запомнил основные элементы росписи? Дымковская игрушка – символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены – это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами: круги, линии, пятна, зигзаги… |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; умение оценивать результат действий; умение выслушивать, не перебивая); Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение вести диалог по обозначенной теме, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения); Познавательные УУД (умение анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков). |
||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия Задача: Осуществить эмоциональную рефлексию обучающихся с помощью приёма «Настроение» по теме урока. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы формирования ответственности: Предъявление педагогических требований; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
- Ребята, как называется наша игрушка, которую мы с вами расписывали? конь - А где живут кони, как называется дом для них? В конюшне - Ребята, посмотрите, что появилось на доске? Конюшня. - Верно. И у каждого из вас на столе есть конь, которого необходимо завести в конюшню. Ваша задача выбрать цвет того стойла, который отражает ваше настроение на уроке. Поместите своего коня в: - Стойло зелёного цвета, если вам все понравилось и все получилось, тема была для вас интересна. - Стойло чёрного цвета, если вам было трудно и грустно на уроке. - Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали. - Хочется похвалить … за то, что очень активно работал(а), … сегодня был(а) очень внимательным(ой). - Мне очень приятно было с вами работать. - Спасибо! Урок окончен. - Ребята, приберите, пожалуйста, свои рабочие места. |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение выслушивать, не перебивая); Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения); |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.