Конструкт урока литературного чтения в 3Б классе МБОУ ПГО «ОСОШ» 17.12.2019г.
Тема урока: Повествовательное произведение в стихах. Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»
Тип урока |
Освоение нового материала |
Педагогические цели |
Создать условия для ознакомления учащихся с новым произведением; обучение анализу прочитанного; способствовать развитию устной речи, наблюдательности, умения слушать художественное слово, обогащению словаря обучающихся; создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению; бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками |
Планируемые результаты (предметные) |
Познакомятся с миром поэзии XIX века, новым произведением Некрасова Н.А.; Научатся выделять структуру, тему текста, специфику его литературной формы (жанра), события, составляющие основу художественного произведения; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение); высказывать позицию читателя путём включения в эмоционально-творческую деятельность; выразительно читать стихотворение |
Личностные результаты |
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока, варианты устранения причин неудач на уроке Коммуникативные: строить связное высказывание из 7-8 предложений по теме; диалог в паре или группе, задавать вопросы |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Знакомство с новым произведением Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», половодье |
Образовательные ресурсы |
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 1 часть с. 170-172, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода», портрет Н.А. Некрасова |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приёмы контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Фронтальная, словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Я есть любовь. Я есть добро. Я есть сила. Я есть человек. Всё зависит от меня. Всё в моих руках. - Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Наблюдение |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания |
Фронтальная, словесный. Беседа |
Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - Посмотрите на выставке рисунков, каким вы увидели Мороза-Воеводу. - Прочтите выразительно стихотворение так, чтобы ваши друзья поверили в чудо зимней сказки? - Оцените работу ребят по известным нам критериям. - Чему учит Некрасов нас в своих стихотворениях? - Как он относится к природе? Действительно Некрасов очень много своих стихотворений посвящал любви к природе, родному краю. |
На предыдущем уроке мы познакомились с произведением Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»
Слушают стихотворение.
Оценивают чтение учащихся.
Говорят о том, что природа красива в любое время года. Любит свой родной край, восхищается красотой природы. |
Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий, оценивают выразительное чтение стихотворения наизусть |
Ответы на вопросы учителя, выразительное чтение стихотворения наизусть |
3. Мотивация учащихся. Постановка учебной задачи |
Фронтальная, словесный.
Вступительная беседа
Прием «Антиципация»
|
Мотивирует учащихся на определение темы и задач урока - Сегодня мы познакомимся с новым произведением Некрасова. - Какие учебные задачи поставите сегодня на урок?
История создания стихотворения очень интересная. - Николай Некрасов любил каждое лето приезжать отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться в деревню Малые Вежи. Там жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем. Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил дед Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. И вот однажды, когда поэт и его старый друг Мазай были на охоте совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дед Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Н.Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение … Перед вами книга с этим произведением. - Определите название произведения и автора по обложке. - Можете еще до чтения по названию определить, о чем будет текст? (Запись всех предположений детей на слайд) - А теперь открою иллюстрацию, продолжаем предполагать. Что еще можете добавить? |
Формулируют тему и учебные задачи урока: -совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения; -анализировать содержание прочитанного; - дать характеристику главному герою; -определить главную мысль стихотворения. Слушают учителя
Предугадывают, о чем пойдет речь в стихотворении. |
Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя
Воспринимают звучащую речь
Высказывают предположения |
Наблюдение |
4. Актуализация знаний |
Работа со словом
Работа с иллюстрацией
|
Актуализирует знания учащихся о весеннем половодье - В какое время года могут происходить события? - Что происходит с реками весной?
- Кто знает, как называется такое явление? (вывешивается карточка со словом на доску) -Чем опасно половодье?
- Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении, давайте познакомимся с репродукцией картины художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Левитан очень красиво изобразил это явление, посмотрите: все находится в плену весеннего половодья, вода затопила лес, поля и дома в деревне. - В каких тонах написана картина? Картина написана в холодных тонах – много синего, голубого и белого цветов. Именно эти цвета присущи весне. |
Отвечают на вопросы учителя.
-Весной.
-Во время весеннего таяния снегов река переполняется и выходит из берегов. - Полая вода, половодье. Слово прочитывают вслух, повторяют значение слова Вода заливает луга, поля, леса, гибнут животные. Затопляет дома в деревнях. Работают с иллюстрацией, отвечают на вопросы учителя. |
Анализируют репродукцию картины
Работают со словом
|
Беседа по вопросам |
5. Работа с текстом. Первичное восприятие текста. |
Фронтальная, слушание аудиозаписи |
Организует первичное восприятие текста - Ребята, сейчас мы прослушаем это стихотворение в исполнении актера. Во время прослушивания понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос: - Что вам больше всего понравилось, удивило? После прослушивания вопросы: - Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? Какое доброе дело сделал дедушка Мазай? - Какой момент вам понравился? - Каким вы себе представили Мазая? - Давайте оценим, какие наши предположения были правильными. |
Слушают стихотворение в исполнении актера Отвечают на вопросы учителя.
|
Воспринимают на слух звучащую речь Умение высказывать собственное суждение |
Наблюдение, беседа по вопросам |
6. Физкультминутка |
Коллективная, практический |
Проводит физкультминутку - Всех ли зайцев спас Мазай? - Вы бы хотели ему помочь? - Тогда отправляемся на реку! Мы гребем и плывем, Всё плывем и плывем. Хоть работа нелегка, Доплывем до островка. Пот с лица вот так сотрем И зайчишек всех спасем! |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Правильное выполнение движений |
7. Словарная работа |
Групповая, практический. Словарная работа |
Организует работу по группам - Так как стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять содержание текста, давайте выполним словарную работу. - Значения некоторых слов вы можете объяснить сами, найти в словаре учебника, других - в Толковом словаре. Работать будете в группах, каждой группе дана карточка №1. На это задание дается 2 минуты, отвечать будет один из вас под номером, который я вызову. Слова: Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием; Силки – небольшая сетка. Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см. Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам (2м 13 см). Дичь - дикие животные как объект охоты. гинут — гибнут; гуторить — говорить; горемыка — испытывающий неудачу, горе; гурьбой – толпой, группой людей; ватагою; лопочут – говорят быстро, много, неясно озимь – всходы зерновых, посеянных осенью (зимовавших под снегом) тягота – тяжесть, груз потеха - забава, веселье |
Работают в группах, прочитывают слова, ставят ударение, ищут значение слов. Представление результатов работы группы. |
Умеют работать в группе, умение работать с толковым словарем |
Практичесая работа |
8. Вторичное восприятие текста |
Групповая, практический Прием «Море вопросов» |
- Есть у вас желание перечитать стихотворение самим? Продолжаем работу в группах. Каждая группа будет читать стихотворение по смысловым частям, и отвечать на предложенные вам вопросы, целое «море» вопросов, которые помогут вам озаглавить каждую часть и составить нам план текста, а также понять главный замысел автора в этом произведении. Время работы – 5 минут. План: 1. Где у них совесть? 2. Зайцы на островке. 3. Зайчишка на пне. 4. Зайчиха в кустах. 5. Зайцы на бревне. 6. В деревне. 7. На берегу.
|
Работа в группах по карточкам 2: чтение смысловых частей текста и ответы на вопросы. Озаглавливание. Анализ стихотворения в группах. (выразительное чтение смысловых частей по плану, ответы на вопросы) 1 пункта плана. Чтение первого пункта плана (до слов «…я раз за дровами… »). - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? -О чем он переживает? (Дети читают и говорят, что Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят, бьют баграми.) В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? Как нужно читать эти слова? (Где у них совесть) Каким увидели дедушку Мазая? (обостренное чувство совести и ответственности за слабых, беззащитных) Как озаглавите. 2 пункт плана. Чтение второго пункта плана (до слов «Эток гуторя…»). - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной, он их собирал.) – Как Мазай называет зайцев? (Бедные зверьки. Команда косая.) О чем говорят эти слова? – Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам. (добрый) Озаглавьте эту часть. 3 пункт плана. Чтение третьего пункта плана (до слов: «Только что начал работать веслом…») Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка) - С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? (Со столбиком) - Почему Мазай назвал зайца «горемыка»? Озаглавьте эту часть. 4 пункт плана. Чтение четвертого пункта плана ( до слов: «Мимо бревно суковатое плыло…») На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (Купчиха) - Жалко ли вам ее? Почему? Озаглавьте эту часть. 5 пункт плана. Чтение пятого пункта плана (до слов: «Было потехи…») - Как размещались зайцы на бревне? Сколько их было? (Зайцев с десяток спасалось на нем) Какие чувства испытывал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас) Как спас Мазай десяток этих зайцев? (зацепил багром сучок и спас десяток зайчат) А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая? (ловят и топят и бьют их баграми) Озаглавьте эту часть. 6 пункт плана. Чтение шестого пункта плана (до слов «Мы за деревней…») - Только ли ради потехи «прокатил» он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов) - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова? Озаглавьте эту часть. 7 пункт плана. Чтение седьмого пункта плана (до конца текста) - Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег. (беспокойство зайцев, которые увидели берег-темп чтения быстрый, живой) - Как он называет зайцев в этот момент? (Плуты косые) - Как надо читать эти строки? (читать надо быстрее, чем все остальные строки) - Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему? («с Богом!») Как понимаете? Озаглавьте эту часть. |
Умеют работать в группе, слушать мнение других учащихся, высказывать собственное мнение, выделять главное и определять заголовок части |
Практическая работа |
9. Закрепление изученного материала |
Распределение иллюстраций в соответствии с планом.
|
Учитель предлагает расположить карточки в соответствии с планом стихотворения. - Мы составили картинный план к этому произведению. - Назовите жанр произведения. - А к какому типу текста отнесем данное стихотворение? Почему? - Почему так озаглавлено? - Придумайте другой заголовок. (Случай весной) - От чьего лица ведется рассказ? (От лица рассказчика - охотника) Обратите внимание на особенность стиля, великое мастерство поэта, сумевшего сохранить народную речь и её эмоциональность. Так вот дома вам и предстоит научиться читать выразительно это стихотворение. |
Раскладывают иллюстрации по плану текста.
Участвуют в диалоге с учителем. Высказывают свое мнение |
Определяют позицию героя, автора и свою собственную |
Практическая работа, наблюдение |
10. Домашнее задание |
Дифференцированное задание |
Домашнее задание даю на выбор: - выразительное чтение стихотворения с.170-172; - выучить отрывок наизусть и нарисовать к нему рисунок; - написать сочинение на тему «Мы спасены!» |
Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают учебное задание с уровнем своего развития
|
Наблюдение |
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная, словесный. Объяснение учителя |
Организует рефлексию учебной деятельности - Каким вы увидели дедушку Мазая? - Что удивительного узнали об этом человеке? (удивительный охотник, добрый, нежный, отличается душевной щедростью) - Какое отношение к животным пробуждает автор? - Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей. - Как бы вы поступили на месте главного героя? - А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте? - Как автор относится к дедушке Мазаю? (Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он то же любит животных). - А как вы относитесь к главному герою? Напишите в тетрадях: - Что нового я сегодня узнал на уроке? - Какой важный вывод я для себя сегодня на уроке сделал? Прочитайте свои выводы. Спасибо за урок! |
Участвуют в диалоге с учителем. Высказывают свое мнение, делают итоговые записи в тетрадях |
Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Выводы в тетрадях |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.