лучшедома
Конструкт урока литературного чтения в 3Б классе МБОУ ПГО «ОСОШ» Тема урока: Повествовательное произведение в стихах. Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»

Конструкт урока литературного чтения в 3Б классе МБОУ ПГО «ОСОШ» Тема урока: Повествовательное произведение в стихах. Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»

Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
15.01.2020
На данном уроке использовалась групповая форма работы по работе с текстом, современные образовательные методы и приемы: антиципации, море вопросов, работа со словарями, работа с иллюстрациями, осуществление метапредметных связей.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок чтения в 3классе.docx

Конструкт урока литературного чтения в 3Б классе МБОУ ПГО «ОСОШ» 17.12.2019г.

Тема урока: Повествовательное произведение в стихах. Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические цели

Создать условия для ознакомления учащихся с новым произведением; обучение анализу прочитанного; способствовать развитию устной речи, наблюдательности, умения слушать художественное слово, обогащению словаря обучающихся; создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению; бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками

Планируемые результаты

(предметные)

Познакомятся с миром поэзии XIX века, новым произведением Некрасова Н.А.;

Научатся выделять структуру, тему текста, специфику его литературной формы (жанра), события, составляющие основу художественного произведения;

пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника);

находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение);

высказывать позицию читателя путём включения в эмоционально-творческую деятельность;

выразительно читать стихотворение

Личностные результаты

Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока, варианты устранения причин неудач на уроке

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7-8 предложений по теме; диалог в паре или группе, задавать вопросы

Основное содержание темы, понятия и термины

Знакомство с новым произведением Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», половодье

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 1 часть с. 170-172, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода», портрет Н.А. Некрасова

 

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.                 Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная, словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Я есть любовь.

Я есть добро.

Я есть сила.

Я есть человек.

Всё зависит от меня.

Всё в моих руках.

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Наблюдение

2.                 Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальная, словесный. Беседа

Организует проверку домашнего задания,  устанавливает правильность и осознанность его выполнения

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Посмотрите на выставке рисунков, каким вы увидели Мороза-Воеводу.

- Прочтите выразительно стихотворение так, чтобы ваши друзья поверили в чудо зимней сказки?

- Оцените работу ребят по известным нам критериям.

- Чему учит Некрасов нас в своих стихотворениях?

- Как он относится к природе?

Действительно Некрасов очень много своих стихотворений посвящал любви к природе, родному краю.

На предыдущем уроке мы познакомились с произведением Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение.

 

 

 

Оценивают чтение учащихся.

 

Говорят о том, что природа красива в любое время года.

Любит свой родной край, восхищается красотой природы.

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий, оценивают выразительное чтение стихотворения наизусть

Ответы на вопросы учителя, выразительное чтение стихотворения наизусть

3.                 Мотивация учащихся. Постановка учебной задачи

Фронтальная, словесный.

 

 

 

 

Вступительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Антиципация»

 

Мотивирует учащихся на определение темы и задач урока

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Некрасова.

- Какие учебные задачи поставите сегодня на урок?

 

 

 

 

История создания стихотворения очень интересная.

- Николай Некрасов  любил каждое лето приезжать отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться в  деревню Малые Вежи. Там жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем. Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу.  Деревня, где жил дед Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. И вот однажды, когда поэт и его старый  друг Мазай были на охоте совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дед Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Н.Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение …

Перед вами книга с этим произведением.

- Определите название произведения и автора по обложке.

- Можете еще до чтения по названию определить, о чем будет текст? (Запись всех предположений детей на слайд)

- А теперь открою иллюстрацию, продолжаем предполагать. Что еще можете добавить?

Формулируют тему и учебные задачи урока:

-совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения;

-анализировать содержание прочитанного;

- дать характеристику главному герою;

 -определить главную мысль стихотворения.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предугадывают, о чем пойдет речь в стихотворении.

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

 

Воспринимают звучащую речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

Наблюдение

4.                 Актуализация знаний

 

Работа со словом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрацией

 

Актуализирует знания учащихся о весеннем половодье

- В какое время года могут происходить события?

- Что происходит с реками весной?

 

- Кто знает, как называется такое явление? (вывешивается карточка со словом на доску)

-Чем опасно половодье?

 

 

- Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении, давайте познакомимся с репродукцией картины художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Левитан очень красиво изобразил это явление, посмотрите: все находится в плену весеннего половодья, вода затопила лес, поля и дома в деревне.

- В каких тонах написана картина?

Картина написана в холодных тонах – много синего, голубого и белого цветов. Именно эти цвета присущи весне.

Отвечают на вопросы учителя.

 

-Весной.

 

-Во время весеннего таяния снегов река переполняется и выходит из берегов.

- Полая вода, половодье.

Слово прочитывают вслух, повторяют значение слова

Вода заливает луга, поля, леса, гибнут животные. Затопляет дома в деревнях.

Работают с иллюстрацией, отвечают на вопросы учителя.

Анализируют репродукцию картины

 

 

Работают со словом

 

Беседа по вопросам

5.                 Работа с текстом.

Первичное восприятие текста.

Фронтальная, слушание аудиозаписи

Организует первичное восприятие текста

- Ребята, сейчас мы прослушаем это стихотворение в исполнении актера. Во время прослушивания понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос:

- Что вам больше всего понравилось, удивило?

После прослушивания вопросы:

- Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?

Какое доброе дело сделал дедушка Мазай?

- Какой момент вам понравился?

- Каким вы себе представили Мазая?

- Давайте оценим, какие наши предположения были правильными.

Слушают стихотворение в исполнении актера

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Воспринимают на слух звучащую речь

Умение высказывать собственное суждение

Наблюдение, беседа по вопросам

6.                 Физкультминутка

Коллективная, практический

Проводит физкультминутку

- Всех ли зайцев спас Мазай?

- Вы бы хотели ему помочь?

- Тогда отправляемся на реку!

Мы гребем и плывем,

Всё плывем и плывем.

Хоть работа нелегка,

Доплывем до островка.

Пот с лица вот так сотрем

И зайчишек всех спасем!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

7.                 Словарная работа

Групповая, практический. Словарная работа

Организует работу по группам

- Так как стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять содержание текста, давайте выполним словарную работу.

- Значения некоторых слов вы можете объяснить сами, найти в словаре учебника, других - в Толковом словаре.

Работать будете в группах, каждой группе дана карточка №1. На это задание дается 2 минуты, отвечать будет один из вас под номером, который я вызову.

Слова:

Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;

Силки – небольшая сетка.

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см.

Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам (2м 13 см).

Дичь -  дикие животные как объект охоты.

гинут — гибнут;

 гуторить — говорить;

горемыка испытывающий неудачу, горе;

гурьбой – толпой, группой людей; ватагою; 

лопочут – говорят быстро, много, неясно

озимь – всходы зерновых, посеянных осенью (зимовавших под снегом)

тягота – тяжесть, груз

потеха - забава, веселье

Работают в группах, прочитывают слова, ставят ударение, ищут значение слов.

 Представление результатов работы группы.

Умеют работать в группе, умение работать с толковым словарем

Практичесая работа

8.                 Вторичное восприятие текста

Групповая, практический

Прием «Море вопросов»

- Есть у вас желание перечитать стихотворение самим?

Продолжаем работу в группах. Каждая группа будет читать стихотворение по смысловым частям, и отвечать на предложенные вам вопросы, целое «море» вопросов, которые помогут вам озаглавить каждую часть и составить нам план текста, а также понять главный замысел автора в этом произведении. Время работы – 5 минут.

План:

1. Где у них совесть?

2. Зайцы на островке.

3. Зайчишка на пне.

4. Зайчиха в кустах.

5. Зайцы на бревне.

6. В деревне.

7. На берегу.

 

Работа в группах по карточкам 2: чтение смысловых частей текста и ответы на вопросы.

Озаглавливание.

Анализ стихотворения в группах.

(выразительное чтение смысловых частей по плану, ответы на вопросы)

1 пункта плана. Чтение первого пункта плана (до слов «…я раз за дровами… »).

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?

-О чем он переживает? (Дети читают и говорят, что Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят, бьют баграми.)

В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? Как нужно читать эти слова?

(Где у них совесть)

Каким увидели дедушку Мазая? (обостренное чувство совести и ответственности за слабых, беззащитных)

Как озаглавите.

2 пункт плана. Чтение второго пункта плана (до слов «Эток гуторя…»).

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

(Дров с реки нагоняет много в половодье, весной, он их собирал.)

– Как Мазай называет зайцев? (Бедные зверьки. Команда косая.)

О чем говорят эти слова?

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам.

(добрый)

Озаглавьте эту часть.

3 пункт плана.

Чтение третьего пункта плана (до слов: «Только что начал работать веслом…»)

Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка)

С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?

(Со столбиком)

- Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?

Озаглавьте эту часть.

4 пункт плана. Чтение четвертого пункта плана ( до слов: «Мимо бревно суковатое плыло…»)

На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (Купчиха)

Жалко ли вам ее? Почему?

Озаглавьте эту часть.

5 пункт плана. Чтение пятого пункта плана (до слов: «Было потехи…»)

Как размещались зайцы на бревне? Сколько их было?

(Зайцев с десяток спасалось на нем)

Какие чувства испытывал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

(Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас)

Как спас Мазай десяток этих зайцев?

(зацепил багром сучок и спас десяток зайчат)

А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая?

(ловят и топят и бьют их баграми)

Озаглавьте эту часть.

6 пункт плана. Чтение шестого пункта плана (до слов «Мы за деревней…»)

- Только ли ради потехи «прокатил» он деревней зайчишек?

(Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов)

Как отнеслись односельчане к находке Мазая?

Как прочитать эти слова?

Озаглавьте эту часть.

7 пункт плана. Чтение седьмого пункта плана (до конца текста)

- Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег.

(беспокойство зайцев, которые увидели берег-темп чтения быстрый, живой)

Как он называет зайцев в этот момент? (Плуты косые)

- Как надо читать эти строки? (читать надо быстрее, чем все остальные строки)

- Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему? («с Богом!»)

Как понимаете?

Озаглавьте эту часть.

Умеют работать в группе, слушать мнение других учащихся, высказывать собственное мнение, выделять главное и определять заголовок части

Практическая работа

9.                 Закрепление изученного материала

Распределение иллюстраций в соответствии с планом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает расположить карточки в соответствии с планом стихотворения.

- Мы составили картинный план к этому произведению.

- Назовите жанр произведения.

- А к какому типу текста отнесем данное стихотворение? Почему?

- Почему так озаглавлено?

- Придумайте другой заголовок. (Случай весной)

- От чьего лица ведется рассказ?  (От лица рассказчика - охотника)

Обратите внимание на особенность стиля, великое мастерство поэта, сумевшего сохранить народную речь и её эмоциональность. Так вот дома вам и предстоит научиться читать выразительно это стихотворение.

Раскладывают иллюстрации по плану текста.

 

 

 

 

Участвуют в диалоге с учителем. Высказывают свое мнение

Определяют позицию героя, автора и свою собственную

Практическая работа, наблюдение

10.            Домашнее задание

Дифференцированное задание

Домашнее задание даю на выбор:

- выразительное чтение стихотворения с.170-172;

- выучить отрывок наизусть и нарисовать к нему рисунок;

- написать сочинение на тему «Мы спасены!»

Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание с уровнем своего развития

 

Наблюдение

11.            Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная, словесный. Объяснение учителя

Организует рефлексию учебной деятельности

- Каким вы увидели дедушку Мазая?

- Что удивительного узнали об этом человеке? (удивительный охотник, добрый, нежный, отличается душевной щедростью)

- Какое отношение к животным пробуждает автор?

- Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.

- Как бы вы поступили на месте главного героя?

- А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте?

- Как автор относится к дедушке Мазаю? (Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески.  Как и Мазай, он то же любит животных).

- А как вы относитесь к главному герою?

 Напишите в тетрадях:

- Что нового я сегодня узнал на уроке?

- Какой важный вывод я для себя сегодня на уроке сделал?

Прочитайте свои выводы.

Спасибо за урок!

Участвуют в диалоге с учителем. Высказывают свое мнение, делают итоговые записи в тетрадях

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Выводы в тетрадях

 

 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)