Конструкт урока окружающего мира №4
Тема урока: Где обитают насекомые?
УМК: Школа России
Цель: формирование представлений у обучающихся о местах обитания насекомых в процессе проведения исследования.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса и бережного отношения к природе;, смыслообразование;
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение определять тему, цель предстоящей деятельности, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение извлекать информацию, представленную в разных видах (таблица, схема, текст).
Предметные: обучающиеся знают строение насекомых и их места обитания, умеют группировать виды насекомых, знают среду обитания насекомых, знают правила поведения с насекомыми.
Задачи:
Воспитательные: формировать социально значимые мотивы учебной деятельности, смыслообразование;
Коррекционно-развивающие: развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение осуществлять коррекцию своих учебных действий для преодоления ошибок, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение извлекать информацию представленную в разных видах (таблица, схема, текст). Формировать умение ориентироваться на плоскости (тетрадь, учебник), в системе собственного тела и пространства.
Образовательные: актуализировать знания о строении насекомых и их местах обитания, научить группировать виды насекомых, познакомить со средой обитания насекомых, актуализировать правила поведения с насекомыми.
Принципы воспитания
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
Развивающего и воспитывающего обучения
Доступности
Научности
Методы воспитания
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
Методы формирования социального опыта детей: ситуация свободного выбора, упражнение.
Методы обучения
По источнику получения новых знаний: объяснение, наглядные, демонстрация.
Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
объяснительно –иллюстративный;
репродуктивный;
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: творческое задание
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства:
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Где обитают насекомые?», тема, цель.
Индивидуальные: рабочие листы «Среда обитания насекомых», карточки с ситуациями.
Тип урока: Открытие нового знания
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный (2 мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5 мин)
3. Решение проблемы (10 мин)
4. Первичное закрепление (10 мин)
5. Организация самостоятельной работы (10 мин)
6. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
Итог: 40 минут.
Использованная литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 03.02.2015 № 35847)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). – Текст: непосредственный.
5. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (Приказ № 101 от 31 мая 2023 г.). – Текст: непосредственный. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч1 / А.А. Плешаков. – 3 изд. – М: Просвещение, 2012. – 143 с. – Текст: непосредственный.
Эскиз доски
Тема: Где обитают насекомые Цель: Познакомиться с местами обитания разных насекомых. |
Дата Классная работа.
|
|
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности
|
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
1. Организационно-мотивационный этап |
Привлечь внимание обучающихся к уроку; проверить готовность к уроку; создать положительно-эмоциональный настрой, мотивацию и готовность к принятию целей и результату урока |
Методы обучения Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
-Проверяем готовность к уроку. На парте у вас лежит: дневник, письменные принадлежности, учебник.
-Для того, чтобы настроиться на урок, предлагаю выполнить упражнение «Пистолетики». Показываю зеркально -На правой руке средний и указательный палец, а на левой руке безымянный и мизинец. А теперь поменяли их местами. Еще раз. И еще раз. -Теперь смотрю, кто сможет сделать еще быстрее. Замечательно, встряхните руки.
-Сейчас тихо-тихо садимся на свои места и проверяем посадку. Сидим мы как ученики второго класса.
-Сегодня мы с вами продолжим изучать таинственный мир, а какой – узнаем чуть позже. |
Приветствуют учителя.
Выполняют упражнение «Пистолетики».
Корректируют посадку. |
Ф И |
___________ |
ОК СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию |
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы |
Актуализировать знания и опыт необходимый для изучения темы. Сформулировать тему и цель урока.
|
Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: упражнение. Методы обучения По источнику получения новых знаний: объяснение. Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности репродуктивный; |
-Для того, чтобы узнать, о ком мы сегодня будем продолжать говорить, предлагаю вспомнить, какие животные у нас существуют в мире?
-Действительно, животный мир огромен и многообразен. -Для того, чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю обратить внимание на слайд.
-Как вы видите, тема составлена частично, предлагаю вместе её сформулировать постепенно. -Первым делом найдем слово после «Где», кто уже догадался, что это за слово? -Совершенно верно, это слово «обитают». -Далее, что нам предстоит? Верно, разгадать ребус. -Мы с вами помним, что если запятые стоят после слова, то мы эти буквы убираем. -Первая картинка, что это? Верно, насос. -Вижу 2 запятые, убираю 2 буквы. Остается…? «Нас.» -Теперь проговаривая вслух, дополним слово. Ученик проговаривает последовательность составления слова вместе с учителем.
-Какое слово у нас получилось? -Поднимите руку, кто согласен с … . -Прочитай пожалуйста тему целиком. -Спасибо.
-Для того, чтобы нам продуктивно провести урок, нам нужна цель. …, что не так в нашей цели? Верно, у нее пропущены слова. -…, прочитай вслух, как будет звучать цель нашего урока. Спасибо |
Слушают учителя.
Высказывают свое мнение.
Смотрят на доску.
-Обитают.
-Разгадать ребус.
-Насос. -Нас… .
-Насе… .
-Мышь. Вижу 2 запятые, убираю 2 буквы. Получаю, «…мы…». -Насекомые.
-Где обитают насекомые.
-Пропущены слова.
-Познакомиться с местами обитания разных насекомых. |
Ф И |
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Где обитают насекомые?», доска |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса, смыслообразование; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение определять тему, цель предстоящей деятельности; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение извлекать информацию, представленную в разных видах (иллюстрации, текст).
|
3. Решение проблемы |
Изучить материал по новой теме Коррекционно-развивающая: формировать умение ориентироваться на плоскости (тетрадь, учебник), в системе собственного тела и пространства. |
Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы формирования социального опыта детей: упражнение. Методы обучения По источнику получения новых знаний: объяснение, наглядные. Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
-Для того, чтобы вспомнить, какие отличительные особенности есть у насекомых, предлагаю обратить внимание на слайд.
-У вас точно такая же схема представлена на рабочих листах в задании 1. Придвиньте к себе рабочие листы. -…, прочитай первое задание. -Повтори своими словами, что нужно нам сделать? Верно, мы с вами вместе вспомним строение тела насекомого.
-Отлично, мы смогли выполнить это задание.
-Для того, чтобы нам с вами узнать места обитания насекомых, найдем задание 2.
-Прочитай вслух, что нам нужно сделать, а остальные внимательно следят. -Итак, в задании необходимо внимательно прочитать текст. -Читаем по цепочке до точки.
-Текст прочитали, теперь что нам нужно сделать? Верно заполнить схему.
-Мы с вами заполнили схему и стали еще на шаг ближе к цели.
-А перед тем, как мы продолжим изучать среды обитания насекомых, предлагаю вам встать и немного отдохнуть. |
Изучают слайд и задание на рабочем листе.
- Дополни схему названиями частей тела, пользуясь словами для справок.
Находят задание 2.
-Прочитать текст.
-Дополнить схему, пользуясь текстом. |
Ф И |
Индивидуальные: рабочий лист |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса, смыслообразование; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение извлекать информацию, представленную в разных видах (таблица, схема, текст). Предметные: обучающиеся знают строение насекомых и их места обитания, умеют группировать виды насекомых.
|
Физминутка |
Снять мышечное и эмоциональное напряжение |
Методы обучения Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
-Встали так, чтобы никому не мешать.
-На счет 1 – поднимаем правую руку, на 2 – левую ногу, на 3 – опускаем руку, на 4 – опускаем ногу. -Внимательно слушайте, что я скажу. -Кому не понятно, что мы будем делать? Выполняю вместе с обучающимися, в том числе с запутыванием
-Отлично справились, вы были очень внимательны. Садимся на свои места, сразу проверяем посадку. Молодцы. |
Встают со своих мест и слушают учителя.
Выполняют физминутку.
|
Ф И |
____________ |
ОК СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
4. Первичное закрепление |
Учить применять новые знания и способы деятельности в незнакомых ситуациях (знакомых ситуациях); отрабатывать умения действовать в соответствии с правилом (алгоритмом, планом); |
Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: ситуация свободного выбора, упражнение. Методы обучения Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности репродуктивный; |
-А для того, чтобы нам с вами закрепить знания о среде обитания насекомых, я предлагаю помочь нашим исследователям решить задачу.
Читаю текст
-Обратите внимание, что нам дано? Верно таблица.
-…, прочитай первый вопрос, остальные внимательно следят.
-Можем решить задачу сразу? Каким действием? -Какое будет решение? Правильно. -Ответ с пояснением запишите самостоятельно и покажите готовность.
-Обратите внимание, есть у нас еще вопросы в этом задании? -…, прочитай его. -Значит нам нужно вернуться к тексту и посмотреть среды обитания. Кто нашел среды обитания, впишите их строчкой ниже после вопроса и покажите готовность.
-Ребята, мы с вами ранее уже записали места обитания насекомых, а среда, в которой они могут жить это – тропики, горная местность и пещеры.
|
Изучают 3 задание.
Слушают внимательно.
-Таблица.
Читает вопрос задачи.
-Да. Вычитанием.
-31-15=16 (в.) Записывают ответ.
-Да.
-Какие среды обитания упоминаются в тексте. |
Ф И |
Индивидуальные: рабочие листы «Среда обитания насекомых» |
ОК СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение извлекать информацию, представленную в разных видах (таблица, текст). Предметные: обучающиеся знают среду обитания насекомых.
|
5. Организация самостоятельной работы |
Выявить качество и уровень усвоения обучающимися знаний и способов действий обучающихся; Коррекционно-развивающая: формировать умение ориентироваться на плоскости (тетрадь, учебник), в системе собственного тела и пространства. |
Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы формирования социального опыта детей: ситуация свободного выбора. Методы обучения Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности репродуктивный; Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: творческое задание |
-Для того, чтобы проверить, как вы знаете правила поведения с насекомыми, предлагаю поработать в парах. -Обратите внимание на слайд. -…, что здесь представлено? Верно, правила работы в парах. -Соблюдая эти правила, работа будет намного продуктивнее. -Обратите внимание на вопросы, на которые вам нужно дать ответ. -Внимательно читайте задание, если будут вопросы – поднимите руку, я подойду и помогу. -Время на работу 5 минут.
-Время вышло, предлагаю послушать пары и их ситуации. -Напоминаю, что вам нужно дать ответ на все вопросы.
По каждой паре аналогичные вопросы
-Я благодарю каждую пару за работу. За содержательные и правильные ответы. Надеюсь, что вы эти правила не забудете и будете помнить, когда соберетесь пойти в поход. |
Слушают учителя.
-Правила работы в парах.
Изучают вопросы, на которые нужно дать ответ.
Пары выступают со своими ситуациями.
Слушают учителя. |
Ф П |
Индивидуальные: карточки с ситуациями. |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют смыслообразование; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение извлекать информацию, представленную в разных видах (таблица, схема, текст). Предметные: обучающиеся знают правила поведения с насекомыми.
|
6. Рефлексия учебной деятельности |
Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками. |
Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: ситуация свободного выбора. Методы обучения По источнику получения новых знаний: демонстрация. Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
-Наш урок подходит к концу. -Предлагаю вспомнить тему нашего урока. Как она звучала? Верно, молодец. -Как звучала цель нашего урока?
-С какими местами обитания мы с вами познакомились? Все верно, спасибо. -Смогли мы достичь цели? Верно, я с вами согласен.
-Для того, чтобы оценить нашу деятельность на уроке, предлагаю воспользоваться специальными карточками. Придвиньте их к себе. -Если вы считаете, что у вас всё получалось на уроке и у вас хорошее настроение – покажите веселую пчелу. -Если же у вас были затруднения и настроение не очень хорошее – покажите грустную пчелу. -Я рад, что большинство из вас показало веселую пчелу. Те, у кого были затруднения на уроке – не расстраивайтесь, мы всего лишь учимся. Я верю, что у вас всё получится. -Благодарю … за активность на уроке, … за внимательность, … за скорость работы. И каждого из вас благодарю за хорошую работу в парах. -На этом наш урок окончен. До свидания. |
-Где обитают насекомые. -Познакомиться с местами обитания разных насекомых . Отвечают на вопросы учителя.
Рефлексируют.
Слушают учителя.
Прощаются с учителем. |
Ф И |
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Где
обитают насекомые?». |
ОК СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.