Конструкт урока окружающего мира №5
Тема урока: Режим дня первоклассника. Правила личной гигиены.
УМК: Школа России
Цель: формирование представлений у обучающихся о правильном режиме дня и правилах личной гигиены в процессе практической работы.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса и бережного отношения к собственному здоровью; смыслообразование;
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение определять тему, цель предстоящей деятельности, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение признавать существование другого мнения и стремиться к сотрудничеству; умение извлекать информацию, представленную в разных видах (видео, текст), умение делать выводы в соответствии с учебной задачей.
Предметные: обучающиеся знают, что такое режим дня, знают о правильном распорядке дня, знают правила личной гигиены, умеют применять знания распорядка дня и личной гигиены для решения ситуационных задач.
Задачи:
Воспитательные: формировать социально значимые мотивы учебной деятельности, смыслообразование;
Коррекционно-развивающие: развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение осуществлять коррекцию своих учебных действий для преодоления ошибок, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение признавать существование другого мнения и стремиться к сотрудничеству; умение извлекать информацию, представленную в разных видах (видео, текст), умение делать выводы в соответствии с учебной задачей. Формировать умение ориентироваться на плоскости (тетрадь, учебник), в системе собственного тела и пространства.
Образовательные: актуализировать знания о режиме дня, о правильном распорядке дня, актуализировать правила личной гигиены, научить применять знания распорядка дня и личной гигиены для решения ситуационных задач.
Принципы воспитания
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
Развивающего и воспитывающего обучения
Доступности
Научности
Методы воспитания
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
Методы формирования социального опыта детей: ситуация свободного выбора, упражнение.
Методы обучения
По источнику получения новых знаний: объяснение, наглядные, демонстрация.
Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Объяснительно–иллюстративный;
Репродуктивный;
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: творческое задание
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства:
Демонстрационные: доска, видеоролик «Распорядок», «Личная гигиена», тема, цель, вопросы к видеороликам, памятка 2 «В» класса.
Индивидуальные: памятка «Распорядок дня и личная гигиена», ситуационные задачи, лист распределения ролей.
Тип урока: Открытие нового знания
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный (2 мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5 мин)
3. Решение проблемы (10 мин)
4. Первичное закрепление (10 мин)
5. Организация самостоятельной работы (10 мин)
6. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
Итог: 40 минут.
Использованная литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 03.02.2015 № 35847)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). – Текст: непосредственный.
5. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (Приказ № 101 от 31 мая 2023 г.). – Текст: непосредственный. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч1 / А.А. Плешаков. – 3 изд. – М: Просвещение, 2012. – 143 с. – Текст: непосредственный.
Эскиз доски
Тема: Цель: |
Дата Классная работа.
|
|
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности
|
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
1. Организационно-мотивационный этап |
Привлечь внимание обучающихся к уроку; проверить готовность к уроку; создать положительно-эмоциональный настрой, мотивацию и готовность к принятию целей и результату урока |
Методы обучения Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
-Здравствуйте, ребята. Проверим готовность к уроку, на парте у вас лежит пенал, цветные карандаши. -Для того, чтобы настроиться на урок, быть внимательными и собранными, предлагаю выполнить упражнение «Ленивая восьмерка». -Сожмите руку в кулак и представим, что мы на большой палец надеваем игрушку, теперь мы делаем плавные движения в виде цифры 8, рисуем цифру в воздухе. Делаем 10 раз.
На левой руке аналогично
-Отлично, молодцы. Теперь тихо садимся на свои места и проверяем свою посадку. Сидим, как настоящие ученики второго класса. -Смотрю на всех. Какие молодцы! |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность.
Выполняют упражнение «Ленивая восьмерка».
Садятся на свои места. Проверяют свою посадку. |
Ф И |
___________ |
ОК СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, |
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы |
Актуализировать знания и опыт необходимый для изучения темы. Сформулировать тему и цель урока.
|
Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы формирования социального опыта детей: ситуация свободного выбора, упражнение. Методы обучения По источнику получения новых знаний: наглядные, демонстрация Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Репродуктивный; |
-Сегодня к нам в гости пришел ученик 2 класса – Саша. И у него к вам просьба, давайте его послушаем. «Здравствуйте, ребята. Сегодня я проспал первый урок, не выучил домашнее задание потому, что очень долго вчера гулял с друзьями, а еще забыл почистить зубы. Мама мне дала сегодня такую подсказку, которую я до сих пор не могу решить. Помогите мне справиться с ней и исправить мою ситуацию»
-Что случилось у Саши? -А для того, чтобы узнать, почему у Саши такие проблемы, предлагаю разгадать загадку, которую ему задала мама.
-Кто уже догадался, какой будет ответ? -Это и будет тема нашего урока. -Ребята, как вы понимаете, что такое режим дня?
-А как вы думаете, у Саши правильный режим дня? -Как вы поняли, что у него неправильный режим дня?
-Совершенно верно, ребята. -Для того, чтобы нам помочь Саше, я предлагаю нам с вами сделать сегодня памятку о режиме дня. -А как вы думаете, что такое режим дня?
-Ученые дают следующее определение режиму дня. «Режим дня – четкий распорядок жизни каждого человека с правильным распределением приемов пищи, сна и других видов деятельности, а также соблюдение правил личной гигиены». -…, скажи своими словами, что такое режим дня? Спасибо.
-Какую цель на урок мы тогда можем поставить? Составить памятку правильного режима дня.
-Но, чтобы нам достичь цели, нам нужен план. -Наши пункты плана перепутаны, предлагаю одному из вас выйти и поставить пункты плана в правильном порядке.
2. Создать памятку по распорядку дня и личной гигиене. 3. Решить ситуации. -По ходу нашего урока, мы будем делать персональную памятку для вашего класса. Пока что, она пустая, но под конец урока, она должна быть заполнена. |
Слушают учителя.
Слушают рассказ Саши.
-Он опоздал на урок и не сделал домашнее задание.
-Режим дня.
Высказывают свое мнение. -Нет.
-Он не сделал вовремя уроки. -Лег спать поздно, поэтому проспал. -Забыл почистить зубы.
Высказывают свое предположение.
Высказывают свои предположения.
Составляю пункты плана в правильном порядке. |
Ф И |
Демонстрационные: доска, тема, цель, памятка 2 «В» класса.
|
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса; смыслообразование; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение определять тему, цель предстоящей деятельности, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Предметные: обучающиеся знают, что такое режим дня.
|
3. Решение проблемы |
Изучить материал по новой теме Коррекционно-развивающая: формировать умение ориентироваться на плоскости (тетрадь, учебник), в системе собственного тела и пространства. |
Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы формирования социального опыта детей: упражнение. Методы обучения По источнику получения новых знаний: объяснение, наглядные, демонстрация. Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Объяснительно–иллюстративный; Репродуктивный; |
-Для того, чтобы нам помочь Саше высыпаться по утрам и не опаздывать в школу. Мы с вами посмотрим видеоролик о распорядке дня. -Затем после просмотра мы с вами ответим на вопрос, для чего нужен распорядок дня.
На доске: Для чего нужен распорядок дня?
-…, что сейчас будем делать?
-…, для чего будем это делать?
Просмотр ролика «Распорядок №1»
-Теперь посмотрите внимательно. У каждого из вас будет вот такая личная памятка. Показываю памятку -На ней сейчас необходимо будет выполнить первое задание после просмотра ролика, а именно: подчеркнуть неверные утверждения. Обратите внимание, в задании несколько неверных утверждений, будьте внимательны. -…, какое задание мы сейчас будем делать? -Что нам в нем нужно будет сделать? -Совершенно верно. Раздаю каждому памятку. -Итак, у вас есть минута на то, чтобы выполнить это задание. Затем мы вместе его проверим.
-Итак, сейчас я буду читать утверждение, а ваша задача, если оно верное, то вам необходимо поднять руку, а если утверждение неверное, то сделать над головой домик. Фронтальная проверка задания. -Итак, …, проговори, что нам нужно делать, чтобы утром высыпаться, а Саше не опаздывать на уроки? -…, а ты как считаешь? -Совершенно верно, молодец! Соблюдая правильный режим сна, мы будем высыпаться и никуда не опаздывать. -Что нам нужно записать на нашей памятке? Здесь надпись: «Чтобы утром не проспать нужно:» Прикрепляю надписи при помощи детей. «Вовремя ложиться спать.» «Не играться ночью.» «Чтобы сохранить иммунитет, нужно соблюдать здоровый сон.» -Мы с вами смогли решить первую задачу? При помощи чего? -Где … пригодятся эти знания? -А … будет применять их в своей жизни? -Спасибо за ваши ответы, мы и вправду смогли выполнить этот пункт плана. |
Слушают учителя.
-Смотреть ролик - Для того, чтобы ответить на вопрос и помочь Саше.
Смотрят видеоролик.
Cлушают инструкцию учителя.
-Задание, где нужно найти неверные утверждения
Выполняют задание.
-Нужно вовремя ложиться спать.
-Считаю, что нужно спать ночью.
Вставляют советы в памятку. |
Ф И |
Демонстрационные: доска, видеоролик «Распорядок», вопросы к видеороликам, памятка 2 «В» класса. Индивидуальные: памятка «Распорядок дня и личная гигиена».
|
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса и бережного отношения к собственному здоровью; смыслообразование; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение извлекать информацию, представленную в разных видах (видео, текст), умение делать выводы в соответствии с учебной задачей. Предметные: обучающиеся знают о правильном распорядке дня, знают правила личной гигиены.
|
4. Первичное закрепление |
Учить применять новые знания и способы деятельности в незнакомых ситуациях (знакомых ситуациях); отрабатывать умения действовать в соответствии с правилом (алгоритмом, планом); |
Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: упражнение. Методы обучения По источнику получения новых знаний: объяснение, наглядные, демонстрация. Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Объяснительно–иллюстративный; Репродуктивный; |
-Для того, чтобы решить второй пункт плана, нам нужно вспомнить о личной гигиене. -…, скажи, какие правила личной гигиены ты знаешь? -А какие правила личной гигиены ты применяешь? -Итак, для того, чтобы Саша запомнил важность применения правил личной гигиены, мы с вами посмотрим еще один ролик. -Во время просмотра, вам нужно будет найти ответ на вопрос «Как можно оставаться здоровым и бодрым?» На доске: Как можно оставаться здоровым и бодрым?
Просмотр ролика «Личная гигиена».
-Итак, поставили палец на 2 второе задание. -…, прочитай вслух, что нам нужно сделать? Спасибо. -Сколько верных утверждений здесь может быть? Правильно, несколько. -Как нужно выполнить задание? Правильно, подчеркнуть верные утверждения. -НА выполнение задания у вас есть 30 секунд. Потом мы проверим с вами вместе. -Итак, сейчас я буду читать утверждение, а ваша задача, если оно верное, то вам необходимо поднять руку, а если утверждение неверное, то сделать над головой домик. Фронтальная проверка задания. -Итак, …, проговори, что нам нужно делать, чтобы утром высыпаться, а Саше забывать о личной гигиене? -Правильно, нужно чистить зубы и уделять этому занятию достаточное количество времени. -Сколько раз в день ты чистишь зубы? А ты? -Спасибо большое за ответы. Мы с вами дополняем нашу памятку.
Обучающиеся выходят и прикрепляют советы в памятку. «Уделять 20 минут в день на чистку зубов.» «Чистить зубы два раза в день.» «Делу - время, потехе – час». -Смогли ли мы выполнить второй пункт плана? Каким образом? -Где нам эти знания пригодятся? Верно. -Самые важные правила личной гигиены мы должны соблюдать не смотря ни на что. |
Слушают учителя.
-Чистить зубы. Мыть руки перед едой. -Чищу зубы, мою руки.
Слушают учителя.
Знакомится с вопросом.
Смотрят ролик.
Знакомятся с заданием на рабочем листе.
-Выбрать верные утверждения. -Несколько.
-Подчеркнуть верные утверждения.
Проверяют вместе с учителем.
-Чистить зубы минимум 20 минут в день. Мыться каждый день.
Высказывают свое мнение.
Заполняют памятку вместе с учителем.
|
Ф |
Демонстрационные: доска, видеоролик «Распорядок», «Личная гигиена», вопросы к видеороликам, памятка 2 «В» класса. Индивидуальные: памятка «Распорядок дня и личная гигиена».
|
СК ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса и бережного отношения к собственному здоровью; смыслообразование; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение извлекать информацию, представленную в разных видах (видео, текст), умение делать выводы в соответствии с учебной задачей. Предметные: обучающиеся знают о правильном распорядке дня, знают правила личной гигиены.
|
5. Организация самостоятельной работы |
Выявить качество и уровень усвоения обучающимися знаний и способов действий обучающихся;Коррекционно-развивающая: формировать умение ориентироваться на плоскости (тетрадь, учебник), в системе собственного тела и пространства. |
Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы формирования социального опыта детей: ситуация свободного выбора, упражнение. Методы обучения По источнику получения новых знаний: объяснение, наглядные, демонстрация. Выработки учебных учений и накопления опыта: упражнение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Репродуктивный; Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: творческое задание |
-Для того, чтобы решить третий пункт плана, и помочь Саше на личном примере научиться правильно составлять распорядок дня, мы с вами решим ситуации. -Для этого, нам необходимо объединиться в группы. -Для более продуктивной работы, я распределил вас следующим образом.
Заранее подготовленный список групп огласил
-Обратите внимание на слайд. У каждой группы есть свой список ролей и ответственных.
-У вас есть 30 секунд для того, чтобы распределить роли. -Если у вас возникло затруднение, прошу поднять руку – я подойду и помогу. (распределяю самостоятельно, при затруднении) Показываю на слайде -У каждой группы дана ситуация и вопросы к ней. Для того, чтобы полноценно ответить на вопросы, нужно внимательно прочитать ситуацию. Раздаю ситуацию каждой группе -На выполнение задания у вас есть 5 минут.
-Итак время вышло. Теперь прошу первую группу представить свою ситуацию. Пока группа представляет свою ситуацию, остальные группы в роли экспертов думают, а чего не хватает или чем можно дополнить ответ. -В соответствии с ролями прошу представить вашу ситуацию. Демонстрирую ситуацию с вопросами на слайде. ТАК ПО КАЖДОЙ ГРУППЕ -Есть что дополнить у наших экспертов? -Если есть, то прошу дополнить. -Спасибо за выступление.
-А теперь вернемся к нашему плану, смогли ли мы решить последний пункт плана? Совершенно верно.
|
Слушают учителя.
Объединяются в группы по инструкции учителя.
Распределяют роли в группе. Задают вопросы при затруднении.
Знакомятся с вопросами на слайде.
Те группы, которые не отвечают, участвуют в экспортном слушании.
Остальные группы дополняют ответ выступающей группы.
-Смогли. |
Ф Г |
Демонстрационные: доска. Индивидуальные: ситуационные задачи, лист распределения ролей.
|
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса, смыслообразование; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение признавать существование другого мнения и стремиться к сотрудничеству; умение извлекать информацию, представленную в разных видах (текст), умение делать выводы в соответствии с учебной задачей. Предметные: обучающиеся умеют применять знания распорядка дня и личной гигиены для решения ситуационных задач.
|
6. Рефлексия учебной деятельности |
Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками. |
Методы обучения Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
-Наш урок подходит к концу. -Какая была тема нашего урока? -Спасибо. Обратите внимание, ребята, мы смогли составить нашу памятку и достичь цели? Я с вами полностью согласен.
-Как вы сможете эту памятку применить?
-Кому о полученных знаниях расскажете? -А самое главное, мы с вами помогли Саше вспомнить всё необходимое, чтобы быть здоровым и успешным учеником.
-Для того, чтобы оценить свою деятельность на уроке, предлагаю выбрать одного из двух мальчиков.
-Здоровый мальчик – если вы будете обращаться к памятке о режиме дня и личной гигиены. -Болеющий мальчик – знания нигде не пригодятся, только если рассказать друзьям. -Какого мальчика ты выбрал? Почему? -Ты считаешь, что у тебя всё получилось на уроке? Я согласен. -Хочу поблагодарить … за внимательность, … за активность, … за полные и правильные ответы. -На этом наш урок окончен. -До свидания. |
Слушают учителя. -Режим дня. -Мы смогли составить памятку и достичь цели.
-Дополнить свой распорядок дня.
-Расскажу родителям. -Расскажу друзьям.
Выбирают мальчика (рефлексия).
-Я выбрал здорового мальчика, так как у меня на урока все получалось и я смогу рассказать о режиме дня друзьям.
Прощаются. |
Ф И |
Демонстрационные: доска, тема, цель. Индивидуальные: памятка «Распорядок дня и личная гигиена».
|
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность познавательного интереса и бережного отношения к собственному здоровью; смыслообразование; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение делать выводы в соответствии с учебной задачей.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.