Конструкт урока русского языка
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36 специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Чащиной Юлии Сергеевны
Дата: 28.04.2021
ОУ: ОЦ «Аксиома»
Класс: 2 а
ФИО учителя класса: Фотеева Елена Николаевна
ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Оценка: 4 (хор.) Подпись__________
Тема: Предлог. Проверь себя.
Тип урока: обобщение и систематизация
Планируемые результаты
· Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать, вносить коррективы в их выполнение, понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом, (осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно), осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей, строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их с помощью педагога, демонстрируют начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме, участвуют в диалоге, общей беседе, приходят к общему решению, учитывают разные мнения и интересы высказывают своё собственное мнение, аргументируют его)
· Предметные: обучающиеся узнают предлоги в устной и письменной речи, правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы), знают и применяют правило о раздельном написании предлогов со словами, умеют редактировать и восстанавливать деформированный текст
Цель: формирование личностных УУД в процессе обобщения и систематизации знаний о предлогах посредством игровой ситуации
Задачи
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.
· Развивающие: формировать у обучающихся личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать, вносить коррективы в их выполнение, понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом, (осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно), осознанно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ, синтез как составление целого из частей, строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их с помощью педагога, демонстрировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (выражать свои мысли и чувства в устной форме, участвовать в диалоге, общей беседе, приходят к общему решению, учитывать разные мнения и интересы высказывать своё собственное мнение, аргументировать его).
· Образовательные: актуализировать знания о предлогах, учить узнавать предлоги в устной и письменной речи, отработать умение находить предлоги в устной и письменной речи, правильно употреблять предлоги, применять правило о раздельном написании предлогов со словами, отработать умение редактировать и восстанавливать деформированный текст
Принципы обучения:
принцип научности;
принцип доступности;
принцип непрерывности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип диалогизации;
принцип наглядности;
принцип деятельности.
Принципы воспитания:
принцип психологической комфортности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Методы обучения и воспитания:
по источнику получения знаний– словесный: беседа, объяснение; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;
по уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый;
метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием;
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;
метод эмоционального стимулирования: поощрение;
метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований;
метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: использования игр и игровых ситуаций.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
Индивидуальное: дневники путешествия, учебник, тетрадь
Демонстрационное: презентация,
План урока:
1.
Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов
действий. Выявление проблем. (10 мин)
3. Комплексное применение и систематизация
знаний. (20 мин)
4. Проверка, коррекция и оценка знаний и
способов деятельности. (9 мин)
5. Рефлексия учебной деятельности (предметные,
метапредметные и личностные результаты). (3 мин)
Использованная литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
3. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч..2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 144 с .: ил. – (Школа России).
Макет доски
|
|
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы. |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формирования УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность; включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, обеспечение развития личностных и регулятивных УУД. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа, - наглядные: демонстрация, Методы развития познавательного интереса: - формирование готовности к восприятию Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа |
Прозвенел звонок – Мы пришли сюда учиться, -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Урок русского языка проведу у вас я. -Присаживайтесь за парты, проверьте готовность к уроку, на парте должны лежать карандаш, учебник, тетрадь и пенал. Вижу, что все готовы к уроку. -А теперь внимательно послушайте одну историю. Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике (на слайд). Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А они важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос. Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: они со словами пишутся раздельно. -Ребята, кто узнал, о чем эта сказка? -Давайте проверим. Предлагаю для этого отправиться в страну Грамматику, закройте глаза. -Открывайте глаза. Что перед нами? |
Личностные: Обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию) |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление места и причины затруднения. Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, необходимые для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, тренировка соответствующих мыслительных операций, обеспечение развития познавательных и коммуникативных УУД. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация, - Методы эмоционального стимулирования: - создание ситуации успеха - поощрение и порицание Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: - поощрение |
-Давайте рассмотрим домик, где живут предлоги (на слайде). Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (дети объясняют значение каждого предлога). - В. Какой
предлог называет положение предмета внутри чего-либо? -Предлоги обрадовались, увидев вас, ребята, все прибежали к нам. Посмотрите, что получилось. -Попробуйте прочитать на слайде. В НА ПОД НАД С ОТ К - Почему не получается? Верно, предложение из одних предлогов. · · -Как вы думаете, что мы можем сегодня научиться делать во время путешествия, чем поможем жителям страны Грамматики? · - Предлагаю сегодня вам заполнять дневник путешествия. Придвиньте к себе листы, которые лежат у вас на парте. Заполняя дневник, работаем в паре, слушаем друг друга, помогаем товарищам. -Итак, открываем дневники путешествия. Посмотрите на 1 задание. Что нужно сделать? -Назвать тему нашего путешествия, вам необходимо из всех РАССЫПАВШИХСЯ букв собрать слово (ПРЕДЛОГИ) П Д Р Е Г О Л - -Составить план путешествия по стране Грамматике. Работая в парах, составляем предложение из слов, которые переставлены на слайде. (1. узнавать в устной потренироваться предлоги и письменной речи 2. употреблять в речи потренироваться правильно предлоги 3. предлоги писать потренироваться со словами; текст восстанавливать и редактировать) - Кто готов прочитать, что делаем сначала? -Верно, сначала мы посетим город Вопросов, здесь нужно потренироваться узнавать предлоги в устной и письменной речи. Поднимите класс, если вы считаете так? -В каком месте окажемся
потом? Лес Ответов. Здесь мы потренируемся правильно употреблять
предлоги в речи -А следующая остановка Речка
Думай. В этом городе |
Личностные: Обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей, строят несложные рассуждения); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме). |
3. Комплексное применение и систематизация знаний. Задача: обеспечить применение знаний в стандартной, частично-измененной ситуации |
Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа, работа с учебником - наглядные: организация наблюдения - практические: упражнения Методы эмоционального стимулирования: - поощрение и порицание Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: -поощрение |
-Ребята, наше путешествие по стране Грамматики начинается. Приготовим руки, выполним пальчиковую гимнастику. Внимательно смотрите и повторяйте за мной. Молоточком я стучу (постукиваем кулачками друг о друга), Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук). Строю я высокий дом (соединить ладони, поднять руки), Буду жить я в доме том (похлопать ладонями) - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Послушайте задание: ребята, сидящие в 1-м ряду, выпишут из дневника предлоги, которые состоят из одной согласной; во 2-м ряду– предлоги с буквой О; В 3-м ряду-предлоги с буквой А. (Дети выбирают предлоги из предложенных в дневнике путешествия.) -Пропишите в следующей строке эти предлоги до конца строки. - Какие предлоги записали? -Мы отправимся в путешествие,
начав с города Вопросов, где сможем потренироваться узнавать предлоги
в устной и письменной речи. Для начала вам нужно составить небольшое
сообщение, ответив на вопросы. Вопросы вы можете найти в дневнике. Если у
кого-то возникнут затруднения, откройте учебники на странице 109. На
выполнение задания вам дается 5 минут. - Какая роль в
предложении? -Кто желает представить свое сообщение? -Ребята, у всех ли получилось также? Если ли у кого-то другие сообщения? -А теперь предлагаю обратиться к дневнику, найдите задание 4. Вам нужно расшифровать запись, записать предложение в тетрадь, найти и обвести в кружок известные нам предлоги. (предложение в дневнике: ПРИГОТОВИЛАЛАРИСАДЛЯБОРИСАСУПИЗРИСА) -Итак, какие предлоги вы нашли? (для, из) - Ребята, вы молодцы, смогли узнавать предлоги в устной и письменной речи. Покажите класс, если у вас не было затруднений. - Мы идем по дороге и идти нам еще долго. Чтобы преодолеть это расстояние, какими нам нужно быть? (выносливыми, сильными). -Выполним гимнастику, встаньте и выйдите из-за парт. Как приятно
в речке плавать! (Плавательные движения.) ·
-Мы перешли через речку по мостику и попадаем в Лес Ответов,
для того чтобы потренироваться правильно употреблять предлоги в речи. · -Первое словосочетание составляет первый вариант, второе – второй вариант, третье – снова первый и четвертое – второй вариант. Запишите получившиеся у вас словосочетания. · · -Какие словосочетания у вас получились? Назовите предлоги, которые употребили. · -Обратите внимание на слайд, сравните, такие же у вас получились словосочетания? Покажите класс, кто согласен. · -На этой остановке мы потренировались правильно употреблять предлоги в речи.
-Ребята, скажите, а как пишутся предлоги с именами существительными? -Вы правы, предлоги с именами существительными пишутся раздельно. - Отлично, мы можем продолжить наше путешествие. Отправляемся дальше и подходим
к речке Думай. (Работа с
дневниками путешествия)
-Запишите
предложения в тетради, используя вопросы на слайде: -Давайте попробуем составить первое предложение вместе. КТО? Дети. ЧТО ДЕЛАЛИ? Собирали. ЧТО? Шишки. ГДЕ? В лесу. (слайд) -На выполнение задания вам дается 3 минуты. -Кто прочитает нам, что получилось? Какие предложения вы составили? (Лена встретила подругу у газетного киоска Медведь приготовил
берлогу в густом лесу)
-Ребята, мы потренировались писать предлоги со словами, редактировать и восстанавливать текст. Поднимите класс, если у вас не было затруднений.
-Для чего в тексте служат предлоги? Что они позволяют делать со словами? (служат для связи слов) -Ребята, скажите, а изменились ли слова при составлении предложений? Какие слова изменились? - Пройдя по тропинке через лес, мы подходим к горе Высокой. Чтобы забраться на эту гору какими нужно быть? (сильными). -Посмотрите, кто нам здесь встретился? (на слайде картинка из учебника). - Прочитайте скороговорку про себя, а теперь прочитаем хором громко. Три-четыре. Горюет норка у горы — Не добраться до норы. На горе у норки норка — Не доступна норке горка. - Найдите слово со значением «хищный пушной зверек с коричневой блестящей шерсткой». А какое значение имеет другое слово, которое также пишется и произносится? (норка) -О каком животном говорится? Что случилось? -Предлагаю помочь норке добраться, для этого спишите скороговорку в тетрадь и обведите в круг предлоги. (либо устно, если мало времени: -Предлагаю помочь норке добраться, для этого давайте прочитаем скороговорку еще раз и назовем предлоги) - Ребята, кто выполнил задание, назовите предлоги, которые вы обвели? Как вы их написали со словами? А почему? (у, до, на) (НЕ – ЭТО НЕ ПРЕДЛОГ, ОБ ЭТОМ ВЫ УЗНАЕТЕ ПОЗЖЕ) -Верно, ребята, предлоги со словами пишутся раздельно. |
Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать, вносить коррективы в их выполнение, понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом, осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей, строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их с помощью педагога, демонстрируют начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме, участвуют в диалоге, общей беседе, приходят к общему решению, учитывают разные мнения и интересы высказывают своё собственное мнение, аргументируют его)
Предметные: обучающиеся узнают предлоги в устной и письменной речи, правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы), знают и применяют правило о раздельном написании предлогов со словами, умеют редактировать и восстанавливать деформированный текст
|
4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. Задача: обеспечить проверку освоения пройденного материала, в том числе на основе познавательных УУД, личностных УУД, регулятивных УУД
|
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные: -беседа, наглядные: -организация наблюдения практические: -упражнения Методы эмоционального стимулирования: - поощрение и порицание Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: - поощрение |
· -Как можем помочь норке? Для этого нам нужно подняться на вершину горы (на слайде иллюстрация). Но путь сложный, чтобы преодолеть его, предлагаю самостоятельно выполнить тест. ·
-Придвиньте
дневники путешествия. Прочитайте вопросы и выберите верное утверждение. ·
А)
Предлоги не служат для связи слов в предложении · -Проверяем себя, на слайде верные ответы. Отметьте галочкой правильные ответы у себя в дневнике. -Пока вы, ребята, проверяли свои ответы, к нам вышла сама царица Грамматика. Порадуйте ее, поднимите руку, кто выполнил тест без ошибок? А кому нужно еще потренироваться, чтобы не допускать ошибок? -Отлично, ребята, вы справились с заданиями. |
Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать, вносить коррективы в их выполнение, понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом, (осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно), осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей, строят несложные рассуждения, устанавливают причинно – следственный связи, демонстрируют начальные формы познавательной рефлексии); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме) Предметные: обучающиеся узнают предлоги в устной и письменной речи, правильно употребляют предлоги в речи, знают и применяют правило о раздельном написании предлогов со словами |
5. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).
Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности, взаимодействия с учителем и сверстниками, способствовать освоению обучающимися принципов саморегуляции деятельности и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления материала: - беседа, повторение Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа Методы самоопределения личности ребенка: - рефлексия и самопознание |
-Ребята, вы с вами вернулись из нашего путешествия обратно в класс. Посмотрите, жители страны - предлоги заняли свои места в домиках, благодаря вам! Царица Грамматика решила вас поблагодарить и предлагает подарок. Если вы сегодня смогли узнавать предлоги в устной и письменной речи, правильно употреблять и писать предлоги со словами, то возьмите подарок желтого цвета, если нужно еще потренироваться, то белого. -Что это за подарок? -Верно, ребята, это правила путешественника. Они помогут вам в ваших путешествиях с родителями. Добрые советы путешественнику:
Если вы путешествуете по городу, то вам следует помнить: -перед экскурсией следует ознакомиться с историей города; - нужно наметить с родителями план экскурсии; -важно подобрать соответствующую одежду, она должна быть удобной для передвижения и соответствовать погоде; -во время экскурсии нужно держаться вместе с родителями и не расходиться; -передвигаться нужно по тротуару, а при переходе дороги нужно соблюдать правила дорожного движения; -при посещении известных, знаменитых мест (музеи, театры) нужно выполнять правила поведения. Если вы путешествуете в лес, к водоему, то вам следует помнить: -во время экскурсии не загрязняй природу, убирай за собой мусор; -не нужно шуметь в лесу, это пугает животных; -на природе мы в гостях, не нужно ловить лесных обитателей; -не стоит собирать и есть неизвестные ягоды и грибы; -не нужно разрушать муравейники и норки; -нужно беречь растения, не ломай ветви, не вырывай растения с корнями. -Какого цвета подарок вы выбрали? А почему? · -Скажите, чем вам запомнился город Вопросов? · -Что такое предлоги? Как пишутся предлоги со словами? · -Для чего служат предлоги? · -Что можно сделать дома, чтобы потренироваться находить или писать предлоги? · -Можно, читая любимую книгу или журнал, найти и обвести в круг предлоги, можно дома еще раз прочитать родителям эти правила путешественника и назвать предлоги, которые встречаются в предложениях. - Хочу поблагодарить вас за активную работу. Желаю вам интересных и познавательных путешествий в мир Грамматики, там вас ждет еще много открытий. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (демонстрируют начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (участвуют в диалоге выражают свои мысли и чувства в устной форме, участвуют в диалоге, общей беседе, высказывают своё собственное мнение)) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.