Конструкт урока русского языка по теме "Ударение. Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным?"
Оценка 4.7

Конструкт урока русского языка по теме "Ударение. Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным?"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—4 кл
23.05.2021
Конструкт урока русского языка по теме "Ударение. Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным?"
русский 17.03..docx

Конструкт урока русского языка

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36 специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Чащиной Юлии Сергеевны

 

Дата:.7.03.2021

ОУ: ОЦ «Аксиома»

Класс:1 в

ФИО учителя класса: Тананыхина Юлия Александровна

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна                                                       Оценка: ____________            Подпись__________                                          

Тема:Ударение. Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным? 

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты

·                    Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

·                    Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать, вносить коррективы в их выполнение, понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом, (осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно), осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей, строят несложные рассуждения, устанавливают причинно – следственный связи, делают выводы, формулируют их с помощью педагога, демонстрируют начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме, участвуют в диалоге, общей беседе, приходят к общему решению, учитывают разные мнения и интересы высказывают своё собственное мнение, аргументируют его)

·                   Предметные: умеют различать ударные и безударные гласные и слоги, определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове, наблюдают над  изменением значения слова в зависимости от ударения (за’мок, замо’к)

Цель: развитие познавательных УУД в процессе изучения темы «Ударение. Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой – безударным»

Задачи

·         Воспитательные:воспитывать у обучающихся чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

·         Развивающие: формироватьу обучающихся личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать, вносить коррективы в их выполнение, понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом, (осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно), осознанно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ, синтез как составление целого из частей, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно – следственный связи, делать выводы, формулировать их с помощью педагога, демонстрировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (выражать свои мысли и чувства в устной форме, участвовать в диалоге, общей беседе, приходят к общему решению, учитывать разные мнения и интересы высказывать своё собственное мнение, аргументировать его).

·         Образовательные: учить различать ударные и безударные гласные и слоги, определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове, наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (за’мок, замо’к)

 

Принципы обучения:

принцип научности;

принцип доступности;

принцип непрерывности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип диалогизации;

принцип наглядности;

принцип деятельности.

Принципы воспитания:

принцип психологической комфортности;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Методы обучения и воспитания:

по источнику получения знаний– словесный: беседа, объяснение; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;

по уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый;

метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием;

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;

метод эмоционального стимулирования: поощрение;

метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований;

метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: использования игр и игровых ситуаций.

Форма организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

Индивидуальное: учебник, тетрадь, пенал, дневник, сигнальные карточки, карточки для выхода на тему урока, карточки для работы со словами, карточки на рефлексию

Демонстрационное: изображение героя, мультимедийная презентация

 

План урока:

1.      Мотивация к учебной деятельности.

2.      Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление места и причины затруднения.

3.      Построение проекта выхода из затруднения.

4.      Реализация построенного проекта.

5.      Первичное закрепление.

6.      Рефлексия учебной деятельности

Использованная литература

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

2.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

3.      Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 2с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8. Стр.  39-40

 

Макет доски

 

 

 

 

 

 


 

Ход урока:

Этапы урока, задачи работы.

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формирования УУД

1.                  Мотивация к учебной деятельности

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность; включить обучающихся в деятельность на

личностно-значимом уровне, обеспечение развития

личностных и регулятивных УУД.

Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа, - наглядные: демонстрация, Методы развития познавательного интереса: - формирование готовности к восприятию Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа

Прозвенел звонок – 
Начинается урок.    

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. В ходе урока мы  будем получать знания и умения,  правильно и красиво писать в тетради, учиться  сотрудничать - работать в паре, полно, точно и понятно отвечать.

-А помогать нам будет гость. Поднимите руку те, кто хотел бы узнать его? Тогда приготовьтесь ответить на вопросы. Не забываем использовать сигнальные карточки. Если согласны с ответом одноклассника, то показываем зеленый сигналик, не согласны – красный.

Личностные:

Обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию)

2.                  Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление места и причины затруднения.

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, необходимые для «открытия нового знания», и

выявление затруднений в индивидуальной

деятельности каждого обучающегося, тренировка

соответствующих мыслительных операций,

обеспечение развития познавательных и

коммуникативных УУД.

Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация, - Методы эмоционального стимулирования: - создание ситуации успеха - поощрение и порицание Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: - поощрение

-Ребята, помогите закончить фразы:

-Наша речь состоит из … (предложений).

-Предложения состоят из … (слов).

- Что такое слог? (слияние гласного и согласного звуков)

- Как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

-Молодцы, вы верно ответили на вопросы. У нас в гостях Ударных Дел Мастер. Он приготовил загадку, послушайте ее и назовите отгадку.

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу только… (У)

-Как вы думаете, какую букву вам предстоит потренироваться писать в тетради?

-Посмотрите на слайд. Правильно мы определили?

- Но писать мы будем не только заглавную и строчную, но и сочетание буквы с элементом.

-Давайте повторим правила при письме.

«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

-Посмотрите, в каком большом и красивом замке живет наш гость (СЛАЙД). Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но на главных воротах висит огромный замок. Подготовим руки к письму и постараемся открыть замок.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

-Пока замок открывается, давайте откроем тетради, запишем дату – 17 марта, классная работа

- Пропишите по образцу в первой строке заглавную букву У до конца строки. Ниже в строке строчная буква, посмотрите на образец, пропишите до конца строки строчную букву у. Посмотрите на сочетания буквы с элементом, пропишите их до конца строки, используя верхнее соединение. Подчеркните карандашом самую аккуратную и красивую, похожую на образец, заглавную и строчную буквы у.

ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ (СЛАЙДЫ)

- Итак, мы знаем имя нашего гостя. Кто его напомнит?

тему урока вы узнаете,выполнив задание: расставьте карточки с буквами по цветам радуги в правильном порядке, для этого над каждым цветным квадратом поставьте номер по порядку, соответствующий его номеру в радуге,закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.Для того, чтобы вспомнить порядок цветов радуги,обратите внимание на слайд. Какого цвета в радуге нет?

Д

Е

Н

И

Р

Е

А

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/04/s_5ca60bc01918f/1131859_8.pngУ

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/04/s_5ca60bc01918f/1131859_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/04/s_5ca60bc01918f/1131859_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/04/s_5ca60bc01918f/1131859_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/04/s_5ca60bc01918f/1131859_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/04/s_5ca60bc01918f/1131859_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/04/s_5ca60bc01918f/1131859_6.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/04/s_5ca60bc01918f/1131859_7.png

- Кто понял, что зашифровано??

- Как будет называться тема урока?

-Верно, тема нашего урока сегодня «Ударение».

- Ребята, как мы можем разделить слово на слоги?(сколько гласных, столько и слогов) Разделите вслух слово ударение на слоги. (у-да-ре-ни-е)  

- Сколько в нём слогов? (5)

-Верно, ребята

-Мы помогли открыть ворота замка. Предлагаю открыть тайну этого замка.

ЗАМОК ЗАМОК (СЛАЙД)

- Давайте попробуем прочитать эти слова.

-Что вы заметили?  Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова?

-Верно, ребята. Слова одинаковые по написанию, но разные по звучанию, называют разные предметы. Для того чтобы не путать эти слова, предлагаю обратиться за помощью к нашему гостю, он поможет открыть тайну, как не путать эти слова. Кто помнит, как его зовут?

-А еще его называют Волшебник – Ударение.

Попробуем открыть тайну, узнать, что такое ударение, для чего оно служит и в каких словах ставится, но для начала составим план работы на уроке.

Личностные:

Обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей, строят несложные рассуждения); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме).

3.                  Построение проекта выхода из затруднения

 

Задача: содействовать усвоению способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению); решить учебную задачу и обсудить

проект ее решения, обеспечить развитие

познавательных, регулятивных и

коммуникативных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.      Реализация построенного проекта

 

 

 

Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа Методы эмоционального стимулирования: - создание ситуации успеха - поощрение и порицание Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: - поощрение

- Что уже знаем? Мы уже знаем, что слоги состоят из звуков, слова - из слогов, верно?

– Что хотим узнать? Что такое ударение, какую роль оно имеет?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?  

-У Волшебника Ударения еще много секретов, которые предстоит узнать.

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль.

2. Будем учиться … (обозначать) ударение в словах.

3. Узнаем, в каких словах ударение … (ставится и не ставится).

-Чтобы открыть секреты, мы должны ответить на поставленные вопросы.

·         Что такое ударение и какую роль играет ударение?

·         Как называется слог, на который падает ударение?

·         Как называются слоги, на которые не ставится ударение?

·         В каких словах ставится ударение

- Ребята, вместе с нашим гостем мы узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

– Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной……)

Личностные:

Обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность сохранять учебную цель и задачу, контролировать, их выполнение, осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно), осуществляют анализ, делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме, участвуют в общей беседе, приходят к общему решению, учитывают разные мнения и интересы высказывают своё собственное мнение, аргументируют его)

 

 

Личностные:

Обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность сохранять учебную цель и задачу, контролировать, их выполнение, осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно), осуществляют анализ, делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме, участвуют в общей беседе, приходят к общему решению, учитывают разные мнения и интересы высказывают своё собственное мнение, аргументируют его)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа Методы эмоционального стимулирования: - создание ситуации успеха - поощрение и порицание Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: - поощрение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Предлагаю ответить на первый вопрос- что такое ударение и какую роль оно играет?

СЛАЙД

-Наш гость решил помочь нам ответить на вопросы.

СЛАЙД

-Давайте снова посмотрим на наши картинки и слова. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?

-Попробуем определить ударение в словах. ЗАМОК, ЗАМОК. Для этого попробуем слова «позвать» к себе, произнося нараспев.(замооооок, заааамок)

 - Какой слог выделяли голосом в первом слове?

 - Во втором слове?

- Какой вывод можем с вами сделать? Что нужно сделать, чтобы понять смысл слова? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)

- Откройте учебники на странице 39.

Как вы думаете, как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

-Прочитайте стихотворение для себя, выделяя в каждом слове ударный слог.

-…, прочитай стихотворение вслух, не забывай о том, что нужно выделять ударные слоги. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)

-Ребята, вы заметили, что в слове мы один слог произносим с особой силой, выделяем его голосом? Ребята, а как вы поняли, что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то, как вы думаете, он называется? (ударным)

– А другие слоги? (безударные)

- Молодцы, какое открытие мы сейчас сделали? Мы поняли, что такое ударение?

-Давайте прочитаем, что написано в учебнике об ударении. Я прочитаю первый абзац правила, а вы внимательно слушайте.  

Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.

-Итак, ребята, как определить, какой слог ударный? Как мы его выделяем?

-Верно, ребята. Волшебник Ударение – главный работник в словах.

-Вернемся к нашим словам замок и замок.

-В слове замооок какой звук тянется дольше? (о). Значит на него падает ударение.

-Произнесем слово по слогам (за-мооок) В каком слоге стоит буква, обозначающая звук О? (во 2)

-Как мы можем назвать слог, на который падает ударение? (ударный).

-Назовите первый слог в слове замооок. Предположите, как можно назвать слог, на котором нет ударения? (безударный)

-Волшебник Ударение дает нам подсказку – план, с помощью которого нам легко будет определить ударный слог. Обратите внимание на слайд, прочитайте план. …, прочитай нам его вслух.

1.      Находим, подчёркиваем гласные.

2.      Делим на слоги.

3.      Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.

4.      Ставим ударение.

5.      Первичное закрепление

Задача: проверить уровень освоения пройденного материала с помощью познавательных УУД, коммуникативных УУД, личностных УУД, регулятивных УУД

 

Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа, работа с учебником - наглядные: организация наблюдения - практические: упражнения Методы эмоционального стимулирования: - поощрение и порицание Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: - поощрение

-Обратите внимание на доску. На слайде представлены слова. Давайте потренируемся ставить ударение и определять безударные слоги, пользуясь подсказкой Волшебника Ударение. Будем произносить слова, выделяя голосом ударение, и записывать слова в тетрадь в столбик.

-Лиса. Давайте поделим его на слоги. (ли-са). Произнесем слово, выделяя ударный слог. Три- четыре. Какой слог является ударным? Значит, какой безударный? Запишите слово в тетрадь, слоги разделяя дефисом,  поставьте ударение.

-Диван. Давайте поделим его на слоги (ди-ван). Произнесем слово, выделяя ударный слог. Три- четыре. Какой слог является ударным? Значит, какой безударный?  Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение.

-Дети. Давайте поделим его на слоги. (де-ти). Произнесем слово, выделяя ударный слог. Три- четыре. Какой слог является ударным? Значит, какой безударный? Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение. 

-Школа. Давайте поделим его на слоги. (шко-ла). Произнесем слово, выделяя ударный слог. Три- четыре. Какой слог является ударным? Значит, какой безударный?  Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение.

- А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение.

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? Может смысл слова поменяться или слово совсем может лишиться смысла?

- Давайте проверим, так ли это.

Работа в парах.

- Я предлагаю вам поработать в парах. Каждой паре я даю карточку, на которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны разделить слова по слогам поставить ударение над словами. Не забывайте про план Волшебника Ударение. Если вы его не запомнили, обратите внимание на доску.

 

Разделите слова по слогам и поставьте ударение в каждом слове

 

Пара, весна, слово, алфавит

 

-Давайте проверим, что у вас получилось. На слайде написаны эти же слова и поставлено ударение. Если у вас получилось также, поднимите свои сигналики.

-Ребята, скажите, какой по счету ударный слог в слове пара? Первый слог. А как вы это поняли? Если в слове ударение падает на первый гласный звук, то ударным будет первый слог.

-Какой ударный слог в слове весна? Какой он по счету? Верно, второй

-А в слове алфавит какой по счету ударный слог? Правильно, третий.

- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место?

-Как вы думаете, где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре). Чтобы узнать, какой вариант правильный, мы можем заглянуть в словарь. Есть специальный словарь – орфоэпический. Предлагаю потренироваться ставить в словах правильное ударение, давайте прочитаем слова из словаря по цепочке,

.

СЛАЙД

Физминутка

- Если в слове первый слог ударный, выполняем наклон влево, если второй слог - наклон вправо, если третий - приседаем:

ВОДАА, СОБААКА, ААДРЕС, ВЕЛОСИПЕЕД, КЛИИЧКА

- Знаете ли вы, ребята, что случилось со словами, которые забыли про ударение? А хотите узнать?

-Послушайте рассказ Волшебника Ударения.

- Произошло это в далекой волшебной стране.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/134/77134240_large_dom7.jpg

Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера, Волшебника Ударения,  и он очень обиделся.

http://total3d.ru/media/2013/11/Der-7bte-Zwerg-2.jpg

Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:

 – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова ему не поверили:

-Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать? Ведь ударение – это же просто черточка.

Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.

-Давайте вместе прочитаем слова, которые получились, когда Волшебник Ударение разозлился. Три- четыре.

- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов,  и попросили прощения у Ударных дел мастера.

- Ребята, вы уже поняли, что очень важно знать, на какой слог падает ударение, а как вы думаете, во всех ли словах нужно ставить ударение или это необязательно?

-Предлагаю ответить на последний вопрос урока.

-Давайте выясним, в каких словах нужно ставить ударение?

-Для чего нам нужно ставить ударение в словах?

- Я предлагаю вам обратить внимание на слайд. На нем вы видите слова: лев, конь лис, уж, ёж, стриж.

-Как вы думаете, нужно ли ставить ударение в этих словах, чтобы понять смысл слов?

-Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник на странице 40 и внизу страницы найдите правило. Прочитайте его про себя. Кто прочитал, глазки на меня. Давайте я еще раз прочитаю правило.

Знак ударения не ставится в односложных словах (шар, лес) и в словах с буквой ё. Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией.

-Итак, правы ли мы были? Нужно ли ставить ударение в этих словах? Можно назвать эти слова односложными? (да). Значит, ударение ставить не нужно. А почему не нужно ставить ударение в слове ёж? (потому что есть буква ё)

-Ребята, Волшебник Ударения очень доволен, что вы разгадали его секреты. А сейчас немного поиграем. Отгадаем загадки.

Хищник полосатый, 
Рыжий и усатый.
На кота похож немножко
И мяукает как кошка. (тигр)

У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто он такой? (слон)

Трав копытами касаясь, 
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (лось)

Через море - океан
Плывёт чудо - великан,
А ус во рту прячет. (кит)

- Можно ли разделить эти слова на слоги? Почему? (на слайде)

- Напомните, когда ударение в словах ставить нужно? А в этих словах ставить нужно? (нет, не нужно)

ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ

Ударение в словах с "ё".

- Волшебник Ударение откроет еще один секрет

(На доске картинки с изображения детёнышей животных.)

- Давайте назовём, кто это, названия запишем в тетрадь.

Тигр - тигрёнок

Слон - слонёнок

Лось - лосёнок

Кит - китёнок

- Что общего у слов второго столбика? (Сколько слогов?)

- Определите ударный слог в каждом слове.

- Какой вывод мы можем сделать? (Буква "ё" всегда ударная.)

- Послушайте стихотворение о букве "Ё".

Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй.
Вот это да!

-Итак, ребята, мы с вами выполнили последний пункт плана? Определили, в каких словах ударение ставить не нужно?

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (способность сохранять учебную цель и задачу, контролировать, вносить коррективы в их выполнение, понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом, (осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД ( решают познавательную задачу (под руководством учителя или самостоятельно), осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей, строят несложные рассуждения, устанавливают причинно – следственный связи, делают выводы, формулируют их с помощью педагога,); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме, участвуют в диалоге, общей беседе, приходят к общему решению, учитывают разные мнения и интересы высказывают своё собственное мнение, аргументируют его)

Предметные:

умеют различать ударные и безударные гласные и слоги, определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове, наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (за’мок, замо’к)

 

6.        Рефлексия деятельности (итог урока)

Задача: инициировать рефлексию обучающихся по

поводу своей деятельности, взаимодействия с

учителем и сверстниками, способствовать освоению обучающимися

принципов саморегуляции деятельности и

сотрудничества.

Методы обучения: Методы закрепления материала: - беседа, повторение Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: - беседа Методы самоопределения личности ребенка: - рефлексия и самопознание

- А наш урок подходит к концу. Волшебник Ударение очень доволен тем, как легко вы запомнили его секреты и желает вам стать грамотными и помнить его правила.

-Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)

 Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? Обратимся к нашим вопросам.

-Продолжите предложения:

Сегодня я узнал(а) …

Сегодня я понял(а) …       

Сегодня я запомнил(а) …

- А с какими своими секретами вас познакомил Волшебник Ударение?

(ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)

 Ребята, я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Ударных дел мастер дарит вам карточку с описанием своих секретов. Выберите карточку с правилом по теме желтого цвета, если все запомнили и можете сами поставить ударение и назвать ударный, безударный слог, белую – если есть трудности и вы хотите еще потренироваться с родителями дома.

 

Секреты Волшебника Ударение

1.      Ударение ставится, если в слове несколько слогов;

2.      Буква Ё всегда ударная;

3.      От ударения зависит смысл слова. Ударение может изменить смысл слова.

 

-Ребята, вы замечательно работали сегодня! Спасибо за урок!

 

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (демонстрируют начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (выражают свои мысли и чувства в устной форме, участвуют в диалоге, общей беседе, высказывают своё собственное мнение)

 


 

Конструкт урока русского языка

Конструкт урока русского языка

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней…

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней…

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Ход урока: Этапы урока, задачи работы

Ход урока: Этапы урока, задачи работы

УУД. Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация, -

УУД. Методы обучения: По источнику получения знаний: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация, -

Посмотрите, в каком большом и красивом замке живет наш гость (

Посмотрите, в каком большом и красивом замке живет наш гость (

Д Е Н И Р Е А У -

Д Е Н И Р Е А У -

Давайте попробуем прочитать эти слова

Давайте попробуем прочитать эти слова

УУД 1

УУД 1

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные

УУД (сформированность внутренней позиции школьника, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки); регулятивные

Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога

Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога

1. Ставим ударение.

1. Ставим ударение.

Первичное закрепление Задача: проверить уровень освоения пройденного материала с помощью познавательных

Первичное закрепление Задача: проверить уровень освоения пройденного материала с помощью познавательных

Давайте проверим, так ли это.

Давайте проверим, так ли это.

СЛАЙД Физминутка - Если в слове первый слог ударный , выполняем наклон влево, если второй слог - наклон вправо, если третий - приседаем:

СЛАЙД Физминутка - Если в слове первый слог ударный , выполняем наклон влево, если второй слог - наклон вправо, если третий - приседаем:

Волшебника Ударения, и он очень обиделся

Волшебника Ударения, и он очень обиделся

Давайте выясним, в каких словах нужно ставить ударение? -Для чего нам нужно ставить ударение в словах? -

Давайте выясним, в каких словах нужно ставить ударение? -Для чего нам нужно ставить ударение в словах? -

Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко,

Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко,

Какой вывод мы можем сделать? (Буква "ё" всегда ударная

Какой вывод мы можем сделать? (Буква "ё" всегда ударная

Секреты Волшебника Ударение 1

Секреты Волшебника Ударение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2021