Конструкт внеурочного занятия "Зачем нужен этикет"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конструкт внеурочного занятия "Зачем нужен этикет"
Иконка файла материала Зачем нужен этикет.docx

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Направление: духовно-нравственное

Курс: Уроки общения для младших школьников

Тема: Зачем нужен этикет?

Форма внеурочного занятия: этическая беседа с элементами игры

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся проявляют уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; проявляют готовность сотрудничать со сверстниками; демонстрируют положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, планирование, целеполагание как постановку учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); познавательные УУД (анализ и синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, умение пользоваться толковым словарём); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников, умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, умение работать в группах, умение оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности).

Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое этикет, о видах этикета, применяют знания на практике.

Цель внеурочного занятия: формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности), положительного отношения к этикету и общепринятым нормам поведения в процессе участия в этической беседе с элементами дискуссии.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; воспитывать готовность сотрудничать со сверстниками; положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.

Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, планирование, целеполагание как постановку учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); познавательные УУД (анализ и синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, умение пользоваться толковым словарём); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников, умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, умение работать в группах, умение оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности).

Образовательная: формировать у обучающихся представления о том, что такое этикет, о видах этикета, способствовать применению знаний обучающимися на практике.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания: 

-        Создание положительного эмоционального подъёма; 

-        Воспитание через взаимодействие. 

Принципы обучения: 

-        Принцип наглядности; 

-        Принцип систематичности и последовательности; 

-        Принцип доступности; 

-        Принцип целостности; 

-        Принцип минимакса; 

-        Принцип деятельности; 

-        Принцип психологической комфортности. 

Принципы организации внеурочной деятельности: 

-        Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся; 

-        Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности; 

-        Принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; 

-        Принцип опоры на ценности воспитательной системы школы; 

-        Принцип свободного выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка. 

Методы обучения и воспитания: 

Методы воспитания: 

1. Методы формирования соц. опыта:  

-        педагогическое требование 

-        беседа 

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:  

-        создание ситуации успеха 

-        игровые ситуации 

Методы обучения: 

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: 

-        Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. 

-        Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. 

-        Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. 

2. Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

-        Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа, повторение. 

-        Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. 

-        Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация. 

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах. 

Информационные источники: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный. 

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный. 

3. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 37 углубленным изучением отдельных предметов» от 30 августа 2019 года – Текст: непосредственный. 

4. Надежда Слободяник. Программа внеурочной деятельности «Уроки общения для младших школьников».

5. Зачем нужен этикет и что такое этикет (academfrance.com). 

6. Что такое этикет? (artimage.ru) 

7. Как вести себя в обществе: основные правила этикета на все случаи жизни | Блог 4brain 

8. Конспект классного часа "Этикетные ситуации" (4 класс) (infourok.ru) 

9. https://youtu.be/pbChCLXfI4w 

Структура внеурочного занятия: 

1.Организационно-мотивационный этап (4 минуты) 

2.Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7 минут) 

3. Деятельностный этап (20 минут) 

4. Этап контроля (4 минут) 

5. Этап рефлексии (5 минут) 

Итого: 40 минут

Ход внеурочного занятия

Этап, задача

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационно- мотивационный этап

Задача:

организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, игровые ситуации.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.

*обучающиеся вместе с учителем стоят в кругу* 

- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Начать наше занятие я предлагаю с выполнения интересного упражнения, которое поднимет нам настроение. Каждый человек на планете любит, когда ему делают комплименты. И сегодня я предлагаю, чтобы каждый сказал комплимент своему однокласснику. У меня есть волшебная корзинка, в которой лежат карточки с нашими именами. Задача каждого взять из этой корзинки одну карточку. Мы с вами по очереди будем называть имя одноклассника, которое вытянули, и говорить ему комплимент. 

*выполнение упражнения «Комплименты»* 

- Здорово! Сейчас предлагаю сесть на свои места.  

- Какие эмоции у вас? Понравилось данное упражнение? 

- Выполняя данное упражнение мы с вами услышали комплименты, наше настроение поднялось. 

- Готовы приступить к работе? 

Обучающиеся мотивированы на предстоящую деятельность; демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция);

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников).

2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности

Задача:

актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным.

- Человек живёт среди людей. Отношение других людей к тебе зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств твоей личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать. 

- Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю посмотреть видеоролик.   

-Ребята, скажите, пожалуйста, понравилось ли то, как себя вёл себя Александр Пушной, ведущий программы Галилео, в начале видеоролика? Почему? 

-Понравилось ли то, как себя вёл в конце? 

-Как вы думаете, чем отличается его поведение вначале и в конце видеоролика?  

-Что, по-вашему мнению, он не соблюдал в начале? 

Галилео. Этикет - YouTube 

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия? 

-Кто может сформулировать тему занятия? 

Тема занятия «Зачем нужен этикет?» 

- Ребята, исходя из темы занятия, скажите, пожалуйста, что вы хотите узнать. *обучающиеся высказываются

- Спасибо за ваши ответы. 

-Предлагаю поставить задачи занятия. Обратите, пожалуйста, внимание, на доску, есть вспомогательные слова для формулировки задач. 

Первая задача: вспомнить … Вторая: узнать … Третья: ответить …  

- Ребята, предлагаю последней задачей ответить на главный вопрос занятия «Зачем нужен этикет?». 

Задачи: 

1.                  Вспомнить, что такое этикет. 

2.                  Вспомнить правила этикета. 

3.                  Проанализировать ситуации и найти способы решения. 

4.                  Ответить на вопрос «Зачем нужен этикет?» 

- Здорово! Вот мы с вами и поставили задачи, которые мы должны решить на занятии. 

Обучающиеся демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, целеполагание как постановку учебной задачи);

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников)

Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, умение пользоваться толковым словарём).

3. Деятельностный этап

Задача:

обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.

Методы формирования соц. опыта (педагогическое требование, беседа).

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).

Методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание, создание ситуации успеха).

Методы развития познавательного интереса (стимулирование содержание занимательным).

Методы формирования ответственности (предъявление педагогических требований; оперативный контроль).

Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).

Методы получения новых знаний (беседа, иллюстрация).

- Предлагаю приступить к решению задач. 

- (…), прочитай, пожалуйста, первую задачу, которую мы должны решить. Спасибо. 

- Кто может напомнить, что такое этикет? 

-Предлагаю, работая в четвёрках восстановить определение понятия “этикет”, вставив нужные слова. Предлагаю проверить. (…), прочитай, пожалуйста, что получилось у вас, а все остальные проверьте, пожалуйста. 

Чтобы проверить правильность восстановления определения, предлагаю открыть толковый словарь Ожегова. 

Установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т.п.). (Толковый словарь Ожегова) 

- Понятие «этикет» произошло от французского «etiquette» и означает: 

форму поведения; 

совокупность правил поведения и манеры; 

правила учтивости и вежливости и т. д. 

- Кто хочет сказать своими словами, что такое этикет? 

Этикет – это правила поведения в обществе. 

- Спасибо! Что сейчас мы с вами вспомнили? Мы вспомнили, что такое этикет. Какую задачу мы с вами решили? Первую. 

- Верно. Сейчас мы с вами можем перейти к решению второй задачи. (…), скажи, пожалуйста, какую следующую задачу мы с вами будем решать? Вторую. Вспомнить правила этикета. 

ФИЗМИНУТКА

-Ребята, предлагаю вам пару минут подумать, обсудить в четверках, и вспомнить правила этикета, которые вы знаете. 

*время для обсуждения в группах* 

-Предлагаю перейти к обсуждению. Каждая четверка по очереди будет называть по одному правилу этикета. Слушайте внимательно друг друга, чтобы потом успешно решить следующую задачу. 

*обсуждение правил этикета* 

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на вторую задачу, как вы думаете, мы решили её? Да 

-Предлагаю приступить к решению следующей задачи. (…), назови, пожалуйста, что нам с вами необходимо сейчас решить. Проанализировать ситуации и найти способы решения. 

-Ребята, у меня есть карточки с ситуациями, которые необходимо решить. Предлагаю нам вытягивать ситуацию, решать её/проигрывать, делая вывод. 

Ситуации для решения 

1.                  Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия? 

2.                  Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.  

3.                  Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего.  

4.                  Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь. 

5.                  Вы чихнули. Ваши действия. 

6.                  Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. 

7.                  Вам необходимо спросить что-то у учителя, но он(а) разговаривает с другим взрослым человеком (мама одного из ваших одноклассников, другой учитель). Ваши действия. 

*-Ребята, предлагаю нам с вами придумать какую-нибудь ситуацию, правильное решение которой зависит от знания правил этикета. 

*совместное обсуждение/проигрывание ситуаций* 

-Ребята, решив предложенные нам ситуации мы сможем сейчас решить последнюю задачу. 

-(…), скажи, пожалуйста, на какой главный вопрос задания мы с вами должны ответить? Зачем нужен этикет? 

- Выводом нашего занятия будет ответ на вопрос “зачем нужен этикет?” 

Этикет помогает урегулировать манеры поведения, приравнять их к эталонному и показать достойную культуру поведения человека. Несмотря на свое общественное положение и должность, правила этикета обязывают всех уважительно относиться друг к другу. 

Обучающиеся демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, целеполагание как постановку учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников, умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, умение работать в группах, умение оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности);

Познавательные УУД (анализ и синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания).

4. Этап контроля

Задача:

дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками.

Методы формирования соц. опыта (беседа).

Методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание, создание ситуации успеха).

Методы формирования ответственности (предъявление педагогических требований; оперативный контроль).

Методы закрепления и повторения изучения материала (беседа, повторение).

- Ребята, наше занятие подходит к концу, а это значит, что пора подвести итоги занятия. 

- Какая тема занятия была? 

- Что такое этикет? 

- Какие правила этикета вы чаще всего используете в своей жизни? 

- Когда вам бывает особенно трудно выполнять правила этикета и почему? 

- Ответили ли мы на самый главный вопрос занятия? 

- Что нового узнали? Чему научились? 

- Что было интересным для вас? 

- Где вам пригодится эта информация? 

- С кем вы можете поделиться данной информацией? 

Обучающиеся демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция);

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников);

Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания).

5. Рефлексия

Задача:

инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния.

Методы формирования соц. опыта (беседа).

Методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание, создание ситуации успеха).

Методы формирования ответственности (предъявление педагогических требований; оперативный контроль).

- Предлагаю завершить наше занятие, выполнив следующее упражнение «Благодарю тебя за то…».

-В нашей корзинке лежат имена, предлагаю каждому вытянуть карточку и сказать: «Благодарю тебя, ИМЯ, за то, что …» (сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось).

- Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы и т.д.  

- Спасибо за занятие. Занятие окончено. До новых встреч! 

Обучающиеся демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция);

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников);

Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также