КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Направление: духовно-нравственное
Курс: Уроки общения для младших школьников
Тема: Зачем нужен этикет?
Форма внеурочного занятия: этическая беседа с элементами игры
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; проявляют готовность сотрудничать со сверстниками; демонстрируют положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, планирование, целеполагание как постановку учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); познавательные УУД (анализ и синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, умение пользоваться толковым словарём); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников, умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, умение работать в группах, умение оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности).
Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое этикет, о видах этикета, применяют знания на практике.
Цель внеурочного занятия: формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности), положительного отношения к этикету и общепринятым нормам поведения в процессе участия в этической беседе с элементами дискуссии.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; воспитывать готовность сотрудничать со сверстниками; положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.
Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, планирование, целеполагание как постановку учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); познавательные УУД (анализ и синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, умение пользоваться толковым словарём); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников, умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, умение работать в группах, умение оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности).
Образовательная: формировать у обучающихся представления о том, что такое этикет, о видах этикета, способствовать применению знаний обучающимися на практике.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального подъёма;
- Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип деятельности;
- Принцип психологической комфортности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;
- Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности;
- Принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- Принцип опоры на ценности воспитательной системы школы;
- Принцип свободного выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
- педагогическое требование
- беседа
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
- создание ситуации успеха
- игровые ситуации
Методы обучения:
1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.
- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.
- Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа, повторение.
- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
- Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 37 углубленным изучением отдельных предметов» от 30 августа 2019 года – Текст: непосредственный.
4. Надежда Слободяник. Программа внеурочной деятельности «Уроки общения для младших школьников».
5. Зачем нужен этикет и что такое этикет (academfrance.com).
6. Что такое этикет? (artimage.ru)
7. Как вести себя в обществе: основные правила этикета на все случаи жизни | Блог 4brain
8. Конспект классного часа "Этикетные ситуации" (4 класс) (infourok.ru)
9. https://youtu.be/pbChCLXfI4w
Структура внеурочного занятия:
1.Организационно-мотивационный этап (4 минуты)
2.Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7 минут)
3. Деятельностный этап (20 минут)
4. Этап контроля (4 минут)
5. Этап рефлексии (5 минут)
Итого: 40 минут
Ход внеурочного занятия
Этап, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
1.Организационно- мотивационный этап Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. |
*обучающиеся вместе с учителем стоят в кругу* - Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Начать наше занятие я предлагаю с выполнения интересного упражнения, которое поднимет нам настроение. Каждый человек на планете любит, когда ему делают комплименты. И сегодня я предлагаю, чтобы каждый сказал комплимент своему однокласснику. У меня есть волшебная корзинка, в которой лежат карточки с нашими именами. Задача каждого взять из этой корзинки одну карточку. Мы с вами по очереди будем называть имя одноклассника, которое вытянули, и говорить ему комплимент. *выполнение упражнения «Комплименты»* - Здорово! Сейчас предлагаю сесть на свои места. - Какие эмоции у вас? Понравилось данное упражнение? - Выполняя данное упражнение мы с вами услышали комплименты, наше настроение поднялось. - Готовы приступить к работе? |
Обучающиеся мотивированы на предстоящую деятельность; демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников). |
2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности Задача: актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. |
- Человек живёт среди людей. Отношение других людей к тебе зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств твоей личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать. - Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю посмотреть видеоролик. -Ребята, скажите, пожалуйста, понравилось ли то, как себя вёл себя Александр Пушной, ведущий программы Галилео, в начале видеоролика? Почему? -Понравилось ли то, как себя вёл в конце? -Как вы думаете, чем отличается его поведение вначале и в конце видеоролика? -Что, по-вашему мнению, он не соблюдал в начале? Галилео. Этикет - YouTube -Как вы думаете, какая тема нашего занятия? -Кто может сформулировать тему занятия? Тема занятия «Зачем нужен этикет?» - Ребята, исходя из темы занятия, скажите, пожалуйста, что вы хотите узнать. *обучающиеся высказываются* - Спасибо за ваши ответы. - Предлагаю поставить задачи занятия. Обратите, пожалуйста, внимание, на доску, есть вспомогательные слова для формулировки задач. Первая задача: вспомнить … Вторая: узнать … Третья: ответить … - Ребята, предлагаю последней задачей ответить на главный вопрос занятия «Зачем нужен этикет?». Задачи: 1. Вспомнить, что такое этикет. 2. Вспомнить правила этикета. 3. Проанализировать ситуации и найти способы решения. 4. Ответить на вопрос «Зачем нужен этикет?» - Здорово! Вот мы с вами и поставили задачи, которые мы должны решить на занятии. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, целеполагание как постановку учебной задачи); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников) Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, умение пользоваться толковым словарём). |
3. Деятельностный этап Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Методы формирования соц. опыта (педагогическое требование, беседа). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). Методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание, создание ситуации успеха). Методы развития познавательного интереса (стимулирование содержание занимательным). Методы формирования ответственности (предъявление педагогических требований; оперативный контроль). Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение). Методы получения новых знаний (беседа, иллюстрация). |
- Предлагаю приступить к решению задач. - (…), прочитай, пожалуйста, первую задачу, которую мы должны решить. Спасибо. - Кто может напомнить, что такое этикет? -Предлагаю, работая в четвёрках восстановить определение понятия “этикет”, вставив нужные слова. Предлагаю проверить. (…), прочитай, пожалуйста, что получилось у вас, а все остальные проверьте, пожалуйста. Чтобы проверить правильность восстановления определения, предлагаю открыть толковый словарь Ожегова. Установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т.п.). (Толковый словарь Ожегова) - Понятие «этикет» произошло от французского «etiquette» и означает: форму поведения; совокупность правил поведения и манеры; правила учтивости и вежливости и т. д. - Кто хочет сказать своими словами, что такое этикет? Этикет – это правила поведения в обществе. - Спасибо! Что сейчас мы с вами вспомнили? Мы вспомнили, что такое этикет. Какую задачу мы с вами решили? Первую. - Верно. Сейчас мы с вами можем перейти к решению второй задачи. (…), скажи, пожалуйста, какую следующую задачу мы с вами будем решать? Вторую. Вспомнить правила этикета. ФИЗМИНУТКА -Ребята, предлагаю вам пару минут подумать, обсудить в четверках, и вспомнить правила этикета, которые вы знаете. *время для обсуждения в группах* -Предлагаю перейти к обсуждению. Каждая четверка по очереди будет называть по одному правилу этикета. Слушайте внимательно друг друга, чтобы потом успешно решить следующую задачу. *обсуждение правил этикета* -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на вторую задачу, как вы думаете, мы решили её? Да -Предлагаю приступить к решению следующей задачи. (…), назови, пожалуйста, что нам с вами необходимо сейчас решить. Проанализировать ситуации и найти способы решения. -Ребята, у меня есть карточки с ситуациями, которые необходимо решить. Предлагаю нам вытягивать ситуацию, решать её/проигрывать, делая вывод. Ситуации для решения 1. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия? 2. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия. 3. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего. 4. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь. 5. Вы чихнули. Ваши действия. 6. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. 7. Вам необходимо спросить что-то у учителя, но он(а) разговаривает с другим взрослым человеком (мама одного из ваших одноклассников, другой учитель). Ваши действия. *-Ребята, предлагаю нам с вами придумать какую-нибудь ситуацию, правильное решение которой зависит от знания правил этикета. *совместное обсуждение/проигрывание ситуаций* -Ребята, решив предложенные нам ситуации мы сможем сейчас решить последнюю задачу. -(…), скажи, пожалуйста, на какой главный вопрос задания мы с вами должны ответить? Зачем нужен этикет? - Выводом нашего занятия будет ответ на вопрос “зачем нужен этикет?” Этикет помогает урегулировать манеры поведения, приравнять их к эталонному и показать достойную культуру поведения человека. Несмотря на свое общественное положение и должность, правила этикета обязывают всех уважительно относиться друг к другу. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, целеполагание как постановку учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников, умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, умение работать в группах, умение оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности); Познавательные УУД (анализ и синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания). |
4. Этап контроля Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Методы формирования соц. опыта (беседа). Методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание, создание ситуации успеха). Методы формирования ответственности (предъявление педагогических требований; оперативный контроль). Методы закрепления и повторения изучения материала (беседа, повторение). |
- Ребята, наше занятие подходит к концу, а это значит, что пора подвести итоги занятия. - Какая тема занятия была? - Что такое этикет? - Какие правила этикета вы чаще всего используете в своей жизни? - Когда вам бывает особенно трудно выполнять правила этикета и почему? - Ответили ли мы на самый главный вопрос занятия? - Что нового узнали? Чему научились? - Что было интересным для вас? - Где вам пригодится эта информация? - С кем вы можете поделиться данной информацией? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников); Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания). |
5. Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния. |
Методы формирования соц. опыта (беседа). Методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание, создание ситуации успеха). Методы формирования ответственности (предъявление педагогических требований; оперативный контроль). |
- Предлагаю завершить наше занятие, выполнив следующее упражнение «Благодарю тебя за то…». -В нашей корзинке лежат имена, предлагаю каждому вытянуть карточку и сказать: «Благодарю тебя, ИМЯ, за то, что …» (сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось). - Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы и т.д. - Спасибо за занятие. Занятие окончено. До новых встреч! |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать учителя и сверстников); Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания). |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.