КОНСТРУКТ СОВМЕСТНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЛЕСОВИЧКИ»
(группа для детей с ТНР)
д/с №37 «Лесная сказка» МАДОУ детский сад «Страна чудес» Новоуральского городского округа
Разработчик: Румянцева М.Е., учитель – логопед.
Тема: звуки «В, Вь»
Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Форма организации: групповая
Средства: наглядный и демонстрационный материал: кукла Незнайка, схема-обозначение «слова-действия», ноутбук со звуковыми кадрами презентации: «Вьюга», «Волк воет»; таблица характеристики звуков, схема для определения позиции звука в слове, цветные фишки, схемы предложения, настенное пособие «Паровоз» с буквами и звуками; раздаточный материал – схемы «три окошечка», цветные фишки.
Планирование результата:
- знакомство с новыми звуками «В, Вь», их характеристикой;
- развитие фонематического слуха и навыка языкового анализа на уровне звука, слога, слова, предложения;
- закрепление понятий «слова-действия», «слова-предметы (живые, неживые)», «слова-наоборот» (антонимы), «слова-друзья» (синонимы);
- развитие слуховой памяти и внимания, логического мышления на основе ознакомления с окружающим и при работе с образными выражениями.
- воспитание положительного отношения к окружающему миру, произвольности, развитие воображения, понимания норм и правил.
ЗАДАЧИ |
||||
педагога: |
детей (с учётом индивидуальных особенностей): |
|||
· Развивать речь детей через активизацию диалогической формы общения и монолога в процессе речемыслительных операций · Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра. · Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, активизировать познавательную деятельность.
|
· Осуществлять языковой анализ на разных уровнях синтаксических единиц. · Оперировать понятиями «слова-наоборот», «слова-друзья», «слова-действия», «слова-предметы». · Строить развёрнутое речевое высказывание доступным способом. |
|||
Содержание деятельности: |
||||
Этапы деятельности: |
Деятельность педагога: |
Деятельность детей: |
Планируемый результат: |
|
· Мотивация
· Ответы на вопросы. Подбор глаголов к существительным
· Работа с синоними- ческим рядом.
· Выделение первого согласного звука в слове
· Характеристика нового звука
· Игра «Поймай звук»
· Игра «Повторялки»
· Физпауза
· Игра «Три окошечка»
· Игра «Объяснялки-вспоминалки»
· Игра «Камень – вата»
· Игра «Объяснялки»
· Работа с предложением
· Игра «Живое предложение»
· Завершение деятельности. Подведение итогов.
· Опосредованная рефлексия.
|
«1,2,3,4,5 – приглашаю всех играть. Ну-ка, милый мой дружок, ты вставай скорей в кружок. Собрались все дети в круг. Каждый в круге другу друг. Дети, к нам сегодня снова пришёл наш друг Незнайка, который в этой красивой коробочке нашёл очень интересную карточку. Напомним, что она обозначает?»
«Давайте поиграем со словами-действиями. Дерево что делает? Автобус что делает? Птица что делает? Дети что делают? А теперь я сама назову слово-действие: воет. А вы подумайте и скажите, ЧТО может выть?»
«А теперь к слову «вьюга» придумайте слово-друга». (Картинка презентации с изображением вьюги)
«Скажите, а КТО воет? Когда мы произносим «Волк воет»,мы в каждом слове слышим какой первый звук?» (Картинка презентации с изображ-ем воющего волка)
«Звук «в» прилетел сегодня к нам в гости. Чтобы с ним подружиться, давайте постараемся определить «секретики» этого звука».
Б, Т, В, К, В, В, Л, В, М, Т, С, В, В, В….
Запомните,чётко повторите:ва-во-ву,во-ву-вы,ву-вы-вэ. 1,2,3,4,5 – буду вас я превращать в метель (вьюгу). Завыла метель, расшумелась, подняла вверх снежные хлопья…. А теперь я вас превратила в воющего волка. 1,2, 3, 4, 5 – стали вы детьми опять. Приглашаю всех теперь свои стульчики занять. Ваши ушки-слушки молодцы. Хорошо играют с новым звуком. А можем ли мы напомнить Незнайке, где звук может жить в слове? Давайте поиграем в «Три окошечка»: варежки, скворец варенье, голова, сова, враг, вагон.
!,2,3 – «окошки» убери. 1,2,3,4,5 – начинаем объяснять, начинаем вспоминать. - Что такое варежки? Назовите по-другому. - Назовите перелётную птицу. -Кто такая сова? -Какое слово, обозначающее часть тела, я назвала? - Что такое варенье? - Назовите слово-наоборот к слову «враг». - Какое последнее слово прозвучало? А у нас в группе есть вагон и вагоны? Мы с вами подружились с новым звуком, что с ним дальше делать будем? (Условное обозначение-«рубашечка» размещается в нужном вагончике)
Ребята,определите и назовите,есть ли у звука «в» млад- ший братик. Как он звучит? А для твёрдых и мягких звуков Незнайка с нами любит играть в какую игру? «Ваза, веник, ворота, вилка, соловей, ведро, Ваня, вата, ворона, весна».
1,2,3,4,5 – начинаем объяснять. - Что такое ваза? - Что такое вилка? - Что такое весна? - Какое имя прозвучало? - Кто такая ворона? - Кто такой соловей? Могут ли человека назвать такими птицами? В каком случае? - Какое слово прозвучало последним?
Незнайка для вас приготовил вот такую схему. Это схема чего? Сколько слов в этом предложении? Придумайте предложение по схеме со словом «весна».
У нас появились «живые слова». (Педагог распределяет слова предложения между детьми) Спасибо, живые слова.
Как вы думаете, Незнайка научился сегодня чему-нибудь? С какими звуками мы ему помогли сегодня познакомиться? Какие секретики есть у этих звуков? Как вы думаете, Незнайке было интересно с нами путешествовать?
Ну-ка, милый мой дружок, тогда вставай скорей в кружок.
А
теперь мы улыбнемся, |
(Дети собираются в круг)
«Эта карточка обозначает слова-действия».
«Дерево растёт. Автобус едет. Птица летает. Дети думают. Воет вьюга (неживой предмет)».
Метель, пурга, буран.
«Волк воет. (Живой предмет)» Звук «в».
«Звук «в» - согласн.,звонкий, твёрд.,нарядим в синюю руба- шечку с колокольчиком».
(Хлопают в ладоши, услышав нужный звук). Слушают и стараются правильно повторить Дети изображ. движ-ми соот- ветствующ.предметы,издавая соответствующие звуки. (Занимают места за столами). В самом начале слова, в серединке и в конце слова. (Ставят фишки-рубашечки в нужное окошечко).
(По просьбе стараются давать полные ответы-высказывания - Одежда для рук. Рукавички. - Скворец. - Зимующ.птица,ночная,хищн. - Голова. - Сладкое кушанье, которое варят из ягод или фруктов. -Друг. -Вагон. Есть у паровозика. Пригласим его с собой в путешествие. Это звук «вь». Игра «Камень-вата».(Слушают и показывают либо кулачок, либо имитацию ладонью мягкой ваты).
Отвечают на вопросы, стараясь давать полные ответы. - Эх, ворона. (Не так сделал) - Поёт, как соловей. - Весна.
Это схема предложения.(При- думывают предлож-я, оцени- вают, подходит ли к схеме предложение товарища).
Запоминают предложенное слово, выстраиваются в «живую схему». Сидящие дети проверяют.
(Дают характеристику новым звукам).
(Встают в круг, куклу Незнайку передают по кругу).
Придумывают пожелания для Незнайки, оформляют их в связные речевые высказывания). |
«Включение» слухового и зрительного внимания, закрепления навыка работы со знаковой моделью.
Активизация глагольного словаря.Закрепление поня- тий «живой-неживой пред- мет». Развитие мышления. Активизац.предметн.слова- ря,разв-е ум-я подбирать одинаков. по смыслу слова.
Развитие фонематического слуха.
Подготовка к звуковому анализу. Развитие фонематич.слуха на уровне изолир. звука Развитие слухового внимания. Работа со звуком на уровне слога. Развитие воображения, крупной моторики. Подготовка к звуковому анализу. Закрепление уме- ния определять позицию звука в слове. Работа со звуком на уровне слова.
Развитие слуховой памяти, мыслительной деятельности. Активизация словаря. Работа над построением речевого высказывания. Работа с синонимическим и антонимическим рядами.
Закреплен. дифференциа-ции твёрдости-мягкости. Разв-е фонематич. слуха, ручной моторики.
Развитие слуховой памяти, произвольного внимания. Активизация словаря. Работа над построением речевого высказывания. Развитие мышления на основе работы с образными выражениями.
Развитие слухового внима- ния, языкового анализа на уровне предложения. Закрепление понятий: «точ- ка в конце предложения», «большая буква в первом слове предложения». Развитие умения работать в команде.
Закрепление нового материала.
Активизация мыслительной деятельности. Работа над построением речевого высказывания.
Релаксация.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.