Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"
Оценка 4.7

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
15.10.2018
Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"
Урок личностно- ориентированный, применяются различные виды работ в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. На уроке присутствуют элементы игровой деятельности, осуществляются межпредметные связи с предметными областями изобразительного искусства, русского языка. Анализ стихотворного произведения ведётся в соответствии с методикой с опорой на памятку.
технологич карта.doc
Авдеева Марина Михайловна Учитель начальных классов МКОУ «Кордюковская СОШ» Класс: 4 Тема урока:  А.С. Пушкин «Няне» Цель: знакомство с некоторыми фактами из детства, жизнью и творчеством А.С.Пушкина , вспомнить знакомые произведения; формировать  умения определять и видеть в тексте настроение лирического героя и его предавать при выразительном чтении. Задачи:  развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;   развивать навыки импровизации; учить анализировать стихотворный текст; развивать аналитические и творческие способности, потребности в коммуникативной деятельности;  формировать умение понимать настроение героя через литературные произведения; воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; осуществить межпредметные связи ( русский язык, изобразительное искусство, литературное чтение). Предметные   умения:  совершенствовать         выразительность   чтения,   поисковый     способ   чтения,   воссоздающее   воображение,   определять эмоциональное состояние лирического героя, наблюдать над использованием   средств языковой выразительности, заучивать наизусть, декламировать стихотворное произведение выразительно. УУД:  Приобщаться   к русской культуре. (Л.) Развивать     эстетические чувства и эстетический   вкус. (Л.) Развивать   эмпатию. (Л.) Развивать способность к эмоционально­личностной децентрации. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте     произведения.     (П­1.)   Выделять     главное.   (П­1.)   Анализировать   произведение   с   точки   зрения   его   эмоционального   характера.   (П­2.) Анализировать произведение для определения  эмоционального состояния лирического героя. (П­2.) Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П­2.) Обобщать полученную информацию. (П­2.) Подводить под понятие. (П­2.) Синтезировать прочитанное. (П­2.) Вступать в общение,   выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К­1.) Аргументировать   высказывания. (К­2.) Учитывать мнение окружающих. (К­3.) Виды работ и приёмы: индивидуальная работа, самостоятельная работа, дифференцированная работа, групповая работа, работа в парах, работа с  текстом учебника, работа  по памяткам, исследовательская работа. Оснащение урока: учебник, презентация, словарь Ожегова, ( карточка словарь красок, чувств, настроения), карточка с текстом стихотворения и  планом расстановки партитуры текста, картины для « фильма», микрофоны, звуковое сопровождение, портрет А.С.Пушкина, карточка с надписью «  Няне». УМК: учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого. Литературное чтение 4 класс « Школа России» Этапы № слайда 1.Организационн ый момент Ход урока: Деятельность учителя ( перед началом урока положить карточки на парты) ­ Чтение — вот лучшее учение. ­ Улыбнемся друг другу и приступим к работе. Деятельность учащихся Дети улыбаются друг другу Создание  проблемной ситуации.  2,3,4 Повесит ь портрет ­ Поиграем « доскажи словечко», дополните стихотворные  строчки. ­ Три девицы под….. Здесь заканчивается текст первого слайда ( слайд 2) ­ Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Здесь заканчивается текст второго слайда ( слайд 3) ­ У лукоморья… Здесь заканчивается текст третьего слайда ( слайд 4) ­ Что  объединяет эти произведения? Ответы детей. Постановка   цели   и задач урока  ­ Назовите тему нашего урока. Вспомнить  творчество  Александра Сергеевича Пушкина;  будем читать его стихи Речевая разминка по слайду 4 ­ для развития читательских умений проведём речевую разминку.  1. Выделяя голосом слова дуб, цепь, кот, ходит  2. Выделить голосом прилагательные 3. Прочитать 2 строчки медленно, затем с ускорением Дети читают 5 6,7,  няня 2.Проверка домашнего задания 3.Изучение нового материала Эмоционально­ психологическая подготовка    Проверяется домашнее задание Ответы на вопросы  Ответы детей 4. Прочитать так, как сами желаете, как захочется ­ Спасибо, молодцы ­ Пушкин. Имя этого великого русского поэта сопровождает нас всю жизнь.  ­ Дома вы прочитали текст о детстве поэта ( учебнике на стр. 64­65 ) ­ Ответьте на вопросы. Здесь заканчивается текст четвёртого слайда ( слайд 5) ­ Что интересного о жизни поэта вы узнали? ­ Как понимаете выражение «дышал стихами»? ­  У кого из вас есть взрослый человек, который с детства вас нянчил, и по сегодняшний день проявляет заботу о вас, дарит вам подарки, оказывает помощь в трудную   минуту, но это не мама и папа ? ­ Такой человек был у Пушкина, воспитавший его с детства, мама поэта умерла рано, это няня Арина Родионовна. Здесь заканчивается текст пятого слайда ( слайд 6) ­ Пушкину исполнилось 25 лет. За его стихи, которые не понравились царю, его отправляют в ссылку ( временное пребывание в дали от дома). В село Михайловское ссылает царь Пушкина. Царское  правительство,  надеялось,  в  глухой северной  деревне,  свободолюбивый  поэт будет сломлен морально. Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период самым близким другом для Александра Сергеевича.  Здесь заканчивается текст шестого слайда ( слайд 7) Долгими   вечерами,   при   свете   луны,   рассказывала   она   удивительные   сказки.   Пушкин   писал одному из друзей:… вечерами слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.  ­   Александр   Сергеевич   Пушкин   очень   трепетно   относился   к   своей   няне.   Именно   ей   он посвящает не одно стихотворение. На доску названи е ­ С одним из таких стихотворений мы познакомимся сегодня на уроке.  ­ Прочтите его название на доске ( пишу под портретом) «Няне».  ­ Как думаете, почему автор дал такое название тексту? ( родной человек, любил) Цель урока ­   Мы   научимся   читать   выразительно   это   стихотворение,   передавая   настроение   и   чувства лирического героя, т.е поэта Слушание Рассуждения Самостоятельная работа обсуждают в группах Проводится коллективная   работа над словарными словами.   Выклю чить экран Словар ь чувств и настрое ний ­ Приготовимся слушать, сядьте удобнее.    (Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Няне»). Небольшая пауза. ­ Какие картины представили? ­ Какое чувство, настроение у вас вызвало стихотворение? ­ Если бы вы были художниками, то какие краски вы бы выбрали для рисования картины стиха? Почему? ­ Какие слова запомнились и показались необычными? ­ Хотелось бы ещё раз послушать стихотворение? Почему? ­ Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 66. Соответствует ли она содержанию? ­ Прочитайте стихотворение для себя, отметьте карандашом незнакомые слова и выражения, может мысли Первичное восприятие текста Проверка первичного восприятия Самостоятельное чтение Положи ть словарь Ожегова Физминутка  8   ­ глухое место, отдаленное от людей. Словарная работа.  ­ Какие слова и выражения вам не понятны? Где их можно посмотреть ? ( словарь учебника,  словарь Ожегова) ( светлицы, вороты, всечасно)   стр.219 учебника Глушь   Горюешь.  Подберите синоним к слову горюешь (грустить, печалиться). ­ Словосочетание « будто на часах».  ­ Слово часы. Что вы о нем знаете? В каких  случаях его употребляют в речи? (Когда говорят о  времени.) ­  В армии дежурный солдат стоит на часах, то есть на посту(Часовой). ­ Значит, няня всегда была на посту, в ожидании своего любимца.  ­ Значит, светлица – … это светлая комната. ­ Слово наморщенные. Попробуем найти слово, от которого образовалось данное слово.  (Морщины). ­ Значит, наморщенные руки ­ это… (Старческие руки и руки – труженики). ­ Слово теснят. Подберем однокоренные слова.  (Тесно, теснота). ­ Тесно, это когда не умещается. ­ Что не умещается в груди няни? (Тоска,  предчувствия,  печали. Эти чувства переполняют  няню). ­ А почему поэт сказал всечасно? (Постоянно, каждый час). ­ Предчувствие – чувство ожидания чего­то предстоящего и неизвестного. ­ Дряхлая – очень старая. ­ Суровых – очень тяжелых, трудных, тяжких. ­ Поэты, писатели, для создания более яркого образа своего произведения пользуются Дыхательная гимнастика стоя 4.Закрепление учебного материала Карточк а № 2 Затенит ь экран Карточ ка № 2 секретами и загадками. Это средства художественной выразительности речи. ­ Проведём исследовательскую работу. ­ Вспомним средства выразительности речи. ( чтение со слайда) Здесь заканчивается текст седьмого слайда ( слайд 8) ­ Если они есть у Пушкина, найдите:  1 группа – сравнение и повторы 2 группа ­ эпитеты, метафоры ( выслушать ответы) ­ Для чего автор использовал эти приёмы? ­ Продолжаем исследовать произведение. Составим партитуру текста. ­ Приготовьте простые карандаши.     Составление   партитуры   текста   (   по   плану)   совместно   с   учителем   и   словесное   объяснение картин. Самостоятельная работа Дети   работают   на листочках,   отмечают паузы,   логические ударения.  Звуковой рисунок текста стихотворения ( последний пункт плана) ­ Прочитайте стихотворение шёпотом. ­ Что услышали? Какие звуки мы словно слышим – ш, ж, ш, с, ш, ч, д, п., щ, ч, т… Можно  услышать звук спиц, шаги старой няни. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.  Музыкальный, почти песенный ритм. ­ Вы были исследователями.  ­ Я предлагаю вам принять роль режиссёров, создать фильм из кадров по стихотворению,  выбирайте, поместите на доску. У фильма всё по порядку ( начало и конец). ­ А что за фильм без звука? Берите микрофоны, читаем стихотворение, соблюдая партитуру  ( по кадрам). Мастера художественного слова. ­ Молодцы. Выбирают  иллюстрации,  прикрепляют на  доску Читают  стихотворение у  доски с  микрофонами 9 5.Рефлек сивно­ оценоч ный 5.Задание на дом 10 ­ К концу подходит наш урок, давайте подведём итог. ­ А если бы у Пушкина не было бы такой няни? ( методика тонкие и толстые вопросы) ­ На уроке мы выяснили, что стихотворение А.С.Пушкина « Няне»­  одно из самых душевных, сердечных   произведений   поэта,   проникнутое  теплом   и   добротой,   но  вместе   с  тем   ­  легкой грустью.  ­ А как вы относитесь к пожилым людям?  ­Когда мы им оказываем особую признательность?   (1 октября день пожилого человека в России) Здесь заканчивается текст восьмого слайда ( слайд 9) ­ Оцените свою  работу на уроке. Закончите предложения: ­ Выставим отметки  Обязательная часть:  1)подготовить выразительное чтение стихотворения  На выбор: 2)найти и прочитать другие стихи А.С.Пушкина, посвящённые няне; 3) выучить наизусть сегодняшнее стихотворение Знаете ли вы. Что у этого стихотворения есть продолжение? ­ ­ Попробуйте его найти, принесите на следующий урок. Здесь заканчивается текст девятого слайда ( слайд 10) Спасибо за урок! Самооценка  Запись в дневники           сравнения – (горюешь, будто на часах) повторы ­ (давно, давно);  метафора ­ (медлят поминутно спицы); эпитеты  ­ (дней суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых, глядишь в забытые вороты на чёрный  отдалённый путь). Подруга | дней моих суровых, | ­ А почему Пушкин называет свою няню подругой ? Какие чувства выразил поэт к няне? ( благодарность) Голубка | дряхлая моя! ||  Голубем, голубкой в русском языке  обозначали людей добрых, тихих, ласковых. Няня уже не молода, но по­прежнему очень любима  ­Какие чувства он к ней выражает? ( любовь) Одна | в глуши лесов сосновых |   Почему она в одиночестве? Давно, | давно ты ждешь  меня. || Ты под окном своей светлицы Горюешь, | будто на часах, |».  ­ Почему няня горюет?  Ее ожидание томительно, тяжело и бесплодно. Грудь няни теснится от предчувствий и забот, некому скрасить ее одинокие дни. Повторение слов «давно, давно» еще более усиливает впечатления мучительной тоски, непрекращающейся грусти. И медлят поминутно спицы | В твоих наморщенных руках. ||  ­ Почему так ?Няня чутко прислушивается к каждому звуку, боясь пропустить звон колокольчика, вещающего о прибытии гостей, и опускает спицы, чтобы они не мешали своим стуком ­ Как в этих строках Пушкин относится к ней? ( сочувствие) Глядишь | в забытые вороты | На чёрный отдаленный  путь || Тоска, | предчувствия, заботы | Теснят твою | всечасно грудь… |||   Почему глядит в забытые ворота?.  Она глядит на «забытые вороты», которые давно не отворяли, заботы переполняют ее сердце.  – Что автор к няне испытывает в этих строках? ( переживает о её судьбе) Подруга дней моих суровых,  Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых  Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы  Горюешь, будто на часах,  И медлят поминутно спицы  В твоих наморщенных руках.  Глядишь в забытые вороты  На черный, отдаленный путь:  Тоска, предчувствия, заботы  Теснят твою всечасно грудь. 1. Определи логическое ударение. Важное слово в строке подчеркни. 2. Расставь паузы и укажи знаками Партитура текста |- короткая ||- длинная :- очень короткая 3. Определи мелодику речи. Повышени е голоса Ровное чтение Понижение голоса быстро, не спеша, ускоряя, медленно. весело, грустно, с радостью. 4. Укажи темп чтения. На полях слева напиши слова: 5. Определи тембр –эмоциональная окраска голоса. На полях справа напиши слова: 6. Укажи уровень громкости голоса: громко, тихо, чуть слышно, не громко. 7. Определи звуковой рисунок. Подчеркни звуки, которые часто повторяются ( если гласные - это ассонанс, согласные-аллитерация). Словарь красок. светлые пасмурные лучистые тусклые радужные грустные весёлые печальные радостные блёклые жизнерадостные неяркие яркие сочные полинялые мрачные унылые Словарь отношения к произведению. мне нравится мне приятно мне пришлось по душе я любуюсь мне приглянулся я не нагляжусь меня радует я сочувствую меня восхищает я обратил внимание мне понравилось меня тронуло мне запомнилось мне не нравится я думаю, что мне неприятно мне кажется, что мне не понравилось я считаю, что здесь не хватает по – моему лучше было бы на мой взгляд хотелось бы меня удивило меня огорчило меня поразило меня возмутило я сопереживаю меня отталкивает Словарь чувств и настроения Радость. Чувства: восторг, восхищение, ликование, легкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность. Настроение и состояние: хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, лучезарное, лучистое, озаренное, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное. Таинственность. Чувства: загадочность, завороженность, отстранённость, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность. Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое. Спокойствие. Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринужденность, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность. Настроение и состояние: спокойствие, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное. Грусть. Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление. Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое. Страх. Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность. Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное. Злость. Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость. Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное. Удивление. Чувства: изумление, недоумение. Настроение и состояние: чудесное, необычное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"

Конструкт урока литературного чтения на тему " А. С. Пушкин. Няне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2018