Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".
Оценка 5

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
20.10.2017
Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".
Тип урока: изучение нового материала. Эта тема важна при подготовке ЕГЭ. Урок разработан согласно требованиям ФГОС. На уроке используются разнообразные формы и методы изучения материала. На этапе отработки восприятия по собственному алгоритму используется акростих, "игра в прятки". "дерево чувств, "докажи словечко и др.
Конструкт урока.docx
Тарасова Валентина Михайловна,                                                                                                      учитель русского языка и литературы,                                                                                 МБОУ «ООШ   п.Станционный­Полевской.»    Конструкт урока русского языка в 5 классе                                          "Двойная роль букв Е, Ё,  Ю,  Я"  Класс: 5 Предмет: русский язык Тип урока:  Изучение нового материала. Цель урока:   Осознание   учащимися практической значимости  материала по данной теме   и ценности совместной  деятельности (личностная цель); обеспечение  развития  у учащихся умений :  планировать свою деятельность, искать и  использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие  развитию умения  самостоятельно и аргументированно  оценивать свои действия и действия одноклассников,  строить  логические  рассуждения, включая установление причинно­ следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств  для решения различных  коммуникативных задачи  и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (цель для достижения  метапредметного  результата); организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия о двойной  роли букв Е, Ё,  Ю,  Я Задачи урока:  1. Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности,  выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать  полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками. 2. Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе  изучения нового материала; 3. Научить  самостоятельно и аргументированно  оценивать свои действия  и действия одноклассников при выполнении  проблемного задания, упражнений первичного закрепления; 4. Сформировать умение строить  логические  рассуждение при выполнении творческих работ 5. Научить   использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь,  рефлексия) 6. Сформировать навыки определения звукового значения букв Е, Ё,  Ю,  Я в разных фонетических  позициях . ­  Этапы 1Мотивация  учебной  деятельности Цели 1.  Дать понятие  о двойной роли  букв Е, Е, Ю, Я 2. Доказать, что в определенных  позициях эти буквы обозначают два  звука 3.  Сформировать навыки  определения звукового значения  этих букв в разных фонетических   позициях Деятельность  учителя Озадачивает,  создает  ситуацию,  включает в  деловой ритм,  подводит к  озвучиванию  темы и целей  урока. Деятельность  учащихся Результат Личностные  УУД:  самоопределение. . 4. Продолжить формирование  навыков транскрипции 5. Научить выдвигать гипотезу и  проверять ее 6. Установить причинно­ следственные связи Закрепить навыки об обозначении  букв Е, Е, Ю, Я на письме 2 Проверка  домашнего задания.  3 Объяснение  нового материала Научить создавать алгоритм по  данной теме Организует  работу по проверке  домашнего  задания,  подводит к  изучению новой  темы Организует  работу по созданию  алгоритма 4 Целеполагание Научить формулировать тему, цели,  задачи, видеть их взаимосвязь Организует  работу по  формулировке  темы, целей,  задач урока и  умению видеть  Формулируют   тему, цели, задачи  урока в их единстве на основе   деятельности  учащихся на  Анализируют  работу, занимаются самопроверкой Коммуникативные  УУД:  сотрудничество. Регулятивные УУД:  коррекция. Слушают,  выделяют главное,  выдвигают гипотезу Познавательные УУД: поиск и выделение  информации, подведение информации под  понятия, выведение  следствий Коммуникативные УУД:  умение полно и ясно  выражать свои мысли Личностные  УУД:  воодушевленное отношение к самому себе Коммуникативные УУД:  сотрудничество. Регулятивные УУД: планирование. 5 Отработка  навыков восприятия информации по  собственному  алгоритму Отработать умение  определять  двойную роль букв Е, Е, Ю, Я на  письме и навыки различения  звукового значения этих букв в  разных фонетических  позициях 6. Актуализация  знаний и фиксация  затруднений в  деятельности. Показать, что встречаются  трудности, учащиеся не все умеют,  мотивировать на внимательное изучение алгоритма  их взаимосвязь Организует  деятельность  учащихся по  отработке  навыков через  творческие  задания  предыдущих уроках Выполняют  творческие задания, обращаются  к  алгоритму,  отрабатывают  умение транскрипции Организует  деятельность на  поиск  возможностей  исправления   ошибок  Выполняют  задания,  тренирующие  отдельные  способности к  учебной  деятельности,  мыслительные  операции и учебные навыки. Познавательные  УУД:  умение находить,  преобразовывать,  использовать и  воспроизводить информацию  соответственно целям и  задачам урока. Коммуникативные  УУД:  владение монологической  речью. Личностные УУД:  стремление способствовать  проявлению  индивидуальности Коммуникативные УУД:  умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами  русского языка. Познавательные УУД: смысловое чтение,  воспроизведение  информации. Личностные УУД: развитие потенциала, поиск  возможностей исправления  ошибок. Регулятивные УУД: Расположение созданного  материала, речевое  оформление. 7. Закрепление. Показать роль этой темы при  подготовке к ЕГЭ 8.Рефлексия  деятельности (итог  урока) Проверить умение работать по  алгоритму. Создать ситуацию разрыва, чтобы  наметить дальнейшие перспективы 9. Домашнее  задание Закрепить умения по отработке  созданного алгоритма Организует  деятельность  учащихся по  закреплению  материала Выполняют задания в рамках ЕГЭ. Анализ ошибок. Коррекция. Организует  деятельность по созданию  ситуации  разрыва.  Выясняет, что  не умеют делать учащиеся. Над  чем предстоит  работать. Комментирует, выделяет  главное Осуществляют  самооценку  собственной  учебной  деятельности.  Соотносят цель и  результаты.  Сопоставляют  информацию со  своим жизненным  опытом. Слушают, задают  вопросы Регулятивные УУД:  контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД:  сотрудничество. Познавательные УУД:  анализ, классификация,  подведение под понятие,  вывод. Коммуникативные УУД:  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учиться делать выводы и  обобщения Регулятивные УУД:  контроль.                                                                        Приложения 1 этап  Мотивация учебной деятельности Учитель говорит о том, что должны сделать на уроке и к какому итогу подойти. 2 этап  Повторение   Устный опрос. ­ Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся) ­ Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я  после мягких согласных? 3 этап Объяснение нового материала  Учитель: На прошлом уроке мы говорили об обозначении букв Е, Ё, Ю, Я после мягких согласных. Сегодня на уроке мы расширим  знания по данной теме. Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут  обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я, продолжим формировать навыки  транскрипции. Запишем только число ,а тему вы сформулируете сами. ­ Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их.  Мера[м`эра] Полёт[пал`от] Клюв [кл`уф] Сяду [с`аду] ­ Проследите и скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я ( после согласных) ­ Сколько звуков они обозначают?(1) ­ После  каких согласных они стоят? (После мягких) ­ Решите эту пропорцию, записав её в тетради. ­ Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е ) `А `У `О `Э ­ Почему? ­ Подведём итог: так когда буквы Е ,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук? (обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных) ­ Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод. ­ Работаем со следующим столбиком. Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е, Ё, Ю, Я (В начале слова) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Какие звуки? (ЙА, ЙО, ЙЭ, ЙУ) ­Подведите итог этой работе: если буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласной ) ­Сколько  звуков  обозначают? (2) ­Подведём итог этой работе: если буквы Е,.Ё, Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е, Ё,  Ю, Я ( После Ъ или Ь знаков) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Подведём итог этому исследованию: если буквы Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука. ­Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается ­ 4, а сколько звуков они дают­ 2. ­А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака) ­Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? ( Не хватает запятой после Й) ­А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, звук «Й» всегда мягкий) ­Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука? Выдвигаем гипотезы и приходим к созданию алгоритма Таблица "Двойная роль букв Е, Ё,  Ю ,Я" Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука В начале слова (яма)  После мягких согласных (люк) После гласных (баян) После Ъ и Ь (съел, вьюга) А сейчас основной вопрос. Чему мы сегодня должны научиться? Какая тема нашего урока? 4 этап   Целеполагание Учащиеся совместно с учителем формулируют  тему, цели, задачи урока в их единстве 5 этап     Отработка навыков восприятия информации по собственному алгоритму  1. Запишем акростих и прочитаем слово, которое получилось по вертикали Елка, помнишь, под травой, Жил в норе приятель твой И гулял в иголочках, Как живая елочка Какое слово у нас получилось?(Ежик) Сколько звуков обозначает буква Е и почему?(2 звука, начало слова) Найти слова на изучаемое правило и объяснить (Приятель, живая) 2 Игра в прятки 1)ТакуЮ ЛАсковую фразу Недавно я произнесла, И на душе стало теплее, А мама даже расцвела 2)КакаЯ  МАма славная, Прекрасная и добрая, У неё глаза так светятся, Она о нас заботится!  Найти спрятанные слова на изучаемое правило, сделать их транскрипцию(Юла, яма) Назвать остальные слова по заданному алгоритму и объяснить звуковое значение букв Е, Ё,Ю,Я(Такую , ласковую, теплее, какая) 3) Доскажите словечко! 1)Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно…                                (шишек) 2)Она весну встречает­ Сережки надевает. А платьице в полоску. Ты узнаешь…                      ( березку) 3)На большие расстояния Мчится он без опоздания, Пишется в конце два С, Называется…                       (экспресс) Найти слова, в которых буквы  Е ,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука ,доказать ,что это правильный вариант(Если, ели, встречает, надевает,  узнаешь  большие, расстояния, опоздания, называется)  6 этап  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Мы убедились в том,  что не все учащиеся знают позиции, в которых эти буквы обозначают два звука, возникают трудности при  транскрипции. Давайте ещё раз обратимся к алгоритму, затем прочитаем правило (параграф 61) А сейчас напишем зрительный диктант Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Какие слова относятся к изучаемой теме? (Душистая, золотистая) Рассказать о позиции, в которой употреблена буква Я. Большинство учащихся справились с этим заданием. 7 этап Закрепление материала Эта тема очень важна при подготовке к ЕГЭ.  Проведём игру «Третий лишний». 1 1)Вьюга, тюль, люди    2)Баян, цапля, объём    3)Портфель, еда, отъезд 2 1)Клён, мел, ягода    2)Подъём, боксёр, юла     3)Семья, яхта, время  Найти лишнее слово в каждом ряду и объяснить данный выбор (Вьюга ,цапля, портфель, ягода ,боксёр, время) 8 этап  Рефлексия Итак,  проанализируйте, чем мы занимались на уроке. Что получилось? Над чем надо ещё поработать? Обратите внимание на магнитную доску. Там находится « дерево чувств». . «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного. Яблоки красного цвета украшают наше дерево.  Все хорошо поработали на уроке. Но нужно обратить внимание на следующем  уроке на умение различать позиции, в которых  буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. 9 этап Домашнее задание:  параграф 61,упр.308

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".

Конструкт урока русского языка в 5 классе  "Двойная роль букв Е ,Ё ,Ю ,Я".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2017