Методическая разработка к уроку второго класса "Построение геометрических тел. Куб" подробно и наглядно показывает, как надо конструктивно и тонально нарисовать геометрическую фигуру - куб а так же помогает преподавателю, впервые столкнувшись с этой темой, последовательно объяснить учащимся построение куба и его тональную разборку с условиями освещения.
РИСУНОК ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ. КУБ..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Ухта»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РИСУНКУ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
2 КЛАСС /1 ЧЕТВЕРТЬ/
РИУНОК ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ. КУБ.
(Линейное и тональное решение)
Составитель:
Преподаватель МУ ДО
«ДХШ» МОГО «Ухта»
Пушина Ирина Владимировна
1 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
2. ЗАНЯТИЕ Линейноконструктивный рисунок куба.
Тональное решение куба………………………………………………………… 7
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 10
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 10
2 ВВЕДЕНИЕ
Построение каркаса куба
Рисование каркасов геометрических тел — это передача пространственного положения,
предмета на плоскости листа бумаги. Пространственное положение предмета в натуре
представляет собой определенно выраженный объем, поскольку тело заполняет часть
пространства.
Нарисовать подобие предмета или группы предметов, имеющих определенно
выраженные объемы, на плоском листе бумаги невозможно без специальных знаний.
Специальные знания приходят к тому, кто всерьез занялся изучением основ рисования, кто
учится уметь видеть окружающий мир со всеми его предметами и явлениями.
Человека, не ознакомленного с принципами рисования, оставит равнодушным любая
натурная постановка. Если ему предложить нарисовать уходящую в глубину прямую
дорогу, он непременно набросает на бумаге пару сближающихся кверху, однообразных на
всем протяжении от нижнего до верхнего края листа линий и не подумает даже, правильно
или нет это сделано.
Выходит, что предмет следует нарисовать так, чтобы в изображении он производил
впечатление трехмерного (объемного). Добиться в рисунке впечатления трехмерности
изображенного предмета как раз и является основной задачей рисования. Как среди всех
геометрических фигур самую понятную по очертаниям форму имеет квадрат, так среди
геометрических тел — куб, форма которого образуется квадратами граней, сходящимися
под прямыми углами друг к другу. Ребра граней тоже сходятся у куба под прямыми
углами. Если куб специально не расположить так, чтобы была видна только одна
квадратная грань, все остальные его положения будут угловыми. Эти положения куба в
пространстве обязательно выявят перспективные закономерности. Здесь вступает в свои
права та трудность в рисовании, которую преодолевают с помощью специальных знаний о
закономерностях перспективы.
Каркас куба изготовить легко, а польза от наблюдения и анализа его формы и тем более
рисования несомненна. На примере каркаса практически знакомятся с понятием
«конструкция предметной формы». Следовательно, видя куб «прозрачным», «насквозь»,
мы воочию убеждаемся в изменениях его объема под воздействием пространственных
закономерностей, т.е. перспективных сокращений. С другой стороны, каркас куба
показывает нам только границы его общей формы. Заключение любого объемного тела
внутри определенных границ (очертаний) со всеми присущими ему характерными
признаками составляет конструктивную основу формы предмета.
Геометрические тела настолько универсальны и логичны по своей структуре, что
человеческая мысль соизмерила их с математическими категориями, выведя обоснование
всех объемов в ранг уникальных. Все имеющиеся на свете живые и искусственные формы
представляют собой разнообразные сочетания геометрических объемов.
Конструкция куба означает действительное строение формы этого геометрического
тела. Именно куб по праву является первым предметом, по которому вы учитесь
передавать на бумаге определенно выраженный объем.
Изображая каркас куба, мы знакомимся с принципом строения объемной формы. Этому
помогает ясное представление конструкции куба, полученное благодаря каркасу, что
позволяет точнее построить изображение.
3 Понятие об объемной форме предметов
Основная задача рисования — научиться видеть предметы в объемных формах, чтобы в
практической работе уметь передавать объемность определенными выразительными
средствами — линией, штрихом, тоном. Если мы правильно и выразительно нарисовали
предмет, то это означает, что в карандашном изображении верно построена его внутренняя
основа — конструкция и выразительно переданы материальные свойства (фактура
поверхности). Все это, казалось бы, выглядит просто, но приходится долго и настойчиво
работать, чтобы научиться выполнять подобные рисунки. Никогда не следует полагаться
только на определенные способности к изобразительному искусству. Нужен большой
кропотливый труд, ибо знания, умения и навыки не приходят сами собой, а служат
результатом огромных и напряженных усилий.
В природе нет бесформенных тел. Если бы можно было такое себе представить, то
кроме какойто абстрактной (отвлеченной) пустоты ничего другого не оказалось в
сознании. Поэтому следует поверить в форму как организацию определенных частей,
построенную целесообразно и в строгом соответствии. Предметом в обычном смысле этого
слова называют созданное человеком какоелибо изделие, необходимое людям и
выполняющее определенную функцию. Изучая рисунок, мы должны в своей работе
руководствоваться формой. Известный художникпедагог Дмитрий Николаевич
Кардовский в изданной в Москве в 1938 г. книге «Пособие по рисованию» писал: «Что же
представляет собой форма? Это масса, имеющая тот или иной характер, подобно
геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру и т.д. Живая форма живых натур, конечно, не
является правильной геометрической формой, но в схеме она тоже приближается к этим
геометрическим формам и таким образом повторяет те же законы расположения света по
перспективно уходящим плоскостям, какие существуют для геометрических тел.
Задача обучающегося состоит именно в том, чтобы комбинировать и согласовывать
понимание формы с приемами для изображения (построения) на плоскости светом...
поверхностей, ограничивающих форму в пространстве. Чувство формы, умение видеть и
передавать ее надо развивать обучающемуся для того, чтобы оно из сознания, как говорят,
«перешло в концы пальцев», т.е. при изображении формы на плоскости рисующий должен
ощущать ее так же, как скульптор, который лепит форму из глины или вырубает ее из
камня» (Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию. М., 1938. С. 9).
Люди очень часто употребляют слово «форма». Все правильно понимают смысл,
вкладываемый в это понятие. Да, действительно, термин «форма» (от лат. forma)
переводится как понятие, дающее человеку осмыслить внешнее очертание, наружный вид,
контуры того или иного предмета. В любом изображении всегда показывают прежде всего
форму рисуемого предмета, т.е. правдивые очертания его. Когда художники говорят, что в
этом рисунке хорошо передана объемная форма, они этим подчеркивают правдивость
изображения. На самом деле, понятие «объемная форма» по существу указывает на два
слова, близкие по смыслу, ибо объем предмета также содержит массу, конфигурацию,
присущие и форме. Сам объем следует расценивать прежде всего как одну из
количественных характеристик геометрических тел — вместимость, которая выражается
числом кубических единиц. Деятели изобразительного искусства и архитектуры понимают
под этим словом внешний вид пространства, ограниченного плоскостями.
закономерности строения, т.е. особенности их конструкции.
Таким образом, под объемной формой предметов следует рассматривать
4 Для изображения объемной формы нужны: умение рисующего видеть и понимать
особенности конструкции (строения) предметов и передача трехмерности — длины (или
ширины), высоты и глубины — формы этих же предметов на двухмерной плоскости листа
бумаги.
Следовательно, изображение формы в любом рисунке с натуры должно опираться на ее
построение, а не на срисовывание внешнего облика предмета. Подобное построение
предполагает наличие у обучающегося ясного конструктивного подхода к окружающим
предметам. Так как перед нами двухмерная плоскость, а нужно нарисовать трехмерные
объемы, то представим себе лист бумага неким (условным) пространством и постараемся
на основе имеющихся знаний о способах перспективного рисования разместить в нем
изображаемую форму.
Тоновой рисунок
Рисуя с натуры какойлибо предмет, мы одновременно решаем несколько задач, одна из
которых — передача в изображении светотени.
Чтобы видеть рисуемый предмет, он должен быть освещен естественно (дневной свет)
или искусственно (электрический свет). Физическое явление распределения света,
благодаря которому наше зрение различает окружающую реальность, в изобразительной
практике называют светотенью.
Восприятие различных форм становится возможным потому, что в глаз попадают
отраженные световые лучи. Такой излученный свет позволяет зрительно воспринимать
какойлибо объект.
Освещенные предметы, расположенные в пространстве, различаются нами как
объемные. Объемная форма предмета в соответствии с его конструктивным строением
определяется игрой света и тени. Особенность здесь в том, что форма предмета
складывается из различно расположенных поверхностей, находящихся под разными углами
к лучам света, изза чего освещенность этого предмета оказывается неравномерной: на
участки, находящиеся перпендикулярно к лучам, свет попадает полностью, на другие
распределяется Слабее в зависимости от положения их под определенным углом — как бы
«скользит», а на иные совсем не попадает.
Также имеет значение степень освещенности поверхности предмета, которая зависит
от силы источника и от расстояния до него. На восприятие освещенности рисуемого
предмета влияет также расстояние между ним и рисующим. Это связано со
световоздушной средой, образующей «дымку» (из мельчайших частиц пыли, капелек влаги
и других веществ, находящихся во взвешенном состоянии), которая растворяет резкие
очертания границ света и тени, притемняет освещенные участки и высветляет глубокие
тени.
Излучение света даст световой поток, который распространяется в одном направлении,
достигает предмета и выявляет светлоту поверхности его. В зависимости от яркости
световых лучей светлота предмета становится контрастной. Под словом «светлота»
следует понимать светоотражательную способность поверхности предмета. Мы знаем; что
все, что мы видим и различаем, связано с физической природой света, способного давать
благодаря отражательной способности материальных тел определенные сигналы нашему
глазу, который реагирует на них замечательным свойством — цветоощущением. Само
собой разумеется, что светлота определяется прежде всего особенностью поверхности
предмета в отражении света. Белый, желтый, голубой цвета отражают больше света, чем
черный, синий и коричневый.
Поэтому следует более подробно рассказать о светотени.
Закономерности распределения света на поверхности и вокруг видимого предмета
должен хорошо знать каждый рисующий.
5 Далее необходимо выяснить, почему рисунок, выполненный с соблюдением
светотеневых градаций, называется тоновым рисунком.
Окружающую действительность со всеми ее явлениями, формами и объемами человек
воспринимает зрительно. В зрительном восприятии главную роль играет его способность
видеть мир цветным. Не будь у нашего первобытного предка этой врожденной
способности, кто знает, существовало бы человечество как таковое. Различение оттенков
цвета помогло людям тех далеких веков буквально выжить в борьбе с суровыми и
беспощадными силами природы. Смогли бы они сохраниться, если бы мир вокруг них был
абсолютно бесцветен, что называется серый или чернобелый?
Но почему тогда чернобелые грамотные рисунки так правдивы и привлекательны? С
ответом на этот вопрос повременим, но здесь вплотную подойдем к понятию, с которым
нам придется связывать выполнение изображений с учетом требований правдивости, тона.
Прежде чем определить это понятие, обратимся к окружающей действительности и
назовем некоторые примеры, имеющие отношение к изобразительной деятельности.
Замечательные русские пейзажисты Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович
Шишкин и Федор Александрович Васильев в своем творчестве исполнили помногу
законченных карандашных рисунков природы. Каждый рисунок не только поражает
великолепным мастерством исполнения, но и имеет еще целый ряд достоинств, к которым
относятся правильно взятые светотеневые отношения. В самом деле, как можно добиться
различий в тоне кроны дерева и травы, переднего и дальнего планов, кустарника и сорных
растений? Мастера добивались такого различия с блеском, и чернобелый карандаш в их
руках давал такие тональные эффекты, которые впору сравнить с живописными.
Простым графитным карандашом можно передать блеск воды и с стекла, бархатную и
атласную ткань, кору дерева и нежнейшую форму лепестка розы. И дело здесь в тоне, и
только в нем.
Слово «тон» (от греч. tonos — напряжение) означает общий светотеневой строй
изображения (в живописи этому понятию соответствует цветовой строй произведения).
Итак, тоном называют светотеневой строй изображения. Следовательно, перед
художником, выполняющим длительный творческий рисунок пейзажа или бытовой сценки,
стоит задача передать в своем произведении тональные отношения между всеми
элементами изображении, чтобы рисунок производил на зрителя впечатление не только
глубоким жизненным содержанием, но и выразительностью формы.
Цель данного задания – дать детям основные понятия конструкции предмета,
передавать тоном форму и перспективных изменений предмета.
6 Тема урока: «Линейноконструктивный рисунок куба.
Тональное решение куба». (3 учебных часа)
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Рисунок с натуры.
Цель урока: Закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе, сквозном
построении предметов.
Закрепление знаний о линии горизонта и перспективных сокращений с одной и двумя
точками схода.
Развивать умение рисующего видеть и понимать особенности конструкции (строения)
предметов и передача трехмерности — длины (или ширины), высоты и глубины —
формы этих же предметов на двухмерной плоскости листа бумаги.
Задачи урока: Дать понятие о конструкции, перспективном изменении формы
предметов.
План урока:
1. Введение. Сообщение темы и задач урока
2. Повторение особенностей построения квадрата (1 класс) с одной и
двумя точками схода
3. Объяснение построения каркасного куба во фронтальном положении
(с одной точкой схода)
4. Объяснение построения каркасного куба, находящегося под
случайны углом
5. Объяснение построения каркасного куба, когда ближние боковые
грани равны
6. Работа по таблице «Тональный рисунок куба»
7. Самостоятельная работа учащихся (построение гипсового куба с
легким применением тона)
8. Завершение работы. Анализ. Выводы. Оценка.
Оборудование урока:
Для учителя: бумага, карандаш, маркер, ластик, кнопки, показательные работы
обучающихся прошлых лет, каркасный куб, гипсовый куб
Демонстрационные таблицы: «Линейноконструктивный рисунок куба»
7 Во фронтальном положении
1.
2. Под случайным углом
3. Когда ближние грани равны, а ближнее ребро находится посередине
между ними
«Тональный рисунок куба»
1. Освещение сверху
2. Освещение справа или слева
3. Освещение в контражуре
Для обучающихся: бумага, карандаш, ластик, кнопки
Ход урока
Тема нашего урока звучит так: «Линейноконструктивный рисунок куба.
Тональное решение куба»
Давайте вспомним особенности построения квадрата (1 класс) с 1 и 2 точками схода.
В основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные
геометрические тела, с изучением которых обычно начинается обучение искусству
рисунка. Объем предмета характеризуется трехмерной величиной. От соотношения
высоты, ширины и длины поверхностей зависят внешний вид предмета и очертания,
характеризирующие его форму.
Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить себе с помощью
логики и воображения ее внутреннее строение, будто материальная масса предмета
прозрачна, состоит как бы из стекла. Иначе говоря, нужно разобраться в конструкции
предмета.
Конструкция – это структурная основа формы, костяк, каркас, связывающий
взаиморасположенные в пространстве отдельные элементы и части в единый пластический
объем. Применяемы в рисунке метод «сквозной» прорисовки помогает лучше уяснить себе
характерные особенности строения формы, ее конструкции.
Типичная ошибка в рисовании заключается в том, что обучающиеся стремятся
рисовать лишь обращенные к ним поверхности формы, не думая о структуре предмета в
целом, отсюда плоские, неубедительные рисунки начинающих.
Сначала рассмотрим предмет со всех сторон, чтобы представить себе ясную его
конструкцию.
Теперь можно приступить к построению куба. Для наглядности изучения простых
геометрических тел мы будем использовать каркас куба, сделанных из проволоки.
Куб, как и другие объемные предметы строится на сочетании поверхностей,
ограничивающих объем формы в постоянной среде.
Рисуя куб, используем знания перспективных построений квадрата во фронтальном
положении или под случайным углом.
В первом случае прямоугольные геометрические тела будут иметь на линии горизонта
одну точку схода.
Следовательно мы видим только две плоскости, передняя поверхность не получи
перспективных изменений, а задняя, верхняя, нижняя и боковые плоскости изменятся по
законам перспективы, т.е. будут сокращаться и уменьшаться.
Работаем вместе.
Намечаем ширину и высоту куба. При данном положении ближняя грань будет
выглядеть без изменения, т.е. иметь форму квадрата.
Дальнее вертикальное ребро будет совпадать с ближним ребром.
8 Работа по таблице «Тональный рисунок куба».
Устанавливаем рядом с каркасным кубом гипсовый и искусственную подсветку, так
чтобы была освещена одна грань предмета. Разбираем – какая сторона будет самая
освещенная, какая в полутени, которая в тени (собственная тень предмета) и где будет
находиться падающая тень от предмета.
После общего разбора построения каркасного куба в разных положения, повторяем
основные правила построения куба:
1.
Если мы хоть чутьчуть видим боковую грань, то ближнее
горизонтальное ребро не будет параллельно горизонтальной линии.
2. Чем меньше мы видим грань куба, тем больше угол ее наклона.
3. И наоборот – чем больше мы видим сторону, тем меньше угол ее
наклона.
4. Нижнее основание будет больше верхнего.
5. Дальняя противоположная к передней грань будет выглядеть шире.
6. Ближнее ребро остается без изменения, все остальные ребра будут
меньше соответственно друг другу.
7. Все построение ведется соответственно ближнего ребра.
Обучающиеся приступают к самостоятельной работе.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Индивидуальная консультация обучающихся во время работы над постановкой.
Просмотр и обсуждение работ на расстоянии. Индивидуальные замечания по
построению.
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РАБОТ
Работы раскладываются на обозрение обучающихся. В обсуждении участвует весь
класс.
Примерные вопросы:
9 1. Соблюдены ли пропорции предметов?
2. Правильно выполнена перспектива?
3. Что надо понимать над конструктивной основой формы?
4. Что такое пропорции предмета?
5. Еще какие виды перспективы вы знаете?
6. Какие ошибки вы еще заметили на работах?
7. Грамотно выполнено тональное решение и выбрано освещение предметов?
8. Что такое тон?
9. Объясните закономерности распределения света по форме?
После обсуждения преподавателем подводится итог, выявляются лучшие работы,
выставляется оценка.
Критерии оценки:
1. Грамотная компоновка предметов в формате.
2. Соблюдение пропорций и перспективных изменений.
3. Тональное решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость проведения данной темы на уроках рисунка в детской
художественной школе обусловлена тем, что обучающиеся закрепляют знания о
перспективе, линии горизонта, точек схода, формы и объема предметов. Знание
перспективных изменений предмета развивает пространственное мышление и умение
применять эти знания на других предметах – на уроках живописи, композиции и
скульптуры, и тем самым осуществляется взаимосвязь учебных предметов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Костерин Н.П. «Учебное рисование». М., «Просвещение», 1984.
2. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». М., «Просвещение», 1981.
3. Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальных классах». М., «Просвещение», 1984.
4. Пучков А.С. «Методика работы над натюрмортом». М., «Просвещение»,
Триселев А. 1984.
5. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись». М., «Академия», 2000
6. Берт Додсон «Ключи к искусству рисунка». «Попурри», 2004
7. Елена Козина
Эрвин Панофский «Перспектива кА «символическая форма», «Азбукаклассика»,
2004
8. Барышников А. «Перспектива», «Искусство» 1955
9. Климухин А. «Тени и перспектива», «АрхитектураС», 2010
10. Ивашина Г. «Перспектива», С.Пб., «Государственная художественно
промышленная академия», 2005
11. Антонов Ф.В.,
Бесчастнов Н.П. «Рисунок». М.: Легпромбытиздат, 1988.
12. Пармон Ф.М.,
10 Кондратенко Т.П. «Рисунок и графика костюма». М.: Легпромбытиздат, 1987.
13. Ростовцев Н.Н. «Академический рисунок». М.: Просвещение, 1995.
11
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК КУБА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.