Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
КОНСТРУКТОР LEGO WEDO КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обучающийся 415 ДО-1 группы
Вечкитова Светлана Юрьевна
Подпись обучающегося ____________________
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель ВКР
Шакурова Ирина Александровна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», высшая квалификационная категория
Подпись руководителя ВКР_________________
Нижневартовск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Характеристика понятия «познавательная активность». 6
1.2. Особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Роль конструктора LEGO в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 16
Выводы по первой главе. 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 19
2.1. Выявление уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 19
2.2. Реализация программы кружка «LEGO-ленд» по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO WEDO.. 24
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы.. 32
Выводы по второй главе. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 37
ПИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательная активность - осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива.
Познавательная активность - основной вид деятельности детей. Она имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная активность, как никакая другая деятельность, в силу своей специфике обеспечивает детскую активность, самодеятельность.
Успешность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, сознательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.
Вопросу познавательной активности уделяли внимание многие психологи, такие как: А.В. Запорожец, Г. Костюк, М.И. Лисина, Н.Н.Поддъяков.
Важнейшая задача педагогов - сформировать у детей познавательную активность. Согласно мнению известного психолога Давыдова: «Решением данной задачи является правильно организованный учебно-воспитательный процесс. А это значит поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить».
Проблему познавательной активности ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё Роджерс подчёркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесение её на высшую ступень являются практические исследования действия самого ребёнка.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-практическим путем проверить эффективность использования LEGO WEDO как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: программа кружка «LEGO-ленд» с использованием конструктора LEGO WEDO как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: реализация программы кружка «LEGO-ленд» с использованием конструктора LEGO WEDO будет способствовать более эффективному развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития познавательной активности старших дошкольников.
2. Определение начального уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка и апробация программы кружка «LEGO-ленд» для детей старшего дошкольного возраста с использование конструктора LEGO WEDO, направленной на развития познавательной активности детей 5-6 лет.
4. Анализ результатов опытно-практической работы.
Методы исследования:
– теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
– педагогическое наблюдение за деятельностью детей старшего дошкольного возраста;
– проведение опытно-практической работы.
Новизна и теоретическая значимость исследования: разработанная и апробированная программы кружка «LEGO-ленд» для детей 6-7 лет, направленная на развитие познавательной активности активизирует речевое развитие, конструкторские способности и творческое воображение детей, а также способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.
Практическая ценность исследования: состоит в том, что программы кружка «LEGO-ленд» может применяться в работе воспитателей и педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных организаций при организации развивающей, индивидуальной и кружковой работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
База исследования: педагогический эксперимент проведен в МАДОУ города Нижневартовска ДС № 62 «Журавушка» с детьми подготовительной к школе группе в количестве 10 человек.
Структура исследования: исследования состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Под познавательной активностью они понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях [28].
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда - условие, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.
Многие известные психологи и педагоги занимались вопросом познавательной активности. Например, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.
Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности - активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы [27].
Есть учёные, которые понимают познавательную активность как качество личности. Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Некоторые учёные определяют процесс познавательной активности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепринято в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в них определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперёд. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют:
- общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Серебрякова, и другие.),
- потребность в новых впечатлениях (Л.И.Божович),
- общий уровень развития активности (Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицин и другие.).
Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом. Известно, что познание - главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность» [20].
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно - ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе - акцент при этом переносится на деятельную личность.
Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ими социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обгрунтовывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления. Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.
Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, т.е., процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания. Получается, как раз за пониманием идёт «вспышка активности». Это, в свою, очередь, вызывает у ребенка положительные эмоции. Тут следует вспомнить слова известного украинского психолога Г. Костика, который утверждал, что понимание является не только интеллектуальным процессом, когда раскрывается «цветок понимания», а и всегда эмоционально переживается личностью.
Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.
Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение; действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета; постоянное притяжение к этому объекту [26].
Познавательная активность у детей дошкольного возраста по степени устойчивости бывает эпизодическая и устойчивая.
Эпизодическая познавательная активность существует временно. Пробуждается она познавательным материалом, внешней стороной деятельности и методом преподнесения (а не усвоения) знаний. Эпизодическая познавательная активность первоначально возникает как переживание радости познания предмета, явлений или способа действия. Радость овладения деятельностью вызывает активность ребенка.
Устойчивая (личностная), активность развивается как познавательная устремленность ребенка и сопряжена с инициативным поиском знаний. В основе познавательной активности является активная мыслительная деятельность. В связи с чем важно, чтоб ребенок размышлял и высказывал свое мнение. Факторами, влияющими на формирование познавательной активности ребёнка являются общение, потребности в новых впечатлениях, общий уровень развития активности.
В формировании познавательной активности у ребенка достаточно высока роль взрослого. Решение проблем познавательного развития связывается в основном с воздействиями взрослого.
Эмоциональное отношение взрослого и формы общения с ним квалифицируются как сильнейший мотивационный фактор познания. Учитываются способы организации материала и усвоение нормативных средств познания. Вместе с тем накоплены данные, позволяющие говорить о предпосылках и назревшей необходимости в постановке проблемы совместной познавательной деятельности дошкольников.
К старшему дошкольному возрасту растет интерес к действиям сверстника, его мнению, желаниям, настроениям, появляется стремление к взаимопониманию и сопереживанию с ним. Дошкольный возраст – это период интенсивного интереса к сопоставлению различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности. В этом возрасте формируется умение перестроить свои действия с учетом позиции партнера и обосновать необходимость этого.
Таким образом, условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность. Первостепенное значение приобретает факт успешного завершения поисковых действий. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности.
Познавательный интерес – это потребность отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической деятельности.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Изменение параметров нормативной ситуации (внешних признаков ситуации и правил - возможных способов действия в ней) будет влиять на проявление познавательной активности старших дошкольников, с повышением уровня сложности ситуации, а именно, с увеличением количества внешних параметров ситуации и возможных способов действия проявляемая ребенком познавательная активность будет возрастать.
Ситуации с более высоким уровнем сложности должны стимулировать проявление познавательной активности старших дошкольников. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности старших дошкольников: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные.
Экстенсивный путь реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых старшим дошкольникам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника, и это предполагает изменение самой структуры программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение).
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, в том числе и познавательной.
Исследования, проведенные ведущими психологами, позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем наибольшее значение отводится перцептивным и мыслительным.
Можно выделить некоторые способы развития познавательной активности старших дошкольников:
Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослым.
Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования, постановка опытов и игры с занимательным математическим материалом. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности.
Одним источником развития познавательной активности старших дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.
С.В. Кожакарь и С.А. Козлова выявила педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития познавательной активности; организация познавательной активности детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
На протяжении дошкольных лет ребёнок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь с взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятии. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.
Анализ имеющихся психолого-педагогических исследований по проблеме формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста и влияния на этот процесс общения, взаимодействия с взрослым позволяет выделить направления, близкие нашему исследованию, по которым данная проблема изучалась:
1. Вопросы ребенка как специфическая форма проявления познавательной активности.
2. Познавательная активность (в форме вопросов) как его проявление.
3. Взаимосвязь познавательной активности (в частности, в форме вопросов) и познавательной деятельности ребенка.
4. Проблема стимуляции вопросительно-познавательных активных проявлений детей.
5. Познавательная активность (в форме вопросов) в структуре деятельности общения детей дошкольного возраста.
6. Влияние общения с взрослым на формирование устойчивой познавательной активности (в форме вопросов) у детей.
Изучению детских вопросов как особой формы проявления познавательного отношения к миру, познавательной активности посвящен ряд исследований Н. Бабич, Д.Б. Годовиковой, А.И. Сорокиной, К.И. Чуковского, Н.Б. Шумаковой. Исследователи единодушно характеризуют активные познавательные проявления детей в виде вопросов как проявление мыслительной, интеллектуальной активности.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в использовании занимательного математического материала являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели и ее достижения.
Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
Таким образом, особенности развития познавательной активности дошкольников состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, педагог должен стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило ребенку стать личностью. Анализируя психолого-педагогические исследования по проблеме активности в целом, обобщая опыт ученых и педагогов-практиков по вопросам формирования познавательной активности, можно сделать вывод, что познавательная активность дошкольника есть деятельно-практическое инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности [3].
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Ценность реальной технологии заключается в том, что практически, через непосредственную деятельность, обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления; развиваются способности ребёнка к определению проблемы, аналитическим операциям и возможности самостоятельному выбору пути её решения.
Широким образовательным потенциалом обладает конструктор LEGO. Достоинствами этого конструктора являются эстетичность, привлекательность для детей и полифункциональность. Именно поэтому конструктор ЛЕГО широко внедряется в зарубежные и отечественные образовательные и специальные (коррекционные) учреждения, а также имеется во многих семьях. Деятельность с конструктором LEGO как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребенка, что часто ее рассматривают как конструктивно – игровую деятельность. Игровая деятельность является ведущей для дошкольников, поэтому использование конструктора LEGO в образовательных целях не противоречит возрастным особенностям детей.
LEGO- конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.
Интеграция различных видов детской деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и дает ребенку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода. В отечественной педагогике достаточно широко изучены педагогические возможности такого вида детской продуктивной деятельности, как конструирование. В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова отмечено, что дошкольники в процессе продуктивной деятельности учатся выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и отражать их в образной форме.
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Вопросу познавательной активности уделяли внимание многие психологи, такие как: А.В. Запорожец, Г. Костюк, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков [16].
Важнейшая задача педагогов - сформировать у детей познавательную активность. Согласно мнению известного психолога Давыдова: «Решением данной задачи является правильно организованный учебно-воспитательный процесс. А это значит поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить».
Проблему познавательной активности ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё Роджерс подчёркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесение её на высшую ступень являются практические исследования действия самого ребенка.
LEGO- конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.
Цель опытно-практической работы – проверить эффективность использования LEGO WEDO как средства развития познавательной активности у детей 5-6 лет.
Наше исследование проводилось в МАДОУ города Нижневартовска ДС № 62 «Журавушка». В исследовании приняло участие 10 детей, посещающих старшую группу детского сада.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить критерии и показатели развития познавательной активности у детей 5-6 лет (таблица 1) для определения уровней их развития.
Таблица 1
Критерии |
Показатели |
Диагностические задания |
когнитивный |
- наличие познавательных вопросов, - эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность |
Методика «Сказка» (И. Ганошенко, В.С. Юркевич) |
мотивационный |
- создание ситуаций успеха и радости, - целенаправленность деятельности, ее завершенность |
Методика «Определения доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка» (М. Н. Ильина) |
эмоционально-волевой |
- проявление положительных эмоций в процессе деятельности; - длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач |
Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева) |
действенно-практический |
- инициативность в познании; - проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка |
Методика «Вопрошайка» (М.Б. Шумакова) |
На основе выделенных критериев и показателей были сформулированы характеристики уровне развития познавательной активности у детей 5-6 лет:
Низкий уровень (0 – 1,44 балла): дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень (1,45 – 2,44 балла): детей отличает большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
Высокий уровень (2,45 – 3 балла): дети проявляют инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста был подобран ряд методик, направленных на выявление у них степени любознательности, инициативности, познавательной потребности, а также самостоятельности.
1) Методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка
Цель: выявить степень выраженности любознательности у дошкольников.
Ход выполнения: ребёнку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырёх: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.
Обработка данных: фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, пусть даже и желая послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.
2) Методика «Определения доминирования познавательного или игрового мотива ребtнка» М. Н. Ильиной.
Цель: определение уровня познавательной потребности.
Ход выполнения: ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем ребенку читают интересную сказку и на самом интересном месте чтение прерывается. Вопрос ребенку: что он сейчас хочет – поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?
Критерии оценки: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно, возьмутся, то за другое.
3) Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), направленная на изучение инициативности, настойчивости, самостоятельности и произвольности эмоциональных проявлений.
Цель: изучение самостоятельности.
Ход выполнения: проводится наблюдение за ребенком в разных видах деятельности (в игре, на занятиях, в повседневной жизни).
Какие волевые качества у ребенка сформированы:
- самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности) или не умеет;
- инициативность: умеет ли ребенок проявлять инициативу; в каких видах деятельности и как она проявляется.
Делаются выводы о том, насколько сформированы самостоятельность и инициативность.
4) Методика «Вопрошайка» (М.Б. Шумакова)
Цель: изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
Подготовка и проведение исследования: подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Количественные результаты диагностики представлены в таблице 2:
Таблица 2
№ |
ФИ ребенка |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Средний балл |
Уровень |
1 |
Катя Т. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,3 |
Н |
2 |
Тоня Ч. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,8 |
В |
3 |
Полина П. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
В |
4 |
Ева П. |
2 |
3 |
3 |
1 |
2,3 |
С |
5 |
Ясмина И. |
2 |
3 |
3 |
1 |
2,3 |
С |
6 |
Савелий Ф. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
В |
7 |
Егор Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,0 |
С |
8 |
Макар П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,0 |
С |
9 |
Артем Б. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1,8 |
С |
10 |
Ислам Б. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1,3 |
Н |
Результаты первичной диагностики показали, что:
- высокий уровень развития познавательной активности у детей показали: 30% (3 чел.) - дети проявляют инициативу, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения;
- средний уровень показали 50% детей (5 чел.) - дети проявляют самостоятельность в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоциональное отношение к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения. Получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым;
- у 20% детей (2 чел.) обнаружили низкий уровень - дети не проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
В ходе проведения исследования были получены результаты, занесенные в рисунок 1:
Рисунок 1
Таким образом, качественный анализ результатов исследования показал, что уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста развиты на среднем уровне, они носят неполный, фрагментарный характер. Большинство детей не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции, не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. Испытывали трудности в решении задачи.
Познавательная активность у детей развита недостаточно, что требует целенаправленной, систематической работы в этом направлении.
В связи с полученными результатами диагностики уровня развития познавательной активности детей появилась необходимость провести соответствующую развивающую работу: разработка и реализация программы кружка «LEGO-ленд» (Приложение 1).
Программа «LEGO-ленд» разработана с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Программа может быть включена как в часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, так и в курс краткосрочных образовательных практик.
Программа учитывает основные дидактические принципы, содержание занятий подобрано в соответствии с базовым содержанием программы LEGO WEDO и программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста. Программа преследует пропедевтические цели, позволяет реализовать единую линию развития технического творчества и познавательной активности у детей на этапах дошкольного детства средствами LEGO-конструирования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Программа объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Программа состоит из трех разделов: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.
В целевой раздел входит:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи программы кружка «LEGO-ленд».
Цель: создание условия для развития познавательного интереса и формирования основ инженерно-технического мышления.
Задачи:
Обучающие:
· совершенствование умения создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу;
· формирование представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств, правилах безопасной работы при конструировании;
Развивающие:
· развитие интереса к технике, конструированию, техническому творчеству;
· развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;
· развитие психофизиологических качеств: памяти, внимания, творческого и логического мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать, планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном;
· развитие творческой инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
· формирование предпосылок к учебной деятельности: умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца, терпения;
· воспитание умения работать в коллективе.
3. Принципы и подходы к формированию программы кружка «LEGO-ленд»:
· личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
· природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
· сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
· систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
· «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности);
· дифференциации и учета индивидуальности.
4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
5. Планируемые результаты освоения программы кружка «LEGO-ленд»
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
В содержательный раздел входит:
1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Включает в себя образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная проектная деятельность.
Дополнительный образовательный процесс в ДОО строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника
Виды детской деятельности |
Формы работы |
Двигательная |
игровые упражнения; |
Игровая |
сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры; режиссерские игры. |
Изобразительная |
изготовление продуктов детского творчества; |
Коммуникативная |
ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; придумывание историй; создание сказок. |
Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице) |
совместные действия; дежурство; поручение; задания. |
Познавательно-исследовательская |
решение проблемных ситуаций; проектирование решения проблемы; моделирование; реализация проекта; исследования объектов окружающего мира; |
Музыкально-художественная |
восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, театрализация, развлечения; |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
чтение; обсуждение; |
Конструирование |
конструирование из различного материала: конструкторы, модули. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме. |
2. Организация, содержание и методы обучения по ЛЕГО-конструированию.
Методы |
Приемы |
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный |
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Особенности организации дополнительного образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста.
Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
Использование современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка:
Личностно-ориентированная технология |
Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. |
Технология сотрудничества |
Направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми. |
ИКТ - технологии |
Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. |
ЛЕГО-конструирование |
Одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. |
Педагогическая технология - метод проектов |
Это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. |
Игровые педагогические технологии |
Создание творческой атмосферы обучения творчеству |
Использование культурных практик детства:
· организации саморазвития ребенка в детско-взрослой общности;
· взаимодействие детей и взрослых;
· взаимосвязь педагогического проектирования и детской проектной деятельности.
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды:
· обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
· позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
· содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
· позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Форма работы |
Программное содержание |
Пример |
Задания на группировку и классификацию |
Задания на понимание и принятие детьми мотива действий способствует их осознанию и повышает познавательную активность |
Постройте модель «Корабля» использую только детали (кирпич, балка). |
Метод моделирования и конструирования |
Располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. |
Создай свою план-карту по постройки модели «Нефтяная качалка» |
Метод анализа и синтеза |
Рассматривание конструкции, на которой использованы фигурки «профессии». Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию |
Посмотрите на конструкцию что вы видите? Кому это принадлежит? Чего не хватает? Давайте помоем и соберем вместе. |
Прием сравнения |
Задания на сравнение по цвету и форме, сходству, сенсорные эталоны и конструкции (чем похожи, чем отличаются). |
Посмотрите на технологическую карту и сравните с моделью у вас на столах. Чего не хватает? |
Метод проблемных вопросов |
При анализе конструкций педагог стимулирует детей к дискуссии, к высказыванию собственного мнения. |
«Почему башня, построенная стопкой, менее устойчивая чем с помощью соединения втулок?», почему вторая конструкция более устойчива? |
Решение логических задач |
Активизация уже полученных знаний, формирование умений делать простейшие умозаключения, увлекает и развлекает детей, закрепляют полученные знания и умения, упражняют в применении полученных знаний в других видах деятельности. |
«Кто есть кто?» (Есть красная, синяя и желтая деталь. Расположи их по порядку, если красная не на втором и не третьем месте, а желтая – не на третьем? Ответ: красная, желтая, синяя). |
Экспериментирование и опыты |
С помощью этого дети осваивают понятия входа и выхода, исследуют ситуации «что случится, если?..», «как сделать, чтобы?..» |
Что будет, если мы поменяем направления в программе мотора? |
3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Формы работы с родителями по познавательному развитию детей:
· Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись).
· Создание в группе при поддержке родителей выставок «История изобретений» с целью расширения кругозора дошкольников.
· Организация выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
· Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по темам (Лего-конструирование, робототехника).
· Участие родителей в организации в ДОО встреч детей с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда.
· Леготека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
· Проведение практикумов для родителей - знакомство с различными техниками ЛЕГО-конструирования.
В организационный раздел входит:
1. Учебный план
2. Календарный учебный график
3. Организационно-педагогические условия реализации программы «ЛЕГО – конструирование».
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
4. Методические материалы и средства обучения и воспитания.
Освоение конструкторов типа LEGO велось последовательно от простого к сложному. Структура занятия:
Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
Основной этап (до 25 минут) — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
· показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки (инструктивной карты) самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
· физкультминутка, видеозарядка с LEGO-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ.
Анализ проводится с учётом таких критериев:
· аккуратность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
· технические умения и навыки;
· степень самостоятельности проделанной работы;
· целеустремленность, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы.
Таким образом, использование конструкторов LEGO WEDO помогает реализовать серьезные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
После проведения развивающего этапа работы было проведено повторное диагностическое обследование детей по первоначальным методикам.
Результаты повторной диагностики представлены в таблице 5. Из таблицы следует, что уровень развития познавательной активности у дошкольников заметно повысился.
Таблица 3
№ |
ФИ ребенка |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Средний балл |
Уровень |
1 |
Катя Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,0 |
С |
2 |
Тоня Ч. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,8 |
В |
3 |
Полина П. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
В |
4 |
Ева П. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
В |
5 |
Ясмина И. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
В |
6 |
Савелий Ф. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
В |
7 |
Егор Л. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,5 |
В |
8 |
Макар П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,0 |
С |
9 |
Артем Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,0 |
С |
10 |
Ислам Б. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1,3 |
Н |
Результаты повторной диагностики показали, что высокий уровень развития познавательной активности у детей показали 60% (6 чел.), средний уровень показали 30% детей (3 чел.), низкий - 10% детей (1 чел.).
Результаты сравнительного анализа полученных данным первичной и повторной диагностики отображены в форме диаграммы (рисунок 2).
Рисунок 2
Сравнение показателей уровня развития познавательной активности до реализации программы «LEGO-ленд» и после, наглядно демонстрируют, что уровень развития познавательной активности повысился, изменился показатель наличия познавательной потребности, возросла самостоятельность и инициативность.
Таким образом, проведенная работа подтвердила эффективность систематического и целенаправленного использования конструктора LEGO WEDO в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии их познавательной активности. Задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования. Однако, итоги исследования познавательной активности детей показали, что они находятся на среднем и низком уровне развития.
В процессе проведения целенаправленной работы по реализации программы кружка «LEGO-ленд», направленной на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO WEDO показатели развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста – улучшились.
Проведенная работа подтвердила эффективность систематического и целенаправленного использования конструктора LEGO WEDO в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии их познавательной активности. Задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Современный этап развития образования требует от педагогов поиска новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка. Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира.
Познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).
Среди структурных элементов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выделяют: интеллектуальный - уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент - потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.
Успешность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, сознательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Период старшего дошкольного возраста у ребенка обычно ярко выражено стремление попробовать самому воссоздать какой-либо реально действующий объект.
Наборы конструктора LEGO WEDO помогают в игровой форме исследовать принципы действия простых и сложных механизмов, встречающихся в повседневной жизни: зубчатых колес, рычагов, шкивов и колес на осях. Набор предназначен для решения практических заданий.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования. Однако, итоги исследования познавательной активности детей показали, что они находятся на среднем и низком уровне развития.
В процессе проведения целенаправленной работы по реализации программы кружка «LEGO-ленд», направленной на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO WEDO показатели развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста – улучшились.
Результаты повторной диагностики показали, что высокий уровень развития познавательной активности у детей показали 60% (с 3 чел. до 6 чел.), средний уровень показали 30% детей (с 5 чел. до 3 чел.), низкий - 10% детей (с 2 чел. до 1 чел.).
Таким образом, проведенная работа подтвердила эффективность систематического и целенаправленного использования конструктора LEGO WEDO в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии их познавательной активности. Задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
На основании проведенной работы смогли убедиться в эффективности использования LEGO конструирования как средства развития познавательной активности у детей 5-6 лет.
1. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / В. Богат, В. Нюкалов. – Дошкольное воспитание. – 1994. - №1. – С. 17-19.
2. Бурачевская, О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования [Текст] / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2. – С. 55-57.
3. Бухарина О.В. «Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/04/23/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey
4. Брежнева. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников, // Дошкольное воспитание, 1998, - №2, - С. 12-15.
5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М.: Изд-во Просвещение, 1986.- 228 с.
6. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. - М.: Изд-во Просвещение,1996.- С.133-146
7. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 1984 - №1 - С.14 - 17.
8. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение». Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М., Академия, 2002.
9. Давидчук А.Н. Формирование конструктивного замысла // Дошкольное воспитание - №4.
10. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 536-537. — URL https://moluch.ru/archive/118/32529/ (дата обращения: 24.12.2017).
11. Ендовицкая, Т.О развитии творческих способностей / Т. Ендовицкая. – Дошкольное воспитание, 2009. - №12. – С. 73-75.
12. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников [Текст]: книга для воспит. дет. сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М., 1990.
14. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников [Текст] / С.В. Коноваленко. – М. : Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
15. Кругова Е.Ю., Чемоданова Н.А. Возможности конструктивной деятельности в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1018/10684
16. Литвиненко И. Многоканальная деятельность - способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2014, № 4, с.22-24.
17. Лиштван З.В. Конструирование / Спец. ред. Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 1981.
18. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Запорожца. – М., 1948
19. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.
20. Мухина В.С. Психология дошкольника, - М., Просвещение, 2014г., с. 205
21. Нечаева, В.Г. Конструирование в детском саду [Текст]. – М., 1961.
22. Парамонова Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. -1985. — №7. — С.
23. Парамонова, Л.А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании / Л.А. Парамонова. // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под. Ред. Н.Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1992. – 208 с.
24. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.
25. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
26. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника, К., Радянська школа, с. 43.
27. Руссова С. Теория и практика дошкольного воспитания, Львов-Краков-Париж, Просвещение, с.17.
28. Умственное воспитание детей дошкольного возраста Под ред Поддьякова Н.Н.с.23.
29. Флерина, Е.А. Место и роль строительного материала в дошкольном учреждении. Методические письма по дошкольному воспитанию. Письмо восьмое / Е.А. Флерина. М.–Л.: Гослитиздат, 2011. – 311 с.
30. Шайдурова, Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности [Текст]: Справочное пособие / Н.В. Шайдурова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
31. Ширяева, Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 10.
32. LEGO Education WEDO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/product/wedo
33. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.