Конструкторское бюро "Разработка модели самоуправления в классном коллективе"

  • Семинары
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конструкторское бюро. Разработка модели самоуправления в классном коллективе Участники: классные руководители 1-11-х классов, заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе – начальник конструкторского бюро, методист центра (института) повышения квалификации работников образования. Цель: способствовать расширению и углублению представлений классных руководителей о самоуправлении в классном коллективе.
Иконка файла материала Конструкторское бюро.docx
Конструкторское бюро.  Разработка модели самоуправления в классном коллективе Участники:  классные руководители 1­11­х классов, заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе – начальник конструкторского   бюро,   методист   центра   (института)   повышения квалификации работников образования. Цель:  способствовать   расширению   и   углублению   представлений   классных руководителей о самоуправлении в классном коллективе. Подготовительная работа 1. Заместитель директора школы по воспитательной работе предлагает классным   руководителям   ознакомиться   с   представленными   в   учебно­ методическом   пособии   «Классному   руководителю   о   самоуправлении   в классе»   различными   вариантами   моделей   самоуправления   в   классном коллективе. 2. Школьный   библиотекарь   готовит   выставку   книг   и   статей   о самоуправлении в школе и классе. 3. Педагог­организатор   вырезает   из   цветной   бумаги   небольшие квадраты   синего,   красного,   жёлтого   и   зёленого   цвета   (их   число   должно соответствовать количеству классных руководителей и позволить разделить педагогов­воспитателей на приблизительно равные по численности группы). 4. Заместитель директора готовит листы с описанием четырёх типов воспитательных   систем   (для   каждой   группы   классных   руководителей   по одному   листу),   приглашает   на   заседание   методиста   центра   (института) повышения квалификации работников образования. Оформление, оборудование и инвентарь: а) на доске пишется тема заседания конструкторского бюро – методического   объединения   классных   руководителей   и эпиграф:  «Самодеятельность   –   очень   острое   оружие: деятельность,   совершаемая   по   внутреннему   побуждению, обязательно   отражается   в   чертах   личности»   (Т.Е. Конникова); б)   для   каждой   из   четырёх   групп   конструкторов   оборудуется рабочее   место   (один­два   стола,   необходимое   количество стульев,   ручки,   фломастеры,   лист   ватмана,   бумага   для записи); в)   оформляется   выставка   книг   и   статей   о   самоуправлении   в школе и классе; г) четыре комплекта бумажных квадратиков синего, красного, жёлтого   и   зелёного   цвета   и   четыре   листа   с   описаниемследующих   типов   воспитательных   систем   (по   Е.Н Барышникову и И.А. Колесниковой). Памятка 1 Воспитательная система рационально­ образовательной ориентации Ценности  рационально­познавательные:   Знание,   Разум,   Наука, Истина,   Рациональность,   Объективность,   Техника,   Цивилизация   и т.п. Цель воспитания – человек со следующими качествами: ­ ­ ­ ­ высокий уровень развития интеллекта; рационально мыслящий; владеющий жизненно необходимым запасом знаний; способный продолжить и получить элитарное образование; ­ обладающий   исследовательскими   способностями,   способный   к самостоятельному процессу познания; - постигший современные информационные технологии. Ведущие педагогические технологии: ­ ­ ­ ­ ­_________________________________________эвристического развивающего обучения; формирования познавательного интереса; информационного взаимодействия; ТРИЗ;   и проблемного обучения; исследования; ­_________________________________________совместного   научного - дифференцированного и индивидуального обучения. Основные виды деятельности: ­ работа предметных кружков и факультативов, научного общества учащихся; ­ система   научно­познавательных   конкурсов,   фестивалей, праздников; ­ подготовка   и   проведение   предметных   недель,   школьных олимпиад; ­ ­ ­ деятельность по самообразованию; оздоровительно­восстановительная деятельность; освоение современных информационных технологий. Памятка 2Воспитательная система культурно­нравственной ориентации Ценности  нравственно­гуманитарные:   Культура,   Искусство, Интеллигентность, Красота, Добро, Творчество и т.п.  Цель воспитания – человек со следующими качествами: ­ ­ носитель определённого типа культуры; творчески   осваивающий   и   преобразующий   мир   человеческой культуры; ­ ­ ­ обладающий высоким уровнем гуманитарного типа мышления; имеющий осознанную нравственную позицию; стремящийся к постижению и сотворению красоты; ­ способный   к   самореализации   в   пространстве   национально­ региональной культуры. построения культурного пространства; культурной коммуникации; освоения различных видов искусств; развития гуманитарного мышления; становления субъекта культуры; развития речи; формирования эстетического вкуса; освоения иностранных языков; формирования нравственной позиции; Ведущие педагогические технологии: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ - развития творческих способностей. Основные виды деятельности: ­ ­ система   дополнительного   образования   детей   (музыкальное, хореографическое, художественное, театральное); газета, театр, музей, хореографическая студия, объединяющие в своей деятельности весь коллектив; фестивали, выставки, концерты; изучение этико­эстетического блока учебных предметов; обучение   детей   в   специализированных   классах   гуманитарного ­ ­ ­ профиля; ­ экскурсии, посещение учреждений культуры. Памятка 3 Воспитательная система социальной ориентации Ценности  социальные: Отечество, Гражданственность, Справедливость, Общество, Равенство, Демократия и т.п. Цель воспитания – человек со следующими качествами: ­ осознающий и принимающий ценности человеческого общества;­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ социального взаимодействия, свободы и демократии; справедливый по отношению к людям; соблюдающий   принципы   равноправия   и   ненасилия   в   процессе взаимодействия с людьми; социально активный, законопослушный; гражданин ­ патриот своей страны; успешно   осваивающий   и   выполняющий   социальные   роли   ученика, члена   семьи,   жителя   своего   города,   гражданина   своей   страны, человека мира, члена детского сообщества; способный   участвовать   в   творческом   преобразовании   социальной действительности. личностной ориентации Ценности индивидуально-значимые: Индивидуальность, Уникальность, Самобытность, Достоинство, Свобода, Творчество и т.п. социального проектирования; социально­психологической реабилитации; коллективной творческой деятельности; ненасильственной коммуникации; овладения способами социальной самозащиты; коллективного способа обучения; формирования правовой культуры; организации производительного труда; профессиональной ориентации; социально­игрового моделирования; Ведущие педагогические технологии: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ - формирования экономического мышления. Основные виды деятельности: ­ система   социально­педагогической   помощи   и   поддержки учащихся; ­ ­ ­ организация родительского и ученического самоуправления; выездные лагерные сборы; социально­психологические тренинги; ­ организация   жизнедеятельности   детей   и   взрослых   по тематическим периодам на основе КТД; ­ ­ ­ система обучения социальным навыкам; деятельность детских творческих объединений; участие   в   различных   социальных   проектах,   конкурсах, соревнованиях Памятка 4 Воспитательная система индивидуально­Цель воспитания – человек со следующими качествами: ­ ­ постигающий собственный внутренний мир, имеющий потребность ориентирующийся на гуманистические ценности; в самопознании и самореализации; взявший на себя ответственность за выбор жизненного пути; ­ ­  способный   к   самоопределению   и   самореализации   в   различных сферах человеческого бытия;  ­ подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность. Ведущие педагогические технологии:  ­ самопознания и самореализации; ­ творческого самовыражения;  ­ достижения успеха; ­ саморегуляции; ­ ­ становления субъекта жизнедеятельности;  ­ развития творческих способностей;  ­ рефлексивные технологии; - техники самовыздоровления. Основные виды деятельности: межсубъектного общения; ­ ­ ­ учебные   или   факультативные   программы   о   человеке   и   его проблемах культура   жизненного самоопределения, философия творчества и т.п.); (человековедение,     учебные предметы или факультативы по выбору; самообразование учащихся; ­ индивидуально­развивающие   тренинги   саморазвития,   мотивации гуманистических достижений, взаимоотношений; система   дел,   направленных   на   формирование   мотивации   успеха (турниры, конкурсы, испытания);   личностной   причинности,   ­ ­ ­ деятельность органов ученического самоуправления; самостоятельная   деятельность   учащихся   по   организации   досуга (творческие дела, дискотеки, ведение учащимися кружков, клубов, секций); ­   система   развития   творческих   способностей   (ТРИЗ,   уроки творчества,   актерского   мастерства,   праздники,   фестивали, творческие самопрезентации). Ход работы бюро 1. Классные   руководители   при   входе   в   аудиторию   выбирают цветные   квадратики   и   в   соответствии   с   цветом   занимают рабочие   места   за   тем   или   иным   столом.   Таким   образомформируются   примерно   равные   по   количеству   группы конструкторов. 2. Заместитель   директора   школы   –   начальник   конструкторского бюро  говорит  о  важности  работы  по  развитию   инициативы  и самодеятельности   детей   в   классном   коллективе,   обращая внимание   педагогов­воспитателей   на   эпиграф   к   заседанию методического   объединения,  разъясняет   цель   и   порядок предстоящей работы. 3. Каждая   конструкторская   группа   получает   лист   с   описанием одного   из   четырёх   типов   воспитательной   системы.   Её   члены внимательно в течение 5­7 минут изучают характерные черты описанной на листе системе воспитания учащихся, так как с их учётом   будет   конструироваться   модель   самоуправления   в классном коллективе. 4. Начальник   конструкторского   бюро   предлагает   начать   работу   по конструированию моделей классного самоуправления с выдвижения и обоснования целевых ориентиров. Время работы – 8­10 минут. 5. Руководители групп докладывают о результатах выполненной работы, выслушивают   комментарий   методиста   и   получают   второе   задание: сформулировать принципы (основополагающие идеи, главные правила, основные требования) самоуправленческой деятельности. 6. После   десяти­двенадцатиминутной   мыследеятельности   представители групп   называют   сформулированные   ими   принципы   организации самоуправления   в   классном   коллективе.   Методист   комментирует высказанные   мнения   и   приводит   примеры   формулировок   принципов, ставших   требованиями   и   правилами   в   успешно   функционирующих системах   классного   самоуправления   в   образовательных   учреждениях муниципалитета, региона, страны. 7. Заместитель директора школы даёт группам третье задание: разработать структуру   самоуправления   в   классном   коллективе   и   механизм самоуправленческой   деятельности.   Он   обращает   внимание   классных руководителей   но   то,   что   конструирование   структуры   и   механизм нужно   осуществлять   с   учётом   особенностей   типа   воспитательной системы. Время выполнения задания – 20­25 минут. 8. Руководители   конструкторских   групп   показывают   изображенные   на листах ватмана модельные разработки и разъясняют их суть. 9. После комментария методиста заместитель директора школы подводит итоги   работы   конструкторского   бюро,   благодарит   всех   участников коллективной   творческой   мыследеятельности   и   рекомендует использовать подготовленные разработки в практической деятельности. Рекомендуемая литература1. Барышников Е.Н., Колесникова П.А. О   воспитании   и воспитательных системах. – СПб., 1996. 2. Барышников Е.Н. Становление   воспитательной   системы образовательного учреждения. – СПб., 2005. 3. Классному руководителю о самоуправлении в классе / Авт.­coст. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др. – М., 2005. 4. Методические рекомендации Минобрнауки России по развитию самоуправления   в   общеобразовательных   учреждениях.   –   М., 2005. 5. Степанов Е.Н. Лекция.   Самоуправление   в   классном коллективе // Классный руководитель. – 2006. – № 8.