Конструкторское бюро.
Разработка модели самоуправления в классном коллективе
Участники: классные руководители 1-11-х классов, заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе – начальник конструкторского бюро, методист центра (института) повышения квалификации работников образования.
Цель: способствовать расширению и углублению представлений классных руководителей о самоуправлении в классном коллективе.
Конструкторское бюро.
Разработка модели самоуправления в классном
коллективе
Участники: классные руководители 111х классов, заместитель директора
образовательного учреждения по воспитательной работе – начальник
конструкторского бюро, методист центра (института) повышения
квалификации работников образования.
Цель: способствовать расширению и углублению представлений классных
руководителей о самоуправлении в классном коллективе.
Подготовительная работа
1. Заместитель директора школы по воспитательной работе предлагает
классным руководителям ознакомиться с представленными в учебно
методическом пособии «Классному руководителю о самоуправлении в
классе» различными вариантами моделей самоуправления в классном
коллективе.
2. Школьный библиотекарь готовит выставку книг и статей о
самоуправлении в школе и классе.
3.
Педагогорганизатор вырезает из цветной бумаги небольшие
квадраты синего, красного, жёлтого и зёленого цвета (их число должно
соответствовать количеству классных руководителей и позволить разделить
педагоговвоспитателей на приблизительно равные по численности группы).
4.
Заместитель директора готовит листы с описанием четырёх типов
воспитательных систем (для каждой группы классных руководителей по
одному листу), приглашает на заседание методиста центра (института)
повышения квалификации работников образования.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске пишется тема заседания конструкторского бюро –
методического объединения классных руководителей и
эпиграф:
«Самодеятельность – очень острое оружие:
деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению,
обязательно отражается в чертах личности» (Т.Е.
Конникова);
б) для каждой из четырёх групп конструкторов оборудуется
рабочее место (одиндва стола, необходимое количество
стульев, ручки, фломастеры, лист ватмана, бумага для
записи);
в) оформляется выставка книг и статей о самоуправлении в
школе и классе;
г) четыре комплекта бумажных квадратиков синего, красного,
жёлтого и зелёного цвета и четыре листа с описаниемследующих типов воспитательных систем (по Е.Н
Барышникову и И.А. Колесниковой).
Памятка 1
Воспитательная система рационально
образовательной ориентации
Ценности рациональнопознавательные: Знание, Разум, Наука,
Истина, Рациональность, Объективность, Техника, Цивилизация и
т.п.
Цель воспитания – человек со следующими качествами:
высокий уровень развития интеллекта;
рационально мыслящий;
владеющий жизненно необходимым запасом знаний;
способный продолжить и получить элитарное образование;
обладающий исследовательскими способностями, способный к
самостоятельному процессу познания;
- постигший современные информационные технологии.
Ведущие педагогические технологии:
_________________________________________эвристического
развивающего обучения;
формирования познавательного интереса;
информационного взаимодействия;
ТРИЗ;
и
проблемного обучения;
исследования;
_________________________________________совместного научного
- дифференцированного и индивидуального обучения.
Основные виды деятельности:
работа предметных кружков и факультативов, научного общества
учащихся;
система научнопознавательных конкурсов,
фестивалей,
праздников;
подготовка и проведение предметных недель, школьных
олимпиад;
деятельность по самообразованию;
оздоровительновосстановительная деятельность;
освоение современных информационных технологий.
Памятка 2Воспитательная система культурнонравственной
ориентации
Ценности нравственногуманитарные: Культура, Искусство,
Интеллигентность, Красота, Добро, Творчество и т.п.
Цель воспитания – человек со следующими качествами:
носитель определённого типа культуры;
творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой
культуры;
обладающий высоким уровнем гуманитарного типа мышления;
имеющий осознанную нравственную позицию;
стремящийся к постижению и сотворению красоты;
способный к самореализации в пространстве национально
региональной культуры.
построения культурного пространства;
культурной коммуникации;
освоения различных видов искусств;
развития гуманитарного мышления;
становления субъекта культуры;
развития речи;
формирования эстетического вкуса;
освоения иностранных языков;
формирования нравственной позиции;
Ведущие педагогические технологии:
- развития творческих способностей.
Основные виды деятельности:
система дополнительного образования детей (музыкальное,
хореографическое, художественное, театральное);
газета, театр, музей, хореографическая студия, объединяющие в
своей деятельности весь коллектив;
фестивали, выставки, концерты;
изучение этикоэстетического блока учебных предметов;
обучение детей в специализированных классах гуманитарного
профиля;
экскурсии, посещение учреждений культуры.
Памятка 3
Воспитательная система социальной ориентации
Ценности социальные: Отечество, Гражданственность,
Справедливость, Общество, Равенство, Демократия и
т.п.
Цель воспитания – человек со следующими качествами:
осознающий и принимающий ценности человеческого общества;
социального взаимодействия, свободы и демократии;
справедливый по отношению к людям;
соблюдающий принципы равноправия и ненасилия в процессе
взаимодействия с людьми;
социально активный, законопослушный;
гражданин патриот своей страны;
успешно осваивающий и выполняющий социальные роли ученика,
члена семьи, жителя своего города, гражданина своей страны,
человека мира, члена детского сообщества;
способный участвовать в творческом преобразовании социальной
действительности.
личностной ориентации
Ценности индивидуально-значимые: Индивидуальность,
Уникальность, Самобытность, Достоинство, Свобода,
Творчество и т.п.
социального проектирования;
социальнопсихологической реабилитации;
коллективной творческой деятельности;
ненасильственной коммуникации;
овладения способами социальной самозащиты;
коллективного способа обучения;
формирования правовой культуры;
организации производительного труда;
профессиональной ориентации;
социальноигрового моделирования;
Ведущие педагогические технологии:
- формирования экономического мышления.
Основные виды деятельности:
система социальнопедагогической помощи и поддержки
учащихся;
организация родительского и ученического самоуправления;
выездные лагерные сборы;
социальнопсихологические тренинги;
организация жизнедеятельности детей и взрослых по
тематическим периодам на основе КТД;
система обучения социальным навыкам;
деятельность детских творческих объединений;
участие в различных социальных проектах, конкурсах,
соревнованиях
Памятка 4
Воспитательная система индивидуальноЦель воспитания – человек со следующими качествами:
постигающий собственный внутренний мир, имеющий потребность
ориентирующийся на гуманистические ценности;
в самопознании и самореализации;
взявший на себя ответственность за выбор жизненного пути;
способный к самоопределению и самореализации в различных
сферах человеческого бытия;
подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность.
Ведущие педагогические технологии:
самопознания и самореализации;
творческого самовыражения;
достижения успеха;
саморегуляции;
становления субъекта жизнедеятельности;
развития творческих способностей;
рефлексивные технологии;
- техники самовыздоровления.
Основные виды деятельности:
межсубъектного общения;
учебные или факультативные программы о человеке и его
проблемах
культура
жизненного
самоопределения, философия творчества и т.п.);
(человековедение,
учебные предметы или факультативы по выбору;
самообразование учащихся;
индивидуальноразвивающие тренинги саморазвития, мотивации
гуманистических
достижений,
взаимоотношений;
система дел, направленных на формирование мотивации успеха
(турниры, конкурсы, испытания);
личностной причинности,
деятельность органов ученического самоуправления;
самостоятельная деятельность учащихся по организации досуга
(творческие дела, дискотеки, ведение учащимися кружков, клубов,
секций);
система развития творческих способностей (ТРИЗ, уроки
творчества, актерского мастерства, праздники, фестивали,
творческие самопрезентации).
Ход работы бюро
1. Классные руководители при входе в аудиторию выбирают
цветные квадратики и в соответствии с цветом занимают
рабочие места за тем или иным столом. Таким образомформируются примерно равные по количеству группы
конструкторов.
2. Заместитель директора школы – начальник конструкторского
бюро говорит о важности работы по развитию инициативы и
самодеятельности детей в классном коллективе, обращая
внимание педагоговвоспитателей на эпиграф к заседанию
методического объединения,
разъясняет цель и порядок
предстоящей работы.
3. Каждая конструкторская группа получает лист с описанием
одного из четырёх типов воспитательной системы. Её члены
внимательно в течение 57 минут изучают характерные черты
описанной на листе системе воспитания учащихся, так как с их
учётом будет конструироваться модель самоуправления в
классном коллективе.
4. Начальник конструкторского бюро предлагает начать работу по
конструированию моделей классного самоуправления с выдвижения и
обоснования целевых ориентиров. Время работы – 810 минут.
5. Руководители групп докладывают о результатах выполненной работы,
выслушивают комментарий методиста и получают второе задание:
сформулировать принципы (основополагающие идеи, главные правила,
основные требования) самоуправленческой деятельности.
6. После десятидвенадцатиминутной мыследеятельности представители
групп называют сформулированные ими принципы организации
самоуправления в классном коллективе. Методист комментирует
высказанные мнения и приводит примеры формулировок принципов,
ставших требованиями и правилами в успешно функционирующих
системах классного самоуправления в образовательных учреждениях
муниципалитета, региона, страны.
7. Заместитель директора школы даёт группам третье задание: разработать
структуру самоуправления в классном коллективе и механизм
самоуправленческой деятельности. Он обращает внимание классных
руководителей но то, что конструирование структуры и механизм
нужно осуществлять с учётом особенностей типа воспитательной
системы. Время выполнения задания – 2025 минут.
8. Руководители конструкторских групп показывают изображенные на
листах ватмана модельные разработки и разъясняют их суть.
9. После комментария методиста заместитель директора школы подводит
итоги работы конструкторского бюро, благодарит всех участников
коллективной творческой мыследеятельности и рекомендует
использовать подготовленные разработки в практической деятельности.
Рекомендуемая литература1. Барышников Е.Н., Колесникова П.А. О воспитании и
воспитательных системах. – СПб., 1996.
2. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы
образовательного учреждения. – СПб., 2005.
3. Классному руководителю о самоуправлении в классе / Авт.coст.
М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др. – М., 2005.
4. Методические рекомендации Минобрнауки России по развитию
самоуправления в общеобразовательных учреждениях. – М.,
2005.
5. Степанов Е.Н. Лекция.
Самоуправление в классном
коллективе // Классный руководитель. – 2006. – № 8.