Консультации для родителей
«Правильное дыхание – правильная речь»
Правильное
речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному
речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять
короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с
одновременным произнесением различных звукосочетаний. Это позволяет человеку
затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального
звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно, неречевое же выполняется
автоматически. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе
или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением
каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и
построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого
произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое
дыхание.
Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и
речевого дыхания.
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:
«Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони); «Снежинки» (сдувание
со стола комочков ваты); «Листья падают и кружатся» (сдувание листьев из
цветной бумаги); «Свечка» (задувание свечи); «Ветряная мельница» (вращение
ветряных игрушек) и т.д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный
выдох и регулировать его силу:
Надувать резиновые игрушки и шарики; пускать мыльные пузыри; «Футбол» — дуть через соломинку на горошину, приводя ее в движение; «Буря в стакане» — через соломинку дуть в стакан с водой.
При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха.
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. Упражнения на развитие речевого дыхания: «Дует вьюга» - имитация звука голосом: у-у-у-у»; «Пой со мной!» - взрослый предлагает детям вместе с ним спеть песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха — выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается. «Насос» - взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «С-С-С» — работают насосы. «Змейка» - «Давайте превратимся в змей! Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!». Повторите с ребенком пять-шесть раз.
На данном этапе целесообразно
использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и
выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.
• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
• Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на
то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до
конца (не начинал задыхаться).
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
выдох должен быть продолжительный и плавный;
не поднимать плечи;
не надувать щеки при выдохе;
упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.
Играйте и развивайте с удовольствием!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.