Теоретические и методические основы восприятия и воспроизведения устной речи неслышащих детей
В чем основное назначение речи?
Речь служит средством общения, связи между людьми, понимания и выражения мысли, желания, чувства. Мысли, чувства, желания могут быть выражены и другим способом, например, рисунком, жестами и музыкой. Но только речь, состоящая из слов, которые в свою очередь складываются из букв (членораздельная речь), позволяет это сделать более точно. Вы уже знаете, что словесная речь может быть выражена в различной форме. Это может быть устное слово, написанное, показанное дактильными или, например, точечными знаками, которыми пишут слепые (брайлевский шрифт), может быть передано азбукой Морзе. Но в какой бы форме ни было передано слово, значение его от этого не меняется. В самом деле, если человек понимает значение слов мир, солнце, то все равно услышит, прочтет ли он эти слова, воспримет ли их с помощью знаков, смысл их будет ему одинаково понятен.
Однако из различных форм словесной речи для непосредственного общения наиболее доступна и удобна человеку устная ферма речи. Ее и усваивает ребенок с первого года жизни и свободно пользуется ею в 4—5 лет.
Для неслышащего ребенка первичное усвоение речи в устной форме оказывается процессом несравненно более сложным и длительным, чем усвоение ее в дактильной форме. Однако, учитывая важность устной речи для общения с окружающими, неслышащих обучают и устной речи.
Что же значит обучать устной речи? Вы уже знаете, что ребёнок ваш не говорит только потому, что он не слышит. Способность же говорить у него сохранена, поэтому привлекая специальные приемы, средства обучения, его можно этому научить.
Обучение устной речи состоит из обучения чтению с губ и произношению. Глухие, получившие специальное обучение, могут говорить достаточно внятно и хорошо понимать устную речь, читать её с губ.
Обучение произношению неслышащего ребенка – специфическая и сложная задача. Она требует не только знаний, но и высокого педагогического мастерства. Вместе с тем в сложном процессе формирования словесной речи обучение произношению далеко не самое главное. Это скорее техническая сторона процесса обучения, который связан с использованием слова как средства общения с окружающими людьми.
Ваше участие в формировании речи ребенка в большей степени должно быть использовано для обучения его пониманию речи, для развития привычки словесного общения. Дактильная речь будет способствовать более успешному обучению ребенка устной речи.
Что же такое чтение с губ? Чтением с губ называется зрительное различение речи по видимым движениям органов речи говорящего. Часть этих движений легко воспринимается с помощью зрения.
Как же вы должны обучать ребенка чтению с губ? И здесь вы идете двумя, уже известными вам, путями: первый – учите чтению с губ непосредственно в быту, т.е. общаясь с ребёнком, второй – используете специальные игры-упражнения.
Обучение же неслышащего ребенка произношению, быть может, наиболее кропотливый и длительный процесс во всем комплексе формирования его речи, хотя, как вы уже знаете, одно усвоение произношения звуков и даже слов не определяет уровня овладения речью.
Чтобы добиться внятного произношения, необходимо большое терпение, тщательность, точность, систематичность. Из всех процессов обучения этот требует наибольшего профессионального умения. Одного понимания сущности этого процесса еще недостаточно; здесь, более чем в работе над смыслом речи, больше чем в обучении технике чтения и дактилирования, обучаюший должен сам овладеть мастерством постановки звука, на опыте одного ребенка это сделать трудно. Поэтому, если ваш ребенок находится в образовательном учреждении, основная работа по обучению его произношению происходит там. Если вы хотите ограничиться домашним воспитанием, то для обучения произношению вам необходимо пользоваться систематическими консультациями специалиста. Но в обоих случаях вы должны знать основы формирования произношения, чтобы принять в этом участие и помочь сурдопедагогу, обучающему вашего ребенка. Знайте, что эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет специалист, но и в большей мере от вашего внимания к произношению ребенка в процессе общения с ним.
Мы предлагаем вам некоторые указания и рекомендации, касающиеся более частных вопросов формирования произношения. Они рассчитаны только на тех родителей, чьи дети обучаются в специальном общеобразовательном учреждении и получают квалифицированную помощь. Вам предстоит развивать дыхание и голос ребенка; совершенствовать его способность подражать, используя эту способность, попытаться вызвать у ребенка некоторые звуки; закрепить уже поставленные; постоянно следить за произношением, за правильным ударением в словах и при необходимости исправлять возникающие дефекты. Правильное дыхание имеет огромное значение для произношения. Помня об этом, учите ребенка правильно дышать на утренней гимнастике, на прогулке, во время подвижных игр. Но, кроме того, включайте в ежедневные упражнения на занятиях специальные игры для развития дыхания. Большинство из них вы используете одновременно и для развития подражания, но при этом необходимо особенно строго следить за точностью подражания для развития правильного, глубокого дыхания. Упражнения на развитие дыхания начните с таких подражательных действий, как дутье на полоски бумаги, ватку. Учите ребенка дуть без голоса, не сильно, дуть плавно, не раздувая щеки. Вначале проделайте сами, положите на руку ребенка кусочек ватки и дуйте на него, чтобы он почувствовал ваше дыхание на руке. Затем пусть он сам проделает то же, сначала с вашей рукой, затем со своей. Когда ребенок, соблюдая перечисленные условия, будет выполнять это простейшее упражнение, дайте ему более занимательное: мелко нарежьте цветные бумажки, пусть он раздувает их. Сядьте с ним друг против друга за столом и передвигайте дутьем от одного к другому целлулоидный шарик или пустую катушку из-под ниток. Так же учите ребенка передвигать по гладкой поверхности, сделанные из бумаги фигурки людей, животных, так же можно налить в таз воды и опустить плавающие игрушки. Пусть ребенок дует на них и тем самым передвигает. Когда ребенок научится дуть и у него несколько разовьется умение правильно дышать, вы присоедините к дыхательным упражнениям голос, сочетая дыхательные упражнения с произнесением слогов. При этом следует увеличивать количество слогов на один выдох.
Как можно вызвать у неслышащего ребенка голос? Бывает, что неслышащий ребенок использует голос, чтобы таким способом привлечь к себе внимание. Иногда голос у него прорывается случайно, в связи с каким-нибудь поразившим его событием, в игре. 0 всех этих случаях надо не упустить момента, чтобы закрепить умение ребенка сознательно дать голос.
Вот некоторые из общепринятых приемов. Держа ребенка на коленях, приложите его руки к своим щекам и произнесите протяжно мама. Теперь пусть он приложит руки к своим щекам. Иногда ребенок, подражая вам, сразу дает голос. Проследите, чтобы он при этом не гнусавил. Покажите, что в носу вибрации нет, только в щеках. Но если такой дефект появится, чтобы не закрепить его, избегайте на первых порах произносить звук И и слоги с ним. Более безопасен в этом отношении слог па, хотя с ним дети реже дают голос да и произносят его беззвучно.
Чем точнее ребенок научится подражать движениям речевых органов, тем успешнее он будет усваивать и устную речь. Упражнения нужно выполнять ежедневно, и, переходя к новым движениям на подражание, не забывайте периодически возвращаться к прежним, повторять их. Используйте для подражательных дыхательных и голосовых упражнений произношение таких легкоразличимых на зрение согласных звуков, как п, т, в, ф, л, в сочетании с гласными а, о, у, и, э. Но знайте, что это еще не постановка звуков, это лишь подготовительные упражнения.
Итак, выполнив с ребенком упражнения на подражание артикуляции, развитие дыхания, голоса, вы обнаружили, что некоторые звуки возникают у него непроизвольно и как бы независимо от цели упражнения. На первых порах этих «случайных», «неожиданных» звуков вполне достаточно, чтобы дать ребенку представление о звуке и даже о его эмоциональной выразительности. Но не ограничивайтесь этим. Постепенно вам следует перейти к решению выдвинутой перед вами специальной задачи: попробовать преднамеренно, последовательно на основе подражания вызывать у ребенка некоторые звуки.
Для обучения ребенка произношению, необходимо руководствоваться следующими правилами.
Следите за тем, чтобы ребенок отраженно повторял обращенную к нему речь.
Не добивайтесь сразу постановки (вызывания) неподдающегося звука. Не задерживайтесь на одном этом звуке, а постепенно, систематическими упражнениями совершенствуйте качество его произнесения от занятия к занятию.
Появившийся у ребенка звук сразу соединяйте с дактильным знаком и буквой; закрепите его в слове. Дайте ребёнку знакомое слово с этим звуком, пусть он его прочитает.
Работая над звуком, не забывайте использовать остатки слуха ребенка (даже если они невелики). После прочтения слога или слова громко произнесите у самого уха ребенка слоги и слова с новым звуком.
Систематически сочетайте произношение звуков с движениями в ритмических упражнениях.
Внимательно прислушивайтесь к произношению ребенка. Даже не зная, как исправить тот или иной дефект, в случае плохого произношения попросите его повторить сказанное. Это напоминание заставит ребенка постараться восстановить знакомые ему ощущения правильного произнесения и самому исправить ошибку. Кроме того, если вы будете следовать данному правилу постоянно, это приучит ребенка к тому, что надо всегда стараться говорить хорошо.
Не требуйте от ребенка самостоятельного употребления в быту устного слова до тех пор, пока он не будет его правильно произносить в пределах допустимых замен звуков.
Как только ребенок сможет произносить правильно слово (вначале это может быть одно-два слова), постарайтесь, чтобы он употреблял его в быту как можно чаще. Сосредоточьте на этом свое внимание. Если для этого не представляется возможность в естественных условиях общения, организуйте для этого специальную игру.
Следите за слитным произношением слов. Если темп дактильной речи ребенка отстает от темпа его произношения (даже в пределах одного слова), не разрешайте ему говорить и дактилировать одновременно. В этом случае ограничивайте ребенка произнесением только хорошо усвоенных слов, которые он в состоянии сказать без сопутствующего дактилирования. Если он забыл какое-то слово, пусть скажет (вспомнит) сначала в дактильной форме, а потом повторит устно.
Следите за правильным ударением в словах. Ударный слог нужно выделять не громким произнесением его, а длительным произношением гласного звука в этом слоге (даай, положиии).
Старайтесь, чтобы ребенок мог почаще и побольше ощупывать положение ваших речевых органов при произнесении звуков. В результате ребенок хорошо может воспринять разницу в произношении звуков а и у или ощутить пальцем вибрацию кончика языка при произношении р и т.п. Все это поможет ему в усвоении звуков.
Не стесняйтесь его произношения перед посторонними людьми. Речь ребенка — это ваша гордость (особенно, если вы принимали активное участие в ее формировании), это победа воли, настойчивости, трудолюбия.
Следите за успехами вашего ребенка, ведите учет усвоенных им звуков и слов, которые он может произносить в общении с вами. Приготовьте альбом с картинками, он вам поможет в работе по закреплению этих слов и обиходных выражений.
Закреплять звуки, усвоенные ребенком на занятиях, вы должны постоянно: общаясь с ребенком в быту, а также используя различные игры и упражнения.
Желаем вам успеха!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.