Консультация
«Чтение в семейном кругу»
"Дом без книг, как тело без души" Марк Туллий Цицерон
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух).
Семейное чтение вводит ребенка в мир книжной культуры, является способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинается задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. Ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением.
Что же даёт семейное чтение?
Ø готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
Ø способствует раннему и правильному овладению родной речью.
Ø Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
Ø формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
Ø развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов
Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным.
Задачи родителей
На вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок любил читать?" - большинство родителей ответило "Да".
Читающий ребенок начинается в семье, здесь любовь к чтению
прививается через благотворный пример взрослых.
Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.
Для этого сегодняшним родителям необходимо:
- ориентироваться в новых писателях и новых книгах;
- иметь представление об интересах сегодняшних детей и подростков;
- понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее, взрослее;
- читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития, досуга семьи, о привлечении детей к чтению.
Заповеди родителям:
1. Прививайте детям интерес к книгам с раннего детства. Держите дома больше интересных книг, научно-познавательных журналов. Отведите книгам почетное место в вашей квартире.
2. Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3. Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги.
6. Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
8. Устройте экскурсию в библиотеку.
9. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
10. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Родители тоже могут прочитать детскую книжку и обсудить ее с ребенком.
11. Предоставьте свободу выбора. Не навязывайте ребенку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он выберет книжки, которые показались ему интересными.
12. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.