Консультация для педагогов ДОО «Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников»
Оценка 4.7

Консультация для педагогов ДОО «Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников»

Оценка 4.7
docx
24.01.2023
Консультация для педагогов ДОО «Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников»
Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников.docx

Департамент образования администрации города Нижний Новгород

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85»

(МАДОУ «Детский сад №85»)

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов ДОО

 «Использование современных игровых технологий при ФЭМП у дошкольников»

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель  

 Манакина Елена Владимировна

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород, 2022 год

ФГОС ДО определяет «портрет» дошкольника, как любознательной, активной, заинтересованной познающей мир личности. Одним из направлений познавательного развития детей является развитие математических способностей.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Одним из ведущих понятий в математике является счет.

Сегодня, в эпоху различных гаджетов, когда под рукой есть телефон с калькулятором, устный счет кажется пережитком прошлого, и объяснить ребенку, зачем ему нужно учиться считать в уме и не только, сложно. Как показывает практика, дети не различают число от цифры, путают количественный и порядковый счет.

Поэтому передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы обучить детей быстрому счету, сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и при этом заставить детей самостоятельно мыслить, а также доставить им радость от процесса познания.

На сегодняшний день существует множество разнообразных развивающих авторских игр и пособий по математическому развитию: игры Воскобовича, соты Кайе, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, технология «Стосчет» Зайцева, игра «Геоборд» и другие. Но мое внимание привлекла интересная, на мой взгляд, система развивающих игр Никитиных. Мне захотелось поподробнее узнать об авторах и их системе.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной интересной системы развивающих интеллектуальных игр. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Развивающие игры Никитиных объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.

Этот «союз» позволил разрешить в игре сразу несколько проблем,связанных с развитием творческих способностей:

- игры Никитина стимулируют развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;

- задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;

- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того,

как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Наиболее известны такие развивающие игры Б. П. Никитина,как:

- «Сложи квадрат»

- «Сложи узор»

- «Кирпичики»

- «Уникуб»

- «Кубики для всех»

- «Точечки»

- «Дроби»

Все игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.

Но больше всего меня заинтересовала «Таблица Сотни» по обучению детей быстрому счету. Работу в данном направлении я начала со 2 младшей группы. Так как во второй младшей группе происходит освоение различных действий с предметами, которые постепенно подводят к усвоению счета, тто с детьми мы складывали только предметы: кубики, кирпичики, яблоки и т. д.

Затем я ненавязчиво обратила внимание детей на таблицу, как она выглядит. Сначала дети не особо заинтересовались, но когда я предложила одному из детей показать точечки на таблице указкой, то дети оживились. Каждый хотел показать, да еще и сосчитать. В средней группе я продолжаю работу по таблице со своими воспитанниками. На данном этапе работа с таблицей помогает в формировании у детей представления о числе, в умении проводить анализ множества предметов по их численности, в умении правильно отвечать на вопрос «сколько?»

Что из себя представляет Таблица Сотни?

Таблица Сотни представляет собой плакат с изображением числового ряда от 1 до 100 и дополнительным цветным визуальным сопровождением. Также к таблице прилагается 40 заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному». Всего в таблице содержится 10 столбиков по 10 чисел в каждом. Слева, сбоку и внизу нарисованы точки, которые показывают, сколько в соответствующей строке или столбце единиц и десятков. Такое расположение позволяет ребенку не только сформировать в голове представление, где находится то или иное число, но и научиться соотносить количество точек и саму цифру. Это простое и очень эффективное пособие, незаменимое для обучения счету, сложению и вычитанию в пределах сотни и подготовке к школе.

Таблицу Сотни можно купить в интернет - магазинах, а также изготовить самим. Расположить таблицу рекомендуется на уровне глаз ребенка, постепенно его поднимая в дальнейшем до нужного уровня.

В начале изучения данной технологии лучше закрыть ту часть таблицы, которая ребенку еще не знакома и может пугать своим объемом и неизвестностью.

Изучение таблицы с детьми нужно начинать с самых простых заданий:

1. Где тут нарисована одна (две, три) черная точка? Можно вопрос перевернуть: сколько тут нарисовано точек? А чтобы ребенку было понятно, где это «тут», необходимо закрыть картонкой те точки, которые считать не надо, а ребенку указать на столбцы точек и цифр первого десятка.

2. Где написана цифра 1? 2? 3? (на узнавание цифр)

3. Если нарисованы две точки, то какую цифру напишем рядом? (опять можно закрыть нижние строки и лишние цифры картонкой. Задачу можно перевернуть: сколько нарисовано точек? И если ребенок сосчитает верно, то нужно задать второй вопрос: а какую цифру написали рядом?

4. Кто сосчитает от 1 до5? До 10? И т. д.

5. Покажи и назови все цифры, какие ты знаешь?

Вариантов работы с таблицей много. Со временем простые задания можно дополнить более сложными, учитывая возраст и способности ребенка. Вместе с таблицей, как я уже упоминала, предлагается 40 заданий, которые расположены по возрастанию сложности. Эти задачки помогают не просто ориентироваться в составляющих таблицу числах, легко складывать, вычитать, умножать, делить, но и производить более сложные действия.

Работа по данному направлению нужно проводить систематически в свободное от образовательной деятельности время. Кроме таблицы Сотни по обучению детей счету также можно использовать развивающую игру «Точечки»

Таблица Сотни отлично сочетается с игрой «Точечки»

Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации. Игра «Точечки» представляет собой набор 48 квадратов: зеленые - точки от 0 до 10, расположенные линейно; красные - точки от 0 до 10 расположенные по окружности и в центре; желтые - точки от 0 до 10, расположенные по треугольнику; белые - цифры от 0 до 10.

Время раскладывания всех сорока четырех квадратов - решающий критерий. Здесь не только происходит самосовершенствование, но, главное, начинает формироваться навык быстрой систематизации беспорядочно перемешанных предметов.

- Сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду?

- Из коробки нужно убрать желтый квадрат без точки и два зеленых (без точки и с одной точкой).

- В каком ряду их больше?

Совет: когда ребенок осваивает эту игру, следует использовать все возможности для обучения счету.

Исходя из своего опыта работы с детьми по Таблице Сотни, одним из основных плюсов стало то, что она пробуждает интерес ребенка к математике. На сегодняшний день мои воспитанники среднего дошкольного возраста знают цифры от 1 до 10, двое детей знают цифры от 1 до 20, называют их и показывают на таблице; считают от 1 до 5, от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; умеют сопоставлять цифры с соответствующим количеством точек; освоили понятия «больше, меньше»; осуществляют самостоятельную деятельность по работе с таблицей.


 

Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

ФГОС ДО определяет «портрет» дошкольника, как любознательной, активной, заинтересованной познающей мир личности

ФГОС ДО определяет «портрет» дошкольника, как любознательной, активной, заинтересованной познающей мир личности

Развивающие игры Никитиных объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно

Развивающие игры Никитиных объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно

Кубики для всех» - «Точечки» - «Дроби»

Кубики для всех» - «Точечки» - «Дроби»

Это простое и очень эффективное пособие, незаменимое для обучения счету, сложению и вычитанию в пределах сотни и подготовке к школе

Это простое и очень эффективное пособие, незаменимое для обучения счету, сложению и вычитанию в пределах сотни и подготовке к школе

Работа по данному направлению нужно проводить систематически в свободное от образовательной деятельности время

Работа по данному направлению нужно проводить систематически в свободное от образовательной деятельности время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2023