Консультация для педагогов
«Как рассказывать детям биографию автора»
Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного детского опыта жизни, детских переживаний.
Биография писателя очень тесно связана с творческой историей создания произведения. Она является той основой, тем материалом, который затем преображается в произведение.
Зачем нужна биография? Знание биографии нужно для того, чтобы глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста.
Знакомство детей с биографией автора играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству, пример жизнестойкости, профессионального знания того предмета, о котором идет речь в книге.
Кому нужна биография писателя? И ребенку, и взрослому. Младшего настраивает на восприятие текста, старшему дает возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.
Следует ли вводить в речь дошкольника понятие «биография»? Биография (греческое) – жизнеописание, история жизни, жизнь. Это понятие можно ввести в речь детей старшего дошкольного возраста, объяснив его смысл. В остальных случаях надо пользоваться словами - синонимами.
Когда надо знакомить с биографией автора?
С элементами биографии можно знакомить ребенка, начиная с 4 лет. В семье это можно делать на четвертом году жизни малыша, в зависимости от степени его развития и педагогического дара взрослого, умеющего выбрать нужные эпизоды биографии и доступно преподнести их ребенку.
В дошкольном возрасте нет необходимости знакомить детей с полной биографией автора.
Место и время ознакомления с биографией: биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном (в течение 15-20 минут), так и перед чтением произведения (в течение 5-7 минут).
Виды и формы работы: биография автора сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием текста, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя. Все это перекликается с изображенным в произведении.
Рассказ должен быть ярким, доступным, выразительным, но без излишней театральности.
Даты жизни писателя, создания произведения никогда не сообщаются, но ощущение времени дать надо, сказав, что «это было давно», или, сообщив о том, что автор жив и продолжает писать для детей. Не следует говорить детям, когда и какие книги автора были выпущены, какова очередность их выхода: это та информация, которая не будет воспринята дошкольниками в силу особенностей возраста.
Рассказ о зарубежном авторе советуем предварить сообщением о его стране, используя при этом какие-то необычные описания, факты, подкрепляя повествование иллюстрациями или фотографиями.
Полезно познакомить детей с портретом писателя. В ДОУ портрет нужно помещать в книжный уголок, где дети несколько дней могут разглядывать его, запоминая черты лица. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или просит детей повторить имя и фамилию автора. Но делать это надо неназойливо, чтобы не достичь обратного эффекта.
Рассматривая портрет или фотографии автора в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с ребятами о чертах характера человека, пишущего для них свои произведения. Пусть эти рассуждения будут далеки от идеала, пусть у малышей не хватит слов для определения чего-либо, не важно. Важно создать прецедент: в лицо творца надо вглядеться, чтобы лучше понять и его самого, и то, что создано им. «Это… расширяет непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближает нас к его создателям, и, значит, парадоксальным образом что-то важное объясняет нам в самих книжках создавших вот такими (а не неизвестно какими) людьми».
В ДОУ можно собрать видео и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои произведения, выступающих перед детьми, ведущих детские передачи по телевидению .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.