«Театрализованные игры как средство эмоционального воспитания».
Консультация для педагогов.
Подготовила: музыкальный руководитель Ларионова В. Н.
Сегодня в области дошкольной педагогики интеграция в воспитательно-образовательном процессе является неотъемлемой частью ФГОС ДО. И я, как педагог, разрабатываю такие интегрированные занятия, которые включают различные виды детской деятельности. Такие занятия строятся как эмоционально-игровое действие, несущее образное начало. Дети размышляют и создают свой образ героя. Подражать можно голосом или на простых ударных, духовых инструментах – это воспитание осознанного, целенаправленного интереса к звукам окружающего мира, способствующего развитию внимания, творческого воображения, мышления и памяти. Литературный материал сказки подготавливает детей к театральной деятельности, будит их фантазию, воображение. Такая импровизационная деятельность способствует свободе самовыражения детей. Я поясняю, чтобы изобразить, к примеру, птицу весной, надо почувствовать себя этой птицей, пропустить этот образ через себя, ощутить полет через взмахи крыльев, рассказать о птице голосом, телом, руками, движением. Предлагаются выразительные образы птиц, выполненные художниками. Разнообразие зрительного ряда позволяет сравнивать между собой варианты образного решения, помогает детям воплотить в двигательной импровизации характер данного образа, а затем и создать его на листе бумаги. Также и с другими персонажами сказок.
Очень важны игры –разминки, например, детский массаж, или музыкально-спортивные сказки, где занимательным сюжетом объединяются упражнения в образе мишки, зайчика, лисы и основные движения, дополненные выразительной мимикой и жестами. Сказка исполняется на фоне звучания музыки, педагог читает текст, а дети, руководствуясь образными подсказками, свободно выполняют соответствующие движения, либо массаж друг другу. Мне очень нравится игра в «доктора»: ситуация, когда ребенок берет на себя роль мамы – врача, трогательная и полезная. Чудесная разминка – массаж, сделанный заботливыми руками маленького доктора, снимает напряжение и повышает настроение.
Предлагаю пример «Зайкин огород», где один ребенок делает массаж другому на спине!
Был у Зайки огород, Поглаживание от плеча до кисти,
ровненьких две грядки. или по спине вдоль позвоночника
Там играл зимой в снежки Легко стучит пальцами по рукам
Ну, а летом в прятки. Прячет кулачки под мышки партнера или под ладони.
А весною в огород зайка с радостью идет! Мягкие постукивания ладошками
Но сначала все вскопает, Вращательные движения кулачками
А потом все разровняет. Разглаживает спинку
Семена посеет ловко, Покалывание ноготками
И пойдет сажать морковку! Собирает в щепотку кожу на спине одной рукой,
Ямка-семя, ямка-семя а в центре нее ставит «точку» другой рукой
Закопает, разровняет, По тексту
И глядишь, на грядках вновь Разглаживает поперек спины ровными линиями
вырастут горох, морковь! от позвоночника
А как осень подойдет, Ребром ладоней гладит спину
Урожай свой соберет! от плеча к позвоночнику
Все собрал. И как раз –здесь закончился рассказ! Ведет руки вниз и ставит «точку».
Через театрализованную игру, творческое взаимодействие друг с другом ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка дети разыгрывают шуточные диалоги, сказочные сюжеты, учась при этом передавать разнообразные эмоции, сопереживая конкретным ситуациям, сочувствуя персонажам. В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон. Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, а главное, позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра помогает стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка. Предлагаю несколько этюдов – инсценировок, где разнообразие одного и того же образа способствует развитию воображения, и творческих проявлений детей (каждый ребенок по-своему передает образ зайчишки то грустного, то веселого, выбирая мимику, жесты, движения, характерные музыке и тексту.Также других персонажей).
«Как Заяц стал храбрым».
Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нем: «Зайчишка-трусишка!» Обидно было ему это слышать, но ничего он с собою поделать не мог… (под грустную музыку заяц бродит по лесу). Еж говорил: «Ну, какой же трусишка этот бедный зайчишка! У него каждый звук вызывает испуг». Вот он в сторону - прыг! Там лягушка в тот миг завопила: «Ой, лев мчится за мной! Ква-ква! Я несчастная! Ква!»
Тут зайчишка ее успокоил, сказав: «Ты не бойся меня! Отнесу я тебя, где камыш и вода!»
И теперь тот зайчишка никого не боится. Вовсе он не трусишка! Оттого веселится!
(Под веселую музыку заяц пляшет и весело скачет).
«Козлята и волк».
Тише! Слушайте рассказ! А не то не будет толка. Вы услышите сейчас про козу, козлят и волка… (Под колыбельную козлята располагаются на коврике, коза действует по смыслу текста). Рано утром спят козлята, а коза спешит куда-то, видно, что-нибудь купить… И уходит осторожно, чтоб козлят не разбудить. Малыши уже проснулись – кажется, вставать пора. Потянулись, улыбнулись – затевается игра. Хоть козлята угловаты, ростом все невелики, затевают шум и драки, догонялки и прыжки. («козлята играют», «гуляют» -движения соответствуют характеру музыки). Что-то страшное случится, кто-то в домик к ним стучится. Слышен вой. Зубами щелк – к ним крадется серый волк. («волк крадется, козлята дрожат»). Тут пришла коза – их мать. («Коза прогоняет волка»). Стала деток обнимать, а они с ней встрече рады, скачут, прыгают опять. (сцена «Козлята и мама»).
Радость - сказки той венец. И истории конец!
Нет сомнения, что подобные занятия оставляют глубокий эмоциональный и познавательный след в душе ребенка. Многие моменты занятия, как всякого живого действия, с трудом поддаются описанию. Это и проявление детской интуиции, спонтанности, и нюансы эмоциональных реакций. Главное, что дети, участвуя в этой игре, обретают новые эмоционально пережитые знания и ощущают истинную радость от полноты творческой самореализации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.