Консультация для педагогов на тему:
"Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений"
Учитель-логопед: Анненкова Светлана Игоревна
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей.
Часто родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Родительские собрания
Коллективную работу можно представить в виде групповых родительских собраний. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.
Логопед и воспитатели группы разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то мы помогаем им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Консультации
Консультации построены так, чтобы они привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации предельно чёткие, содержат только необходимый родителям конкретный материал и проводятся не для «галочки», а для пользы дела.
Темы консультаций имеют различную направленность (о правильном выполнении артикуляционной гимнастики, о значении развития мелкой моторики, о важности систематического выполнения домашних заданий, о том, как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях) и многие другие консультации.
Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Беседы
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года проводится обследование детей, логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии получают советы, рекомендации. Беседа проводится тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.
Тетради для домашних заданий
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.
Логопедический уголок
Речевой уголок «Советы логопеда» Он даёт родителям рекомендации по формированию различных речевых навыков, знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Также в логопедическом уголке размещаются пальчиковые гимнастики, загадки, речедвигательные упражнения, дидактические игры согласно лексической теме недели.
Логопеду и воспитателям чрезвычайно важно разъяснить родителям детей, имеющих речевые нарушения, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.