МБДОУ Детский
сад №4 "Сказка" с.Чикола
Выступление на
педагогическом совете
Консультация для педагогов
"Значение мелкой моторики рук в сенсорном развитии детей раннего возраста"
Очень важна для ребенка развитая моторика пальцев рук, которые слушаются своего хозяина. Слаженная работа пальчиков в дальнейшем помогает ребенку лучше писать, способствует развитию речи и памяти малыша, что очень важно перед поступление в школу. Через прикосновение к предметам ребенок познает окружающий мир. Известно, что руки обладают памятью. То, к чему прикоснулся, человек потом вспомнит быстрее, чем то, что увидел. Вот поэтому малыш всегда пытается потрогать то, что привлекло его внимание. Чем раньше ребенку начнут уделять внимание мелкой моторике, тем быстрее он будет развиваться. В результате будут активизироваться мышление, внимание, наблюдательность, координация, а так же зрительная и двигательная память.
Развитие общей и мелкой моторики у детей: пальчиковая гимнастика рук, навыки самообслуживания, упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук, рисование, лепка, вырезывание, игры – шнуровки Марии Монтессори. Эти упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса, упражнения для развития крупной моторики, формирование одновременных и рецепторных сенсомоторных взаимодействий, ощущение границ своего тела и его положение в пространстве, упражнение для развития пространственных представлений, групповые игры.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыках самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:
Пальчиковая гимнастика
- показ при помощи рук различных изображений, которыми может сопровождаться чтением потешек или сказок.
- конструирование из четных палочек
- лепка из соленого теста и теплого воска
- выкладывание пазлов
- нанизывание бус и пуговиц на нитку
- сматывание шерстяных и хлопчатобумажных нитей
- перебирание и сортировка различных круп и семян (горох, фасоль, бобы и т. д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.