Консультация для родителей на тему:
«Развитие связанной речи дошкольников
по средствам сюжетно-ролевой игры»
Основным видoм детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитaния дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения является игра. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
В процессе по развитию речи детей раннего возраста используются следующие формы совместной деятельности:
-игры-хороводы и игры-забавы на развитие общения;
-упражнения и дидактические игры;
-игры на развитие мелкой моторики рук;
-игровые и бытовые ситуации.
Понятие и виды сюжетно-ролевых игр.
Большой отрезок жизни ребенка - дошкольное детство. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Умственное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи.
Одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке – развитие речи. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.
Огромное значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Первая ступень трудового воспитания – игра. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного помощника – языка. Сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка является игра. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Начинающий этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Второй этап – отобрази тельная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно – отобразительной, меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.
В три годам малыш приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней главным смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Следовательно, в интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо: обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста постепенно расширять и обновлять их социальные связи предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста - использовать игру как приём наибольшего развития речи детей, где сюжетно - ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
Роль сюжетно – ролевой игры в формировании устной речи.
Само понятие «игра» на различных языках соответствует терминам о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Верхом эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л. С. Выготского «мнимая ситуация».
Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
Фольклор и литература учат ребенка мыслить, увеличивают его кругозор. Потихоньку подводя детей к восприятию более сложных произведений, ставлю задачу пробудить в каждом ребенке желание с еще большим интересом вглядываться в окружающий мир, обобщать свои впечатления на основе прочитанного. Образность произведений литературы и фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удовлетворяет поведение сороки - белобоки, козы-дерезы и т. д. Ребенок третьего года жизни уже понимает игровой характер сюжетов, их забавность. Он включается в «игру» со взрослым, легко откликается на предложение развернуть действия в ролях; может себя представить, например, козликом, собачкой, петушком и т. д.
Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.