Консультация для родителей на тему:
«Что рассказать детям об осени».
Ранняя
осень – золотая пора. Золотыми становятся травы, деревья, кустарники. Короткое
«бабье лето» дарит теплые денечки перед наступающими холодами. Дни становятся
короче и холоднее, а ночи длиннее, солнце уже не поднимается так высоко, как
летом. Все чаще моросит мелкий дождик, а утром появляются туманы. Ветер срывает
с деревьев яркие листья, которые застилают землю багряно-желтым ковром.
Листопад обнажает ветки деревьев, лишая их пышного яркого убранства.
К середине осени солнце радует своим появлением совсем редко,
становится все пасмурнее, чаще идут продолжительные холодные дожди. Все чаще по
ночам случаются заморозки.
Поздняя осень – серебряная пора. На лужах появляется первая
корочка льда, снежинки начинают иногда падать на уже мерзлую землю, серебрятся
опавшие листья, покрытые инеем, звенят обледеневшие веточки деревьев. Прячутся
мелкие жучки и паучки, а птицы улетают на юг, но не все, а только перелетные.
Вот сразу и возникает вопрос: какие птицы перелетные, а какие – нет?
Что еще происходит в природе осенью? Что еще рассказать про
осень для детей? А как звери готовятся к зиме? Они делают полезные запасы,
строят домики, утепляют свои гнезда и норки. Некоторые меняют свои шубки на зимние
– более теплые, светлые, пушистые, чтобы быть менее заметными на белой
поверхности снежного покрова. А люди собирают урожай в саду и на огороде, сеют
озимые, готовят поля к весне. Какие овощи и фрукты собирают осенью?
Прекрасное занятие для малышей и родителей смастерить кормушку
для птиц, заготовить для них плоды и семена. С наступлением холодов птичкам все
труднее найти корм.
Осень
для детей.
Развивающие задания и игры.
1. Обсудите с ребенком, какое время года наступило. Изучите с
малышом названия осенних месяцев.
2. Помогите понять и запомнить осенние приметы:
- наступили холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди;
- листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый,
оранжевый, красный, багряный;
- начинается листопад;
- спрятались насекомые;
- перелетные птицы улетают на юг;
- ночи стали более длинными, а дни короткими;
- люди убирают урожай с полей, огородов и в садах;
- нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что
стало холодно;
- начался новый учебный год, дети стали ходить в школу.
3. Обсудите с ребенком значение слова листопад. Произнесите его
вместе по слогам, из каких слов оно состоит?
4. Подберите несколько интересных картинок про осень вместе с
малышом, наклейте их в альбом или тетрадку. Придумайте по картинкам простые предложения
и под картинками их запишите.
5. Во время прогулки найдите листочки разных деревьев березы,
клена, рябины, дуба, внимательно их рассмотрите, пусть малыш попробует
нарисовать их на бумаге после возвращения домой, а вы помогите ему. Игра «С
какого деревца листочек и веточка?» поможет в развитии речи:
- листочек березы – березовый лист;
- веточка березы – березовая ветка и так далее.
6. Составьте небольшие предложения на осеннюю тему, которые
начинаются словами «наступила», «стало», «замолкли», «идет», «пожелтела»,
«облетели».
7. Потренируйтесь устанавливать причинно-следственные связи.
Разберитесь с малышом, что не так и почему.
- осень пришла, потому что птицы улетели;
- пошел дождик, так как во дворе лужи;
- поднялся ветер, потому что деревья гнутся;
- на улице холодно, так как люди надели теплую одежду.
9. Во время прогулки выучите небольшое простое стихотворение.
Например, такое:
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами осень.
Сначала предложите малышу заканчивать каждую строчку
стихотворения соответствующими словами. Потом, говорите по строчке по очереди.
В итоге ребенок легко выучит этот стишок, тем самым потренирует память.
10. Очень полезно для дошкольников и младших школьников будет
поиграть в пальчиковые игры.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Будем листья собирать.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих
рук.)
11. Для деток постарше, впрочем, и для младших школьников тоже,
будет очень интересна и полезна информация о листьях:
- листьям необходима вода, углекислый газ, хлорофилл и свет
солнца для производства питательных веществ для растения;
- с наступлением холодов каждый листочек покрывается защитным
слоем, он препятствует попаданию воды, хлорофилл прекращает вырабатываться;
- настоящий цвет листья приобретают осенью, летом этому
препятствует высокое содержание хлорофилла, который все листочки окрашивал в
зеленый цвет;
- кроме зеленого хлорофилла листья содержат два других вещества,
которые отвечают за цвет. Это ксантофилл, который окрашивает листву в желтый
цвет и оранжевый каротин;
- а как же красный и фиолетовый цвета получаются, какие вещества
окрашивают листья в эти цвета? Это сахара, которые являются питательными
веществами и циркулируют внутри листочков;
- а если листик приобрел коричневый цвет, значит он не получает
питание совсем, он мертв.
Вот как интересно узнавать новое!
Осень – прекрасное время для этого!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.