Консультация
для родителей: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»
1) Произносить звуки
Л
язычок неподвижен
(см. артикуляция звука [Л])
|
Р
язычок дрожит
(см. артикуляция звука [Р])
|
Звуки звонкие, твёрдые согласные, окрашены синим
цветом.
2) Произносить (читать) слоги
- ра – ра – ла – ра
- ры – лы – ры – ры
- лу – ру – лу – лу
|
- ро – ро – ло – ро
- лэ – рэ – лэ – рэ
- ла – ла – ра - ла
|
3) Придумать слова со звуками [Л] и [Р] в начале,
середине и в конце слова, составить схемы
Образец:
Л
Палка
л
Лампа
Л
Пенал
л
|
Р
Горка
р
Ракета
Р
Забор
р
|
Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и
закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.
4) Произносить (читать) слова парами
- рад – лад
- рак – лак
- ров – лов
- рук – лук
|
- рама – лама
- рука – лука
- роза – лоза
- рожь - ложь
|
- ложки – рожки
- лавка – рамка
- лучей – ручей
- лучше - ручка
|
- пол – пор
- дал – дар
- жал – жар
- вал – вар
|
- мил – мир
- пил – пир
- жил – жир
- вол – вор
|
- балка – барка
- полка – порка
- колко – корка
- булка – бурки
|
5) Произносить звуки
Ль
язычок неподвижен
(см. артикуляция звука [Л'])
|
Рь
язычок дрожит
(см. артикуляция звука [Р'])
|
Звуки звонкие, мягкие согласные, окрашены зеленым
цветом.
6) Произносить (читать) слоги
- ря – ря – ля – ря
- ри – ли– ри – ри
- лю – рю – лю – лю
|
- рё – рё – лё – рё
- ле – ре – ле – ре
- ля – ля – ря - ля
|
7) Придумать слова со звуками [Л’] и [Р’] в начале,
середине и в конце слова, составить схемы
Образец:
Ль
Билет
л
Лимон
Л
Медаль
ль
|
Рь
Перец
р
Репка
Р
Фонарь
рь
|
Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и
закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) зеленым цветом.
8) Произносить (читать) слова парами
|
|
- жарь – жаль
- ударь – удаль
|
9) Произносить (читать) слова со звуками [Л],
[Л’],[Р’] и [Р]
- ларь
- литр
- роль
- руль
- брал
- прял
- грел
- орёл
|
- рояль
- лавры
- крыло
- горло
- рулет
- ларёк
- маляр
- варил
|
- ныряли
- лагерь
- карлик
- журнал
- форель
- лорнет
- столяр
- лазурь
|
- тарелка
- рулетка
- правило
- стрелка
- журавль
- корабль
- слесарь
- лесоруб
|
- карамель
- карусель
- проблема
- кастрюля
- мармелад
- акварель
- спортзал
- вертолёт
|
10) Произносить (читать) словосочетания
- Заливная рыба.
- Горелые сухари.
- Умелый слесарь.
- Спелый персик.
- Лесной дрозд.
- Гладкая дорога.
- Первый класс.
- Белый кролик.
- Крупная форель.
- Лиловые ирисы.
- Шустрая белка.
- Стальные рельсы.
- Резное крыльцо.
- Больное горло.
- Старое кресло.
- Горный орёл.
- Рулон кальки.
- Прелая листва.
- Мелкий брод.
- Полезная руда.
- Солёная брынза.
- Летняя гроза.
- Хлебные крошки.
- Полевая крыса.
- Белый мрамор.
- Лимонное ситро.
- Бронзовая люстра.
- Полосатый матрац.
- Ласковый ребёнок.
- Стеклянный графин.
- Кислый крыжовник.
- Варёный картофель.
- Серебряный браслет.
- Оранжевый апельсин.
- Старательный ученик.
11) Проспрягать предложения
- Я рисовал(-а) корабль.
- Я резал(-а) солёную брынзу.
- Я вырвала(-а) лист из тетради.
- Я сварил(-а) рассыпчатый картофель.
- Я бросил(-а) в кастрюлю лавровый лист.
- Я рассматривал(-а) иллюстрации в журнале.
Образец:
- Я разбил(-а) тарелку.
- Ты разбил(-а) тарелку.
- Он (она) разбил(-а) тарелку.
- Мы разбили тарелку.
- Вы разбили тарелку.
- Они разбили тарелку.
12) Произносить (читать) предложения
- У Милы жар.
- Рома упал.
- Корабль сел на мель.
- Рома строил планер.
- Лена постирала бельё.
- Кира накрыла на стол.
- Коля кормил кроликов.
- Вера жарила картофель.
- Орёл парил над горами.
- Юра на полу играл юлой.
- Лука руками ловил раков.
- В плитке сгорели сухари.
- Журавль взмахнул крыльями.
- Рая поступила в первый класс.
- Марина сварила варенье из малины.
- Маленькая Маринка играла в куклы.
- Валя и Варя играли на бульваре.
- Плетистые розы опутали перила
крыльца.
- Лёва поливал огурцы из лейки тёплой
водой.
- Лора натёрла на тёрке морковку для
Леры.
- Ирина шила пелерину и укололась
иглой.
- Марина увлеклась игрой и забыла про
уроки.
- Варя на прогулку одела тёплые бурки.
- Пекарь вынул из духовки горячие
булки.
- Кира уехала на каникулы в Карелию.
- Маляр покрасил двери белилами.
- Снегири склевали ягоды рябины.
- Ворона уселась на верхушку ели.
- Лукерья бросила в кастрюлю лавровый
лист.
13) Повторить в быстром темпе
- Дело мастера боится.
- Мал золотник, да дорог.
- Толст тот, кто ест торт.
- Сражайся смело за правое дело.
- Орёл на горе, перо на орле.
- Ворона хоть за море летала, а всё
белой не стала.
- Клара у Вали играет на рояле.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку
уплыл улов.
- Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
- Пекла Аришка пирожки, а вышли крышки
на горшки.
- Съел Валерик вареник, а Валюшка –
ватрушку.
- Варвара варенье доваривала, ворчала
и приговаривала.
- Прохор ехал в Харьков, а Захар – из
Харькова.
- Марина грибы мариновала, Марина
малину перебирала.
- По небу голубому проехал грохот
грома.
- У Вари на бульваре варежки пропали.
Королева кавалеру каравеллу подарила.
Королева с кавалером в каравелле удалилась.
Ювелир Валерий Калерии в Карелии
Оправлял кораллы, полировал опалы.
Солнце в прорубь провалилось,
Солнце крепко простудилось.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
На улице погода размокропогодилась.
Скачано с www.znanio.ru