Рекомендации родителям гиперактивных детей
Наверняка каждый родитель сталкивался с такой проблемой как повышенная активность у ребенка. У кого-то, получается, справиться с таким поведением ребенка самостоятельно, путем разговоров с ребенком, убеждениями, правильными примерами либо наказаниями. В этом случае, такое поведение можно охарактеризовать как проявления детского кризиса.
Но чаще всего, у родителей не получается справиться, и такое поведение у ребенка фиксируется и переходит в черту характера, с которой в дальнейшем уже сложнее бороться.
Гиперактивное и неуправляемое поведение ребенка, не всегда является следствием «неправильного» воспитания, иногда это может быть и
куда серьезным синдромом – синдромом дефицита внимания и
гиперактивности.
Импульсивные, невнимательные, чрезмерно подвижные, непослушные, неугомонные, упрямые, эмоционально неустойчивые, вспыльчивые, нетерпеливые…
Всё это характеристики гиперактивных детей, страдающих минимальной мозговой дисфункцией (ММД). В последнее время вследствие широкой распространённости синдром дефицита внимания* и
гиперактивности**(СДВГ) активно исследуется специалистами в области медицины, психологии и педагогики. Замечено, что мальчики страдают СДВГ значительно чаще, чем девочки. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
Причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности окончательно не выявлены, несмотря на большое количество исследований.
Однако, на современном этапе исследования СДВГ можно выделить три доминирующих группы факторов в развитии синдрома:
• Генетические факторы;
• Повреждение центральной нервной системы во время
беременности и родов;
• Негативное воздействие внутрисемейных факторов.
Следует также отметить, что, несмотря на то, что активных, подвижных, невнимательных детей немало, диагноз «СДВГ» может поставить только врач-невропатолог.
Родителям с таким «неугомонным моторчиком» бывает очень нелегко: он не сидит на месте, бегает, везде всё хватает, проявляет непреодолимое упрямство, капризничает… Ребенку тоже непросто: зачастую он устаёт «сам от себя»!
Что важно знать и как себя вести родителям с гиперактивным ребёнком?
И как найти подход к такому ребёнку учителю?
* Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чёмлибо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.
**Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
2. Старайтесь не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он должен всегда чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
3. Старайтесь, по возможности, избегать слов «нет» и
«нельзя»:
«Так говорят только невоспитанные» — вместо «Не говори так»; «На столе не сидят» — вместо «Нельзя сидеть на столе» и т.д.
4. Поручите ему какие-то дела по дому, которые необходимо выполнять регулярно (например: помогать маме убрать со стола, подметать вечером пол на кухне).
5. Можно ввести знаковую систему вознаграждения – каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать маленькой игрушкой, сладостью или чем-нибудь другим.
6. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его возрасту и способностям.
7. Определите для ребёнка чёткие рамки поведения (рамки дозволенного)- что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
8. Не навязывайте ему чрезмерно жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья, в отношении других не будьте излишне придирчивы.
9. Вызывающее поведение, зачастую, — способ привлечь к себе внимание. Проводите с ним больше времени: играйте с ним, читайте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя с другими людьми, учите его основам нравственности.
10. Выслушивайте то, что хочет сказать Вам ребёнок.
11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Поощряйте ребёнка за соблюдение режима.
12. Старайтесь дома создать для ребёнка спокойную обстановку: неяркие обои, минимальное количество ярких предметов, порядок в комнате.
13. Оберегайте ребёнка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у компьютера и телевизора. Избегайте, по возможности, большого скопления народа. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля.
14. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию (прогулки, бег, спортивные игры). Но не переутомляйте этим ребёнка. Хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
15. Воспитывайте у ребёнка интерес к каким-нибудь
интересным занятиям. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать его занятиями в различных кружках, особенно таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. И не заставляйте заниматься ребёнка тем, что ему не нравится.
16. Воспитывайте в ребёнке навыки адекватного выражения и управления гневом и агрессией.
17. Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.
18. Не забывайте: спокойствие — лучший пример для ребёнка!!!
Помните!!!
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейро-психологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.