Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

  • docx
  • 20.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

 

 

Консультация для родителей детей подготовительной группы

 

 

Рекомендации учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе

группы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скоро в школу. Начало школьной жизни – сложное испытание и для детей и для их родителей. Поступление в школу – начало нового этапа жизни ребѐнка, вхождение его в мир знаний, разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Часто на пороге школы вы, уважаемые родители, задаѐте вопрос: готов ли мой ребѐнок к обучению в школе? Важный показатель готовности к школе – развитие речи.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению. У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения.

До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:

1.   Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.

2.   Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3.   Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4.   Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5.   Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам:


«Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т.п.

6.   Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.

7.   Развитие мелкой моторики

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.

Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста; игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застѐгивание и расстѐгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание узелков на шнурках; раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются); нанизывание бус, бисероплетение; многое другое.

8.   Состояние пространственных функций

Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевѐрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).

9.   Развитие коммуникативных функций

Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции .

10.   Развитие процессов внимания, памяти

Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т.д.

11.   Развитие мышления

Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

Обязательно ли ребенок должен уметь читать к 1 классу? Не обязательно.


Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.

Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Трудности при овладении чтением и письмом

В группу риска попадают следующие учащиеся:

-   Если ребенок левша

-   Если он переученный левша

-   Если в семье говорят на двух и более языках

-   Если ребенок слишком рано пошел в школу

-   Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

-      Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

-       Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков)

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

-    Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).

-   Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-      Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

-           Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:

-   свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы

-   знать времена года, названия месяцев, дней недели

-   уметь различать цвета


-       уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

-       иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.

Каждый родитель, ведя ребѐнка в школу мечтает, что его чадо будет успешным в учѐбе, в общении. У каждого родителя есть шанс приложить старание для того, чтобы приблизить своего ребѐнка к успеху в учении. Требуется не так уж много, а результат может быть значительным. Сейчас в жизни ваших детей, когда ему очень нужны ваша поддержка, забота, ваш опыт, внимание и терпение. Будьте мудры, не обижайтесь, если у малыша что-то не получается, он очень старается. Помогите ему