Консультация для родителей
«Музыка и дети»
Капранова Е.Н., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»
г. Рассказово Тамбовской области
«Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» - эти слова Н.А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребёнка в детском саду. А главное, это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка. Хорошо, когда взрослый может соприкасаться с миром детства. Взрослый вместе с ребёнком мечтает, фантазирует, уносится в мир сказок, в мир музыки. Вместе с ребёнком смеётся и играет, рисует и творит.
Дети, чувствуя близость и расположение взрослого друга и товарища, доверяют ему свои тайны, мысли, чувства и эмоции. Как это прекрасно знакомить ребят с музыкой! Я начинаю работать с детьми первой младшей группы. На этом пути продолжительностью в пять лет ребята систематически и последовательно от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.
Работа музыкального руководителя многогранна: я учу детей петь, танцевать, слушать музыку, играть.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере. Ребёнок реагирует на мелодичное пение матери, затихает и прислушивается к нему уже с первых дней своего существования. У него появляется способность к практическим действиям – подстраиваться к певческим звукам, приплясывать на руках у взрослых под весёлую музыку, чувствуя интенсивно ритм, темп.
Следуя за взрослым, он начинает воспроизводить музыкальную мелодию, постепенно сам становится «творцом» - может сочинять несложную песенку.
Под руководством взрослого ребёнок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявлять себя в пении, танце, игре на музыкальном инструменте. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая весёлую птичку, жужжащую пчелу, неуклюжего медведя и хитрую лису. Всё более устойчивым и активным становится внимание детей в процессе слушания музыки. Они узнают произведение по его фрагментам, отмечают вокальную и инструментальную музыку, различают их жанры. У детей накапливается запас любимых произведений, их они запоминают, просят повторить.
Многие музыкальные произведения несут в себе большой познавательный заряд, вооружают детей новыми сведениями об окружающем.
Каждый ребёнок может проявить творческую инициативу, фантазию в передаче игрового образа, показать свою творческую инициативу, фантазию в передаче игрового образа, показать свои возможности.
В свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкальные игры, связанные с пением. В таких играх у детей развиваются чувства товарищества, ответственности.
Музыкальный уголок дома – это место самостоятельной музыкальной деятельности детей, которая требует создания внешних условий.
Своё представление о той или иной песне дети передают в рисунках. Постепенно можно создать альбом рисунков, содержание которых составят знакомые песни, музыкальные произведения. Такой альбом тоже должен находиться в музыкальном уголке вместе с дисками, кассетами детских музыкальных произведений, а также с произведениями классической музыки. В музыкальном уголке должны быть музыкальные инструменты, а также самодельные, сделанные своими руками, это, например, погремушки, шумовые инструменты, ударные и т.д.
Трудно предугадать, кем станут наши дети, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня. Поэтому успех в этой работе невозможен без тесного контакта музыкального руководителя и родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.