Консультация на тему: «Самообслуживание – первый шаг к самостоятельности».
Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.
Прежде всего соблюдение режима приносит пользу не только для здоровья, но и для выработки полезных навыков. Постоянное повторение в определённой последовательности одних и тех же действий помогают ребёнку реагировать на внешние условия без лишней затраты сил. Спокойствие, последовательность, внимание и доброжелательность взрослых формирует у ребёнка доверие к ним и положительное отношение к их действиям.
Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 1 до 2,5 лет
Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:
· самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
· мыть и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого;
· пользоваться салфеткой с помощью взрослого;
· снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку с помощью взрослого;
· приводить в порядок одежду с помощью взрослого;
· убирать игрушки на место с помощью взрослого;
Если ребёнок не сопротивляется, то можно высаживать его на горшок после сна, еды. Пример может показывать игрушка или старший ребёнок. Если же малыш протестует, то не настаивайте и ни в коем случае не ругайте его, иначе у него может сформироваться негативное отношение к горшку.
Участие в домашних делах,
выполнение маленьких дел и поручений способствует развитию у ребёнка
самостоятельности и ответственности.
Позвольте вашему малышу помогать вам в уборке квартиры, стирке, приготовлении
пищи и мытье посуды. Ребёнку вполне по силам относить грязное бельё в стирку
или споласкивать небьющиеся чашечки, стирать носочки или кукольную одежду или
размешивать в миске муку с водой.
Если вы будете терпимы к неизбежным промахам, щедры на похвалу ребёнку за его
конкретные старания, то помимо развития определённых навыков у ребёнка будет
формироваться сознание собственной значимости, что важно для развития
полноценной личности.
Пища должна быть не только
вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала
первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой
есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте
сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не
запихивайте ему еду насильно.
Когда ребёнок ест кашу или другую густую пищу, дайте ему чайную ложку. Вложите её правильно в руку малыша. Возьмите его руку в свою и помогите ему зачерпнуть ложкой немного каши. Направьте руку ребёнка к его рту, приговаривая: “Вот как здорово у тебя получается!” Постепенно ребёнок научится самостоятельно справляться с ложкой. На первых порах ребёнок может уставать от однообразных движений. Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша.
В течении дня обращайте
внимание ребёнка на грязный нос, расстегнувшуюся пуговицу, расшнуровавшийся
ботинок. Делайте это тактично. Тихо сообщите об этом малышу, подозвав его к
себе. Помогите устранить неполадки.
Хорошо, если к полутора годам ребёнок научится самостоятельно обращать внимание
на всё это и вместе со взрослым справляться с этими проблемами.
В этот период нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу, просовывает ножки и ручки в одежду, которую держит взрослый. При раздевании сам снимает шапочку, носочки. Поощряйте эти действия малыша.
Не следует оставлять ребенка
в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его
самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года,
наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться
горшком практически только к 3 годам.
"Расстегни и застегни". Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстёгнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки.
Если у вас возникают проблемы с одеванием, попробуйте воспользоваться какой-нибудь игрой, отвлекающей малыша:
"Перемены". Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.
"Песенка" Держа малыша на руках, напевайте ему "одевальную" песенку, например: "Оденем мы сынишки тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые чулочки), а на ножки, а на ножки тёплые сапожки..." Песенку может заменить любимый стишок ребёнка, потешка, сказка).
"Выбиралочка". Предлагайте малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку...
"Путаница". Говорите малышу, например, так: "Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?" Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.
Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.
"Умывалочка". Для формирования положительного отношения к умыванию используйте весёлые стихи, потешки, например:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Вывод:
Несмотря на то, что навыки самообслуживания включают в себя достаточно весомое количество освоенных операций, в целом дети, не испытывающие задержек развития, без труда справляются с этими задачами. Однако, взрослым не стоит забывать выделять время на освоение этих навыков через игры и многочисленные повторения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.