Консультация для родителей на тему: " Самообслуживание - первый шаг к самостоятельности"
Оценка 4.9

Консультация для родителей на тему: " Самообслуживание - первый шаг к самостоятельности"

Оценка 4.9
docx
12.12.2022
Консультация для родителей на тему: " Самообслуживание - первый шаг к самостоятельности"
консультация самообслуживание.docx

Консультация на тему: «Самообслуживание – первый шаг к самостоятельности».

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.  Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

 Прежде всего соблюдение режима приносит пользу не только для здоровья, но и для выработки полезных навыков. Постоянное повторение в определённой последовательности одних и тех же действий помогают ребёнку реагировать на внешние условия без лишней затраты сил. Спокойствие, последовательность, внимание и доброжелательность взрослых формирует у ребёнка доверие к ним и положительное отношение к их действиям.

Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 1 до 2,5 лет

Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:

·         самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;

·         мыть и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого;

·         пользоваться салфеткой с помощью взрослого;

·         снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку с помощью взрослого;

·         приводить в порядок одежду с помощью взрослого;

·         убирать игрушки на место с помощью взрослого;

Если ребёнок не сопротивляется, то можно высаживать его на горшок после сна, еды. Пример может показывать игрушка или старший ребёнок. Если же малыш протестует, то не настаивайте и ни в коем случае не ругайте его, иначе у него может сформироваться негативное отношение к горшку.

Участие в домашних делах, выполнение маленьких дел и поручений способствует развитию у ребёнка самостоятельности и ответственности.
Позвольте вашему малышу помогать вам в уборке квартиры, стирке, приготовлении пищи и мытье посуды. Ребёнку вполне по силам относить грязное бельё в стирку или споласкивать небьющиеся чашечки, стирать носочки или кукольную одежду или размешивать в миске муку с водой.
Если вы будете терпимы к неизбежным промахам, щедры на похвалу ребёнку за его конкретные старания, то помимо развития определённых навыков у ребёнка будет формироваться сознание собственной значимости, что важно для развития полноценной личности.

Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.

Когда ребёнок ест кашу или другую густую пищу, дайте ему чайную ложку. Вложите её правильно в руку малыша. Возьмите его руку в свою и помогите ему зачерпнуть ложкой немного каши. Направьте руку ребёнка к его рту, приговаривая: “Вот как здорово у тебя получается!” Постепенно ребёнок научится самостоятельно справляться с ложкой. На первых порах ребёнок может уставать от однообразных движений. Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша.

В течении дня обращайте внимание ребёнка на грязный нос, расстегнувшуюся пуговицу, расшнуровавшийся ботинок. Делайте это тактично. Тихо сообщите об этом малышу, подозвав его к себе. Помогите устранить неполадки.
Хорошо, если к полутора годам ребёнок научится самостоятельно обращать внимание на всё это и вместе со взрослым справляться с этими проблемами.

В этот период нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу, просовывает ножки и ручки в одежду, которую держит взрослый. При раздевании сам снимает шапочку, носочки. Поощряйте эти действия малыша.

Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.

"Расстегни и застегни". Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстёгнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки.

Если у вас возникают проблемы с одеванием, попробуйте воспользоваться какой-нибудь игрой, отвлекающей малыша:

"Перемены". Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.

"Песенка" Держа малыша на руках, напевайте ему "одевальную" песенку, например: "Оденем мы сынишки тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые чулочки), а на ножки, а на ножки тёплые сапожки..." Песенку может заменить любимый стишок ребёнка, потешка, сказка).

"Выбиралочка". Предлагайте малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку...

"Путаница". Говорите малышу, например, так: "Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?" Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.

Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.

"Умывалочка". Для формирования положительного отношения к умыванию используйте весёлые стихи, потешки, например:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Вывод:

Несмотря на то, что навыки самообслуживания включают в себя достаточно весомое количество освоенных операций, в целом дети, не испытывающие задержек развития, без труда справляются с этими задачами. Однако, взрослым  не стоит забывать выделять время на освоение этих навыков через игры и многочисленные повторения.


 

Консультация на тему: «Самообслуживание – первый шаг к самостоятельности»

Консультация на тему: «Самообслуживание – первый шаг к самостоятельности»

Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша

Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022