Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОНР"

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для родителей Особенности речевого развития детей с ОНР.doc

    

«Особенности речевого развития детей с ОНР»

 

 Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, а у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

III уровень речевого развития является наиболее типичным. У таких детей в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

У этих детей выявлены лексические трудности, касающиеся знания и называния:

- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, копыта и т.п.);

 

 

 
http://stat18.privet.ru/lr/0a2446eea378dac32a93eb6b71162201

- глаголов, выражающих утонченность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом "ест");

- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);

- антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий –мелкий, густой – жидкий и т.п.);

- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый и т.п.).

 

В фонетическом плане дети:

- неверно произносят 5-8  звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые,звонкие – глухие согласные, а также звуки С-Ш, З-Ж, Л-Р и т.п.;

- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию , некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот - кит - ток, бык - бак - бок).

 

 
http://stat18.privet.ru/lr/0a2446eea378dac32a93eb6b71162201

Связная  речь.

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно - следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего таким детям дается не только самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, но и воспроизведение текстов по образцу обнаруживает заметное отставание от нормально говорящих детей.

Слоговая структура слов.

Для детей с III уровнем речевого недоразвития характерны стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Так, при произношении многосложных слов (велосипедист, аквалангист и др.) отмечаются перестановки и пропуски слогов и звуков, недоговаривания окончаний слов.

 

 
http://stat18.privet.ru/lr/0a2446eea378dac32a93eb6b71162201

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]

 

http://stat18.privet.ru/lr/0a2446eea378dac32a93eb6b71162201

Рекомендации  для  родителей по работе с детьми
с общим  недоразвитием речи .

Взрослые должны учитывать, что у ребенка с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к этой работе? Прежде всего необходимо побудить ребенка слушать и слышать взрослого, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: "Кто больше придумает слов?", "Кто точнее скажет слово?", "Кто быстрее ответит на вопрос?", "Кто больше заметит частей предмета?" и т.п.

Во время умывания можно предложить ребенку такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть.

 

 
http://stat18.privet.ru/lr/0a2446eea378dac32a93eb6b71162201

Систематический контроль за поставленными звуками

и грамматической правильностью речи ребенка

 

Родителям нужно следить за речью своего ребенка и исправлять его ошибки. Причем очень важно, чтобы все ошибки ребенка исправлялись родителями корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности, замкнутость, негативизм.

Если ошибки встречаются в обращении ребенка к родителям, то можно реагировать на них так: "Ты же можешь правильно сказать, ну – ка попробуй!" или "Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно.

 

 
http://stat18.privet.ru/lr/0a2446eea378dac32a93eb6b71162201