«Особенности
речевого развития детей с ОНР»
Общее
недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
При нормальном речевом
развитии дети к 5 годам свободно пользуются фразовой речью, разными
конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас,
владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени
окончательно формируется правильное звукопроизношение, а у некоторых детей
даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование
каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и
название дефекта – общее недоразвитие речи.
III уровень речевого
развития является наиболее типичным. У таких детей в 5-летнем возрасте
словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют
или же присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова,
обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
У этих детей выявлены лексические
трудности, касающиеся знания и называния:
- частей предметов и объектов
(кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, копыта
и т.п.);
|
|

- глаголов, выражающих
утонченность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все
выражается словом "ест");
- приставочных глаголов
(подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);
- антонимов (гладкий –
шершавый, храбрый – трусливый, глубокий –мелкий, густой – жидкий и т.п.);
- относительных
прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый и т.п.).
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят
5-8 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию
мягкие – твердые,звонкие – глухие согласные, а также звуки С-Ш, З-Ж, Л-Р и
т.п.;
- не могут воспроизвести
ряд слов, близких по звучанию , некоторые звуковые и слоговые сочетания
(кот - кит - ток, бык - бак - бок).
|
|

Связная речь.
— В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные
особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим
недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности
изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а
не на причинно - следственные взаимоотношения действующих лиц.
— Труднее всего таким детям дается не только самостоятельное
рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, но и
воспроизведение текстов по образцу обнаруживает заметное отставание от
нормально говорящих детей.
Слоговая структура слов.
Для детей с III уровнем
речевого недоразвития характерны стойкие ошибки в звуконаполняемости слов,
нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Так, при
произношении многосложных слов (велосипедист, аквалангист и др.) отмечаются
перестановки и пропуски слогов и звуков, недоговаривания окончаний слов.
|
|
|
|
|
|
|
|
[Введите цитату из документа или краткое описание
интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для
изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте
вкладку "Работа с надписями".]
|
|
|
|
 |

Рекомендации для родителей по работе с
детьми
с общим недоразвитием речи .
Взрослые должны учитывать, что у ребенка с общим
недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без
подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться
напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к этой работе? Прежде всего
необходимо побудить ребенка слушать и слышать взрослого, придать словесным
упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например,
задавая вопросы: "Кто больше придумает слов?", "Кто точнее
скажет слово?", "Кто быстрее ответит на вопрос?", "Кто
больше заметит частей предмета?" и т.п.
Во время умывания можно предложить ребенку такое
соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно
делать, что им можно мыть.
|
|

Систематический
контроль за поставленными звуками
и
грамматической правильностью речи ребенка
Родителям нужно
следить за речью своего ребенка и исправлять его ошибки. Причем очень
важно, чтобы все ошибки ребенка исправлялись родителями корректно. Ни в
коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это
может спровоцировать снижение речевой активности, замкнутость, негативизм.
Если ошибки
встречаются в обращении ребенка к родителям, то можно реагировать на них
так: "Ты же можешь правильно сказать, ну – ка попробуй!" или
"Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно.
|
|
