Консультация для родителей
"Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте"
Описание
материала:
предлагаю вам консультацию по теме: «Подготовка детей старшего дошкольного к
обучению грамоте».
Данный материал будет полезен учителям логопедам, учителям – дефектологам, а
так же воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Применение данных методов и приемов способствует развитию у детей развитию
звуко - буквенного анализа слов, применяемых в игровой форме и ознакомлению с
правилами выполнения звукового анализа слов.
Цель: развитие звуко - буквенного анализа и синтеза слов.
Обучение грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по
подготовке к овладению письмом и чтением.
Педагог считает, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо,
потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне
заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется
задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и
поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения
опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков, а не только; старался запомнить соответствующие буквы;
• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя
и расширяя словарный запас.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения
грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным,
чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих,
соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать,
различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звуко - буквенному анализу и синтезу звукового состава речи,
т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ
обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки
гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение
работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками слогового
чтения.
«Как обучать детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим
методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а
потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой
анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его
звуки, установление их количества и последовательности.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и
их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они
могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до
полной неспособности определить количество, последовательность или позицию
звуков в слове.
реклама
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к
обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и
согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
- определение места звука в слове.
Уважаемые педагоги (родители), помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не
встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта
при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные,
которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия
голосовых складок, детям мы объясняем,что когда произносим глухой звук, голос
спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко
или закрыть уши руками).
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
1. «Светофорчики»
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик.
Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий
квадратик, если мягкий – зелёный
(Снег, зима, лыжи и др.).
2. «Покажи картинку на определённый звук» (слышать звук в начале слова)
3. «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова)
4. «Сколько звуков в слове спряталось?»
5. «Место звука в слове»
Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что
детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название,
а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с
трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт
дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в
детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б,
к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы
ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в
школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге,
вылепить из пластилина и т.п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые педагоги (родители), очень точно следуйте инструкциям педагогов,
выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том,
что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Желаю всем удачи!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.