Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольников непроизвольное внимание: ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем – то одном, в частой смене деятельности. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает обязательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Со стороны родителей бывает много жалоб на плохую память ребенка. Он часто не помнит, чем занимался несколько минут назад, в тоже время великолепно запоминает рекламу. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.
Для детей, имеющих речевые нарушения характерно сужение объема памяти и внимания, особенно страдает произвольная, осознанная память на слова, фразы, целые тексты.
Поэтому так важно проводить специальные занятия для развития памяти, внимания. Особое внимание следует уделить развитию слуховой памяти – запоминанию и точному воспроизведению разнообразных слогов, слов, звуков, фраз.
Наиболее прочно запоминается информация, основанная на эмоциональных переживаниях. Положительные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.
Родителям рекомендуется проводить занятия в форме игр с предметными картинками:
- «Угадай, чего не стало?»
- «Угадай, что прибавилось?»
- «Запомни, разложи»
- «Что перепутал художник?»
- «Чего не бывает на свете?»
(Используются предметные картинки, которые подобраны по форме, цвету или по определенной лексической теме. Количество картинок, которые ребенок должен запомнить, а потом воспроизвести, увеличивается постепенно –2 – 3 – 4 – 5 -… перед проведением игры взрослому следует убедиться, что названия картинок ребенку хорошо знакомы. Если речь ребенка ограничена, рассматривание картинок должно сопровождаться четкой речью взрослого.)
- «Запомни – повтори»
- воспроизведение ряда звуков: а, у, и, о …
- воспроизведение ряда слогов: па – та – ка , ма – ка – ха…
- воспроизведение ряда слов: кот, собака, лошадь, свинья…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.